Творчество М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему. Урок по лирике М Цветаевой Тема России — важнейшая в творчестве Цветаевой М. Цветаевой «Родина» и «Тоска по Родине! Давно…»

Урок «Поэзия М.И.Цветаевой как лирический дневник эпохи

Цели: познакомить с жизнью и творчеством поэтессы; пробудить у учащихся интерес к личности Цветаевой и её произведениям, развивать навыки монологической речи и выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией, навыки конспектирования лекции, пробудить чувство гордости за богатство и разнообразие творчества этого уникального поэта.

Ход урока

Слово учителя. " Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю: Душа - есть всё - всюду - вечно".(Марина Цветаева. "Слово о Бальмонте")"

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

2 ученица . Были основания для такой уверенности, ведь воспитывала будущего поэта сама русская культура. Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, игрой ее восхищался великий композитор Антон Рубенштейн. Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке. И вот 26 сентября 1892 г. в старом московском переулке Трехпрудном, в доме №8 зажглась звезда русской поэзии - родилась Марина Цветаева.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

1 ученик. Мария Александровна мечтала о сыне, даже имя было выбрано - Александр. Но родилась девочка. М. Цветаева писала в своих воспоминаниях: "Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать: сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмысленным: словам оказалось "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", - и тут же принялась учить меня музыке: Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку".

(Аудиозапись стихотворения)

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская! (анализ стих - 1 группа)

2 ученик. Мать радовалась незаурядным музыкальным способностям дочери, мечтала вырастить из нее пианистку. Но девочке было всего четыре года, когда Мария Александровна записала в своем дневнике: "Старшая все ходит вокруг и бубнит рифмы. Может быть, моя Маруся будет поэтом?" Сама Марина Ивановна скажет о себе: "Стихи пишу с 6-ти лет. Печатаю с 16-ти".

1 ученица. После безвременной кончины матери (Марине тогда было лишь 8 лет, младшей сестре Асе - 6) интерес к музыке постепенно угасает, зато крепнет другое увлечение - поэзия. Юная Цветаева пишет стихи не только на русском, но и на немецком, на французском. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться чуждым влияниям, "быть самой собою" - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

Первую свою книгу "Вечерний альбом" Марина выпустила в свет по причинам внелитературным; как она сама говорила позже - "взамен любовного признания человеку, с которым иначе объясниться не могла".На дворе - начало зимы 1911 года. Поэтических сборников печаталось тогда великое множество. И все же первая книга никому еще не известной Марины Цветаевой сразу получила критические отклики. Первым книгу оценил, и весьма положительно, поэт Максимилиан Волошин.

2 ученик. Сергей Эфрон: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. "Заглянув в его глаза и все, прочтя наперед, Марина загадала: если он пойдет и подарит сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых". Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Сергей подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

(Чтение и анализ стих – 2 группа)

Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге! -
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз.
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.

1 учениица. Тогда Марина еще не знала, сколько горя принесет ей и детям ее верная, жертвенная, безоглядная любовь. :И вообще стихи ее о любви чаще всего трагичны. Цветаева убеждена: женщина всегда права, когда страдает, женщина всегда прекрасна, когда любит. Никто лучше не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных Любящих.

2 ученица Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г., но не решилась подойти познакомиться. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла "сплошной совестью", Марина пронесла через всю свою жизнь.

(Чтение и анализ стих – 3 группа)

Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу надвижных век.
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок (анализ)

1 ученик. Многолетняя дружба связывала Марину Цветаеву с Борисом Пастернаком. Для нее он был единственным на земле человеком, который мог бы без слов услышать и поддержать ее в минуту отчаяния.

Рас - стояние: версты, мили:
Нас рас - ставили, рас - садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас - стояние: версты, дали:
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий:
Не рассорили - рассорили,
Расслоили:
Стена да ров.
Расселили нас как орлов -
Заговорщиков: версты, дали:
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт (анализ- 4 группа)

1 ученица. В 1922 году Марина Цветаева, измученная долгой разлукой с мужем, уезжает вместе с дочерью за границу к Сергею, оказавшемуся в рядах белой эмиграции.

Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. Вокруг все теснее смыкалась глухая стена одиночества. "Мой читатель остается в России, куда мои стихи: не доходят,.." - писала Марина Цветаева. Находясь 17 лет в эмиграции, она постоянно думала о Родине. В 1934 году написано удивительное стихотворение "Тоска по родине:"

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей - поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк лом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина:

2 ученик. В эти же годы Марина писала: "Так одинока, как это пятилетие, я никогда не была. Дома я вроде "стража беспечности" - роль самая выгодная. Весь день смотреть, направлять и все по мелочам:

1 ученица. "У меня нет человека, к которому бы я могла прийти вечером, сбыв с плеч день, который, раскрыв дверь, мне непременно обрадовался бы. Ни одного человека, которого не надо бы предварительно запрашивать: "Можно ли?" Я здесь никому не нужна".

2 ученик. В 1936-ом - 1937-ом годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом - Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулась в Россию.

Именно тогда в нашей стране было время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы. Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Не было ничего, даже работы.

1 ученица. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила.

Но не было больше Сергея! Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась.

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество М.Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование - и того в обрез:

Учитель. Она оказалась права. Сегодня сильной, сложной настоящей поэзии Цветаевой настал черед, потому что настоящее в искусстве не умирает.

Домашнее задание:

1.Анализ стихотворений " Я с вызовом ношу твое кольцо" (1914)" Идешь, на меня похожий:" (1913)"Уж сколько их упало в эту бездну:"(1913), "Вскрыла жилы: неостановимо:"(1934), "Бузина" (1931-1935г.)


Тема урока: Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи

Место урока в программе по литературе для 11 класса: изучение русской лирики первой половины XX в.

Тип урока: урок – исследование нового материала.

Решаемые учебные проблемы: углублять понимание особенности художественного произведения как искусства слова, развивать умение раскрывать стилевые особенности текста автора, умение анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, раскрывать поэтическую идею в размышлениях о произведениях Цветаевой, используя теоретико-литературные понятия.

Формы организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным текстом, выразительное чтение и чтение наизусть, беседа с использованием «метода творческого погружения», работа с таблицами – практикумами, групповая работа, анализ лирического произведения по заданному алгоритму, подготовка к выводам по специфике стихов Цветаевой.

Основные виды деятельности учителя : исследовательский метод, технология формирования УУД, рефлексивная лекция, эвристический метод.

Технологии: коммуникативно-диалоговая.

Цели урока: познакомиться с фактами биографии Цветаевой, оказавшими влияние на творчество; рассмотреть разнообразие тематики ее поэзии; развить навыки анализа поэтического текста.

Задачи для школьников:

Познавательные: осознанно строить сообщения, в том числе и творческого характера; извлекать и структурировать информацию; сравнивать и оценивать её.

Регулятивные: осуществлять контроль по результату, выделять и формировать то, что усвоено и что еще необходимо усвоить; адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок.

Коммуникативные: строить высказывания монологического характера, вести диалог; уметь слушать; осуществлять взаимоконтроль.

Межпредметная связь; история, музыка, русский язык, ОПК.

Планируемые образовательные результаты: понимать образную природу литературы как явление словесного искусства, устанавливать связи произведения с эпохой создания, понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней, уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы; смысловое чтение, уметь работать самостоятельно и в группе, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; воспитывать любовь и уважение к русской литературе, эмоциональную отзывчивость, развивать эстетический вкус.

Оборудование: презентация по теме с использованием фотографий из семейного альбома М. Цветаевой; запись стихотворений в исполнении А. Фрейндлих; запись романса «Мне нравится…», звуковые музыкальные фоны; «Концерт №2 для фортепиано с оркестром» С. Рахманинова; «Лунная соната» Л. Бетховена; цикл «Времена года» «Октябрь».

Ход урока:

Стихи – есть бытие.

М. Цветаева

Предтекстовый структурный элемент урока.

Этап 1. Вхождение в тему урока.

Ориентация учащихся на тему урока. (Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи)

Сообщение об учебном материале урока, об использование на уроке ИКТ, о формах и видах работы. Выводы и обобщения в соответствии с темой и целями урока (изучение творчества поэтессы в контексте времени. Использование презентации с фотографиями из семейного альбома М. Цветаевой; записей стихов М. Цветаевой в исполнении А. Фрейндлих, слушание музыкальных композиций ),

Учитель сообщает и ориентирует учеников на средства обратной связи в конце урока.

Этап 2. Подготовка к вхождению в текст.

Актуализация ранее полученных знаний, фрагментарная проверка домашнего задания (учащиеся дают краткую характеристику к. 19 – н. 20 в. ) .

Слайд 1

Учащимся представляется портрет М. Цветаевой на фоне романса «Мне нравится…»

Учитель просит учащихся назвать автора слов . (Ответ учащихся.)

Учитель Я думаю, вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», но, наверно, не все знают, что слова к этой песне написаны Мариной Цветаевой.

Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни, поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии.

А помогать мне будет ассистент – Некрасова Ксения, которая сегодня выступит в образе М. Цветаевой.

Учитель: Запишите: Тема нашего урока…

Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. Это слова Цветаевой. Как понимаете слова Цветаевой? Что значит слово «бытие»?

Лексическая работа.

Бытие (книжное) – 1. Жизнь, существование. 2. Совокупность материальных условий жизни общества. Здесь слово употреблено в 1-м значении. Запишите в тетради.

Почему они избранны в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку? (Предполагается ответ, что стихи есть отражение жизни автора)

Текстовый элемент урока

Этап 3.

Учитель: Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы жизни и творчества, проследим, как в стихах отразилась ее судьба. На доске записаны вопросы, ответы на которые вы сформулируете в конце урока.

Запись на доске:

Учитель: А начать рассказ о жизни поэтессы предоставим самой Цветаевой, послушайте строки из ее автобиографии:

Слайд 2

Ассистент: «Кто создан из камня,

Кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена,

Мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская…»

Учитель: Марина Цветаева – эффектно, даже вычурно. Похоже на псевдоним, но за цветочным именем – душа скитальца в бесконечности страстей. Везде – не дома, всегда – небогато. В общем – то не слишком удачлива.

3 слайд

Ассистент читает

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов…

Учитель: Кто знает, о каком празднике идет речь? (Иоанн Богослов - вошел в историю христианской религии как один из апостолов и евангелист, сумевший донести миру свидетельства о жизни и благочестивых делах Иисуса Христа . )

Учитель: А какой праздник сегодня? (19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых в православном мире. )

Ассистент : Я родилась 26 сентября (по старому стилю) 1892 года в Москве .(«Лунная соната» Л. Бетховена)

4 слайд Мой отец – сын священника, филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель и единоличный собиратель первого в России музея изящных искусств в Москве. Герой труда. Умер в Москве, вскоре после открытия музея. Библиотеку, огромную, трудноприобретенную, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей.

5 слайд Мать – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке. Умерла рано. Стихи от нее, библиотеку (свою и дедовскую) тоже отдала в музей. Так от нас, Цветаевых, досталось Москве три библиотеки. Отдала бы и свою, если бы за годы революции не пришлось продать.

…Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…

Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.

6 слайд Учитель: У Цветаевых была большая библиотека, и любовь к книгам проявилась у Марины очень рано. Это была первая и пожизненная любовь. Любовь к книгам не могла не отразиться и в творчестве М. Цветаевой. Вот одно из первых ее стихотворений «Книги в красном переплете». Учитель обращает внимание, что данное стихотворение вынесено для групповой работы.

Книги в красном переплете (Ассистент читает наизусть)

Из рая детского житья

Неизменившие друзья

Чуть легкий выучен урок,

Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Tома.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры...

О, золотые времена:

О, золотые имена:

Учитель Какие чувства вызывает у вас это произведение? (Необходимо отделить чувства автора от эмоций учащихся)

7 слайд

Учитель: В печати произведения М. Цветаевой появились в 1910 году, когда она в 18 лет издала на собственные средства свою первую книгу стихов « Вечерний альбом» . Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость. Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.

Учитель: Подумайте и ответьте на вопросы:

Как отразились воспоминания о детстве в творчестве М. Цветаевой? В каких стихотворениях? Укажите темы, чувства.

8 слайд (фон цикл «Времена года» «Октябрь»)

Учитель: 5 мая 1911 года, Цветаева приехала в Коктебель в гости к поэту Максимилиану Волошину. На берегу Черного моря Цветаева встретила Сергея Эфрона. Это была любовь с первого же дня - и на всю жизнь.

Вдумайтесь:

Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, но Марина была годом старше.

В этом же 1941 году покончила с собой Марина.

Если кто-то скажет, что это - случай, совпадение - ошибется. Это судьба. Горькая судьба!

Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину...

Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, это – образцы эпистолярного жанра, в них потрясение, невозможный накал страстей…

Учитель: что такое эпистолярныйжанр? В каких произведениях мы его встречали?

Ассистент: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать - мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы.

Берегите себя, заклинаю Вас... Храни Вас Бог. Ваша М.»

Учитель: Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях - но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость с уверенностью в ближнем, с уважением к нему.

Учитель: Чувством гордости, уважения и любви пронизаны стихотворения Марины Цветаевой, посвященные мужу Сергею Эфрону. Послушайте одно из таких стихотворений, написанное в 1914 году, через 2 года после их венчания.

Ассистент:

С.Э.

Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в Вечности - жена, не на бумаге!

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Две бездны.

Такие - в роковые времена-

Слагают стансы - и идут на плаху.

Учитель: Каким предстает перед нами лирический герой? Как Цветаева «рисует» портрет Эфрона? Какие ассоциации у вас возникают?

Ответы учащихся В образе героя нет ничего мужественного и выдающегося, но хорошо прорисован портрет:

«…Е го лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови…

…Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза - прекрасно-бесполезны!

Под крыльями раскинутых бровей

Две бездны… »

При всей внешней непритязательности образа, перед нами образ рыцаря

«… В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху!

Такие - в роковые времена-

Слагают стансы - и идут на плаху ».

Лексическая работа со словами: стансы, плаха.

9 слайд

Учитель: Да, действительно, строки про плаху оказались пророческими: в 1941г. он был расстрелян. Своему мужу М. Цветаева посвятила много стихов, она любила и гордилась своим мужем.

10 слайд

Семейное счастье было недолгим, его разрушила Гражданская война. Сергей Эфрон вместе с Белой армией эмигрировал, Цветаева осталась в Москве одна с двумя дочерями. Это были тяжелейшие годы в жизни Цветаевой. Её томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы спасти от голода, но голод был везде. При одной мысли о гибели мужа её пронизывал ужас. Так она жила, каждый день, ожидая развязки. Спасало лишь одно – поэзия. Все силы стиха, жившие в ней, словно бросились на помощь.

В 1920 году Цветаева пишет стихотворение «Писала я на аспидной доске» послушаем его в исполнении А. Фрейндлих.

Учитель: обращает внимание на то, что стихотворение вынесено для практикума 2 группы.

Лексическая работа: значение выражения «аспидная доска» - доска из черного сланца, обрамленная деревом, на которой учились писать грифелем. То же, что «грифельная доска».

В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

Учитель: Давайте посмотрим, как поменялось лирическое настроение в стихотворениях М. Цветаевой? Сопоставьте события и тематику стихов. (пачаль, отчаяние) Какие темы можно выделить? (Тема любвии одиночества)

11 слайд

Учитель: В 1922 году Марина Цветаева с дочерью уехали в Берлин, где после долгой разлуки встретила мужа. Позже семья переехала в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие метания по Франции.

Ассистент: По всем своим городам и пригородам (не об оставленной России говорю) я прошла инкогнито, твеновским нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем...

Если бы я была (а не слыла!) эмигранткой, то как-нибудь, авось да небось, притулилась бы на чужбине среди «своих».

Если бы я была просто женой своего мужа и матерью своих детей, то не все ли равно, в конце концов, - где, лишь бы вместе?

Если бы я была «поэтом-трансплантантом», умеющим приспособиться, как иные прочие, то богемные кафе богемных кварталов послужили мне убежищем...

Если бы я не была собой! Но я всегда была собой!

Все меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там невозможна…

Учитель: Да, она всегда была собой! Будучи истинным патриотом своей родины, Цветаева не могла найти себе места в чужой стране.

Она не просто тосковала по России, она гордилась ей и мечтала вернуться. Послушаем стихотворение «Тоска по Родине» в исполнении А. Фрейндлих.

Запись стихотворения

Учитель: Что является символом Родины в данном стихотворении? (Рябина) Почему стихотворение заканчивается многоточием? (Автору одиноко на чужбине. Читатель сам додумывает, какие воспоминания хранит поэтесса в своем сердце. (Светлые, воздушные воспоминания)

С помощью каких выразительных средств переданы переживания лирической героини? (Свое страдание поэтесса передает через выразительные средства, такие как эпитеты: "быть вытесненной", "быть непонимаемой","быть одинокой". К нынешнему месту жительства поэтесса испытывает нерасположенность, даже некую неприязнь)

Учитель: Цветаевой было настолько тяжело выживать, что она вовсе потеряла интерес к происходящему. Об этом свидетельствуют такие фразы: "Мне совершенно все равно", "Мне едино", "Мне безразлично", "Мне все - равны, мне всё - равно".
12, 13 слайд
Учитель: В 1937 году Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР, становится агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939г. вслед за мужем и дочерью Ариадной возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием. В том же

39-м году дочь и муж были арестованы. Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи в это время не печатались. Но, несмотря на это, она продолжала писать и надеяться, что когда-нибудь, в далеком будущем ее поэзия будет востребована. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» стало пророческим. После более чем полувекового молчания настало время ее стихов. Послушайте его. (фон «Концерт №2 для фортепиано с оркестром» С. Рахманинова)

14 слайд

Ассистент Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Ассистент: Все чаще вспоминаю Константина Бальмонта, с которым делила последний кусок хлеба во время гражданской войны, Валерия Брюсова, Максима Горького… Маяковский, Пастернак, Ахматова – мои талантливейшие друзья прошлой жизни! Им посвящены мои стихи. Жизнь моя – две страсти: стихи и любовь, творчество мое неотделимо от судьбы!

15 слайд

Учитель: Наконец, настало время ее стихов, когда мы по достоинству можем оценить талант поэтессы. Значит, жизнь была прожита не зря, хоть и завершилась она очень трагично. 31 августа 1941г в Елабуге М. Цветаева приняла решение уйти из жизни. Одиночество, состояние безысходности, душевные страдания привели ее к гибели. Последние стихотворения Цветаевой полны философских размышлений о жизни и смерти, об одиночестве и даже о самоубийстве.

Учитель: Как меняется тематика стихов? (От светлых воспоминаний детства к размышлениям о жизни и смерти.)

Слайд 16

Этап 4

Практикум

  1. Выполнение групповой работы (анализ стихотворений по плану).
  2. Ответы групп.
  3. Обсуждение.

Посттекстовый элемент урока

Этап 5

Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с наиболее интересными фактами биографии М. Цветаевой, которые не могли не отразиться в ее творчестве. Давайте ответим на вопросы, которые я назвала в начале урока.

1. Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?

2.Какие темы звучат в ее поэзии? В каких стихотворениях?

Ребята, вспомните эпиграф к уроку: «Стихи – есть бытие». Как вы можете теперь объяснить эти строчки? («Жизнь моя – две страсти: стихи и любовь, творчество мое неотделимо от судьбы!») (Стихи для Цветаевой есть сама жизнь. Мы видим, что вся ее жизнь отразилась в стихах.)

Этап 6.

Рефлексия

Какие цели мы достигли?

Познакомились с фактами биографии Цветаевой, оказавшими влияние на творчество.

Рассмотрели разнообразие тематики ее поэзии.

Развили навыки анализа поэтического текста.

Какой вклад в общее дело может внести изучение этой темы?

Рассмотрели творчество Цветаевой в контексте времени.

Получили представление о жизненном и творческом пути Цветаевой, которое иллюстрирует литературный и общественно-культурный контекст конца 19 – первой половины 20 вв., выявляет масштаб личности поэта и ее значение в русской культуре, позволяет лучше и полнее представить ее семейное и литературное окружение.

Я вас оценила, теперь группы выставят оценки в соответствии с вкладом каждого члена группы.

Домашнее задание.

На дом дается письменный ответ на вопрос: «Как я воспринимаю стихи М. Цветаевой после изучения её биографии?». (Домашнее задание базируется на знаниях и информации полученной на уроке, при этом носит творческий характер.)

Приложение №1

Практикум по изучению жизни и творчества М. Цветаевой.

Вопрос

Ответ

Какие факты биографии отразились в творчестве М. Цветаевой?

Воспоминания детства.

Знакомство с Сергеем Эфроном.

Годы гражданской войны. Разлука с мужем.

Эмиграция

Возвращение в Россию. Арест мужа и дочери.

Какие темы звучат в ее поэзии?

Любовь к книгам.

Тема любви

Тема любви

и одиночества

Тема тоски по Родине

Смысл жизни, творчества. Размышления о смерти

В каких стихотворениях?

«Книги в красном переплете»

«Я с вызовом ношу его кольцо..»

«Писала я на аспидной доске…»

«Родина»

«Моим стихам, написанным так рано…»

1 группа: Лопатина О., Орехова В., Сизова Ю., Першиков И., Егоньянц К.

Книги в красном переплете

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тотчас же к вам, бывало.

Уж поздно! – Мама, десять строк! ..

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки...

Как хорошо за книгой дома

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Tома.

Темнеет... В воздухе свежо...

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры... Кладбище... Вещий крик совы....

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком - корона...

Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:

"Позвольте, я наследник трона!"

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы...

О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О, золотые времена:

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Задания для работы в группе

Вид деятельности

анализ

Предмет деятельности

Стихотворение «Книги в красном переплете» - 1908-1910г

С какими чувствами героиня стихотворения вспоминает о своем детстве?

Искренние воспоминания о детстве, где детство как рай «…Из рая детского житья…»,

о месте, где ей было хорошо и спокойно. Любовь к чтению, тоска по детству, печаль от невозможности вернуться в прошлое.

«…О, золотые времена: Где взор смелей и сердце чище!...»

Какой цвет использует Цветаева для изображения прошлых лет? Что может обозначать этот цвет?

Красный. С одной стороны красный – как яркое воспоминание детства, с другой стороны красный цвет жизни, крови т. е. лирическая героиня живет полной жизнью.

Какими вам показались отношения матери и дочери? Домашняя атмосфера в стихотворении?

Отношения ровные, спокойные.

Атмосфера покоя, уюта «…Как хорошо за книгой дома…».

Назовите литературные произведения и их авторов, которые упоминаются в стихотворении.

М. Твен «Приключения Тома Сойера и Геккельбери Финна», «Принц и нищий».

Возможно, увлечена чтением М. Твена.

Назовите фамилии композиторов, упомянутых в стихотворении? Почему именно они близки сердцу автора?

Григ, Шуман, Кюи

Композиторы 19 в. В их произведениях находят воплощение народные образы, сказочные герои, природа. Музыка полна света, нет тревоги.

Определите в тексте слова, предложения, средства пунктуации, которые указывают на сильные эмоции и переживания?

Многоточия, употребление восклицаний.

«…О, золотые времена:

Где взор смелей и сердце чище!..»

Практикум для групповой работы

2 группа: Парахин А., Черных Д., Помазкова С., Михолап К., Помазкова С.

Писала я на аспидной доске ,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -

И на стволах, которым сотни зим,

И, наконец, - чтоб всем было известно! -

Что ты любим! любим! любим! любим! -

Расписывалась - радугой небесной.

Как я хотела, чтобы каждый цвел

В веках со мной! под пальцами моими!

И как потом, склонивши лоб на стол,

Крест-накрест перечеркивала - имя...

Но ты, в руке продажного писца

Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!

Непроданное мной! внутри кольца!

Ты - уцелеешь на скрижалях.

Задания для работы в группе

Вид деятельности

анализ

Предмет деятельности

Стихотворение «Писала я на аспидной доске» - 1920

Кому посвящено стихотворение «Писала я на аспидной доске»?

С. Э. – мужу Цветаевой С. Эфрону

Перечислите образы – символы, что они обозначают?

Образ небесной радуги – символ отражения божественного света «…Расписывалась - радугой небесной…»; образ креста – страдания, жертва «…Крест-накрест перечеркивала - имя...»; образ кольца – символ верности «…и кольцом на стеклах, - … Непроданное мной! внутри кольца!...»; образ вечности - «…стволы которым сотни зим..»;

Укажите тему стихотворения?

Тема любви и одиночества

Какой изображена любовь в данном стихотворении?

Как глубокое сильное чувство.

Найдите в тексте слово, которое является главным доказательством любви лирической героини.

«… Что ты любим! любим! любим! любим!.. »

Каким изобразительно-выразительным средством выражает свою любовь героиня?

Лексический повтор как средство, помогающее сделать высказывание выразительным, связать между собой фразы (по цепочке), заострить смысл, способ обратить внимание читателя на подтекст. «… любим! любим! любим! .. »

Характеристика любви в данном стихотворении.

Любовь в понимании Цветаевой – это любить несмотря ни на что, любить, отдавая себя и не требуя ничего взамен. Любовь у Цветаевой многолика: дружба, презрение, ревность – все это ипостаси любви. Чувства обречены на разлуку, радость – на боль, счастье – на страдание.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Стихи – есть бытие. М. Цветаева Тема урока: «Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи»

Мари́на Ива́новна Цвета́ева (26 сентября (8 октября) 1892, Москва. «Кто создан из камня, Кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, Мне имя – Марина, Я – бренная пена морская…»

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.

Её отец, Иван Владимирович, - профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, Мария Александровна Мейн (по происхождению - из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.

Начальное образование Марина Ивановна получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко. Продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов - «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую » направленность). «Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений» Н. Гумилёв

Я с вызовом ношу его кольцо Да, в вечности жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза – прекрасно-бесполезны! – Под крыльями распахнутых бровей – Две бездны. …В его лице я рыцарству верна, Всем тем, кто жил и умирал без страху! - Такие - в роковые времена - Слагают стансы- и идут на плаху. 3 июня 1914 В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

27 января 1912 года состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет. Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. Марина Цветаева в 1924-м году Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно - Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что - мой, Как госпиталь или казарма. Мне все равно, каких среди Лиц ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной - непременно - В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведём без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться - мне едино. Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично - на каком Непонимаемой быть встречным! (Читателем, газетных тонн Глотателем, доильцем сплетен…) Двадцатого столетья - он, А я - до всякого столетья! Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне все - равны, мне всё - равно, И, может быть, всего равнее - Роднее бывшее - всего. Все признаки с меня, все меты, Все даты - как рукой сняло: Душа, родившаяся - где-то. Так край меня не уберег Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей - поперек! Родимого пятна не сыщет! Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все - равно, и все - едино. Но если по дороге - куст Встает, особенно - рябина… 1934 г.

В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), сын Марины Цветаевой. Париж, 1930-е. М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево). М.И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв

27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября - Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей), 1930-е

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева Посмертная записка сыну

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Спасибо за внимание!


11класс Литература 08.12.16 урок 40

Тема: М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

Цели: познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой;

Раскрыть своеобразие поэтического стиля М.И. Цветаевой;

Воспитывать чувство долга, личной ответственности за судьбу поколений, страны, прививать любовь к Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Эпиграф к уроку: «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь…».

1.Оргмомент. Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.

2.Актуализация знаний.

1.Проврка дз. Рассказ учащихся о Цветаевой.

3.Мотивация.

4. Этой женщине принадлежит особое место среди поэтов «серебряного века». Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?

Запись темы урока и определение целей учащимися.

5.Основная работа урока.

1.Слово учителя.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой - русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века. Русская поэтесса. Дочь ученого, специалиста в области античной истории, эпиграфики и искусства, Ивана Владимировича Цветаева. В 1922 - 39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.



Родилась 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.

Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.

В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.

В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.

Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 - «После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 - 1925.

Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 покончила с собой.

В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году, Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет: "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!". София Парнок - любовница Марины Цветаевой

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет.

Сборники стихов 1910 - «Вечерний альбом» 1912 - «Волшебный фонарь», вторая книга стихов 1913 - «Из двух книг», Изд. «Оле-Лукойе» 1913-15 - «Юношеские стихи» 1922 - «Стихи к Блоку» (1916-1921) 1922 - «Конец Казановы» 1920 - «Царь-девица» 1921 - «Вёрсты» 1921 - «Лебединый стан» 1922 - «Разлука» 1923 - «Ремесло» 1923 - «Психея. Романтика» 1924 - «Молодец» 1928 - «После России» сборник 1940 года

Поэмы: Чародей (1914) На Красном Коне (1921) Поэма Горы (1924, 1939) Поэма Конца (1924) Крысолов (1925) С моря (1926) Попытка комнаты (1926) Поэма Лестницы (1926) Новогоднее (1927) Поэма Воздуха (1927) Красный бычок (1928) Перекоп (1929) Сибирь (1930)

Поэмы-сказки: Царь-Девица (1920) Переулочки (1922) Молодец (1922)

Незавершённые поэмы: Егорушка Несбывшаяся поэма Певица Автобус Поэма о Царской Семье.

Драматические произведения: Червонный валет (1918) Метель (1918) Фортуна (1918) Приключение (1918-1919) Пьеса о Мэри (1919, не завершена) Каменный Ангел (1919) Феникс (1919) Ариадна (1924) Федра (1927).

Проза: «Живое о живом» «Пленный дух» «Мой Пушкин» «Пушкин и Пугачёв» «Искусство при свете совести» «Поэт и время» «Эпос и лирика современной России» воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др. Мемуары «Мать и музыка» «Сказка матери» «История одного посвящения» «Дом у Старого Пимена» «Повесть о Сонечке».-Что вы узнали о Марине Цветаевой?

Какую роль сыграла в становлении личности М. И. Цветаевой ее мать, Мария Александровна?

Какое место занимает в лирике М. Цветаевой тема дома?

Каким вы представляете детство поэта по стихотворениям, вошедшим в сборник «Вечерний альбом»?

Насколько непосредственно в стихах М. Цветаевой поэтический образ соотнесен с жизненными обстоятельствами?

2. Чтение предсмертной записки. Записка сыну: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик".

Записка Асеевым: "Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына - заслуживает. А меня - простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете - увезите с собой. Не бросайте!".

Записка «эвакуированным»: "Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы - страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом - сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте".

3.Запись в тетрадь.

Особенности поэзии Цветаевой

1. Эмоциональная напряженность

2. Сжатость мысли

3. Исповедальность 4. Богатство интонации

5. Своеобразное использование тропов

Отличительная особенность поэзии М.И.Цветаевой - её стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора и эпохи соответственно.

Таким образом, поэзия М. Цветаевой – лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения себя.

4.Выборочное чтение. Прочитайте наиболее понравившееся вам стихотворение.

5.Работа над лирикой Цветаевой. Работа в парах.

1. Ждут на пыльные дороги»

2. «Моим стихам, написанным так рано…»

Какова интонация этого стихотворения?

Как поэт относится к своим стихам и своему дару?

Что, на ваш взгляд, заставило ее так думать?

3. «Молитва» («Христос и Бог! Я жажду чуда…») -Что вас поражает в этом стихотворении? Жизни или смерти жаждет лирическая героиня?

Что объединяет все желания лирической героини во 2, 3, 4-й строфах?

Близки ли они вам?

Какая жизнь ее влечет?

Какие чувства она испытывает?

6. Самостоятельная работа.

Вывод: лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением, полученным в юности, и, несмотря на то что она просит смерти в 17 лет, стихотворение наполнено красками, жизнью, полетом, без которого нет Марины Цветаевой

7.Закрепление изученного материала.

Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Что общего между поэтом и морем?

Какие литературные ассоциации у вас возникают при чтении этого стихотворения?

Как сочетаются в образе лирической героини вечность и бренность?

В чем видит лирическая героиня свое отличие от других людей?

Какой вы представляете Марину Цветаеву, читая это стихотворение?

Как бы вы ее изобразили?

На каком фоне, в какой манере, в какой технике вы бы нарисовали ее портрет?

8.Рефлексия. Составление синквейна и кроссворд.

Цветаева.

Несравненная, страдающая.

Мучилась, творила, любила.

Восхищаюсь гениальным поэтом-женщиной.

Затравленный зверь

Ответы на вопросы кроссворда:

1 – Москва, 2- Мария, 3 – Сорбонна, 4 – рябина, 5 – сыну, 6 – Франция, 7 – традиция, 8 – тождество, 9 – Сергей, 10 – «Версты», 11 – эмиграция, 12 – Елабуга, 13 – Волошин, 14 – признание.9.ДЗ.Выучить наизусть любое стихотворение М.Цветаевой. Найти стихотворения Цветаевой, положенные на музыку, принести аудио и артвидео.

Любовь к поэзии проснулась у Цветаевой рано. Еще будучи совсем юной, она тайком от семьи выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Отзывы на эту книгу были весьма благосклонными, что вселило в юную поэтессу уверенность в своих силах.Поэзия Цветаевой - это своеобразный дневник, где нашли отражение все значительные события ее непростой жизни:Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья.Я родилась.Встреча с будущим мужем Сергеем Эфроном перевернула всю жизнь Марины. Они не просто любили, они боготворили друг друга.

Вот какие строки Цветаева посвятила своему любимому человеку:Есть такие голоса,Что смолкаешь, им не вторя,Что предвидишь чудеса.Есть огромные глаза Цвета моря...Когда началась гражданская война, Сергей воевал на стороне белых. Это обстоятельство поставило Марину практически в безвыходное положение, ведь ее в любой момент могли арестовать большевики, несмотря на то что она приветствовала обе революции.На войне Сергей пропадает без вести.

Для Цветаевой это было тяжелое и страшное время, когда она, с двумя детьми на руках, прозябала в голодной Москве. Именно тогда родились эти беспощадные строки:Два на миру у меня врага,Два близнеца-неразрывно слитых:Голод голодных-и сытость сытых!..Вскоре от голода, не дожив даже до своего трехлетия, погибает вторая дочь Цветаевой и Эфрона - Ирина. Даже невозможно представить себе горе матери, потерявшей своего маленького ребенка:Светлая-на шейке тоненькой-Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем не понято,Что дитя мое в земле.Долгие семнадцать лет поэтесса жила вдали от Родины, в эмиграции. По этому поводу ходило много толков. Некоторые осуждали Цветаеву, говорили, что она не выдержала трудной жизни и голода, убежав за границу, сытую и процветающую.

Но любое осуждение здесь просто неуместно, ведь не каждый человек вынесет то, что перенесла Марина.Именно за границей, в Праге, нашелся ее любимый муж. Вот Цветаева и решилась на эмифацию, ведь приезд Сергея в Россию был просто невозможен. Вдалеке от Родины Марина Цветаева продолжает много писать. Именно в это время появляются стихи о собратьях-поэтах. Особенно восторгал поэтессу Блок, которого она боготворила.В 1939 г. Цветаева возвратилась в Советский Союз вместе с мужем, дочерью и сыном.

Вскоре мужа и дочь арестовали. Началась Великая Отечественная война. Все эти трагические события неумолимо толкали Цветаеву к тому страшному решению, которое она приняла и осуществила 31 августа 1941 г., - она покончила с собой.Мне так же трудно до сих порВообразить себя умершей.

Как скопидомкой-мильонершейСредь голодающих сестер.Что сделать мне тебе в угоду?Дай как-нибудь об этом весть.В молчаньи твоего уходаУпрек невысказанный есть...Лицом повернутая к Богу,Ты тянешься к нему с земли,Как в дни, когда тебе итогаЕще на ней не подвели.

Так отозвался Борис Пастернак на ее гибель.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... В сентябре 1992 года наша страна отмечала столетие со дня рождения замечательной русской поэтессы М. Цветаевой. Сегодня мы уже плохо представляем свой духовный мир...

  2. Загрузка... Поэзия Цветаевой - вольный полет души, безудержный вихрь мысли и чувства. Смело порывая с традиционными правилами стихосложения, ритмики, строфики, метафорического и образного строя, она...

  3. Загрузка... Тема родины в лирике Марины Цветаевой.О неподатливый язык!Чего бы попросту - мужик,Пойми, певал и до меня:-Россия, родина моя!М. Цветаева.Марина Цветаева - поэт, чьи стихи...

  4. Загрузка... ...Моим стихам, как драгоценным винам,Настанет свой черед. М. ЦветаеваМарина Цветаева - поэт огромного таланта и трагической судьбы. Она всегда оставалась верна себе, голосу своей...

  5. Загрузка... Талант Марины Ивановны Цветаевой проявился очень рано. С детских лет ее душа стремилась много понять и прочувствовать, узнать и оценить. Конечно же, такая пылкая...


11класс Литература 08 .12.16 урок 40
Тема: М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.
Цели: познакомить учащихся с биографией М.И. Цветаевой;
- раскрыть своеобразие поэтического стиля М.И. Цветаевой;
- воспитывать чувство долга, личной ответственности за судьбу поколений, страны, прививать любовь к Родине.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Эпиграф к уроку: «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь…».
1.Оргмомент. Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.
2.Актуализация знаний.
1.Проврка дз. Рассказ учащихся о Цветаевой.
3.Мотивация.
4. Этой женщине принадлежит особое место среди поэтов «серебряного века». Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?
Запись темы урока и определение целей учащимися.
5.Основная работа урока.
1.Слово учителя.
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой - русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века. Русская поэтесса. Дочь ученого, специалиста в области античной истории, эпиграфики и искусства, Ивана Владимировича Цветаева. В 1922 - 39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.
Родилась 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906, оставив двух дочерей на попечение отца.
Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.
Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте. Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.
В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом.
В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.
Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 - «После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 - 1925.
Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 покончила с собой.
В 1914 году Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, их романтические отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Цветаева и Парнок расстались в 1916 году, Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет: "Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное - какая скука!". София Парнок - любовница Марины Цветаевой
В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет.
Сборники стихов 1910 - «Вечерний альбом» 1912 - «Волшебный фонарь», вторая книга стихов 1913 - «Из двух книг», Изд. «Оле-Лукойе» 1913-15 - «Юношеские стихи» 1922 - «Стихи к Блоку» (1916-1921) 1922 - «Конец Казановы» 1920 - «Царь-девица» 1921 - «Вёрсты» 1921 - «Лебединый стан» 1922 - «Разлука» 1923 - «Ремесло» 1923 - «Психея. Романтика» 1924 - «Молодец» 1928 - «После России» сборник 1940 года
Поэмы: Чародей (1914) На Красном Коне (1921) Поэма Горы (1924, 1939) Поэма Конца (1924) Крысолов (1925) С моря (1926) Попытка комнаты (1926) Поэма Лестницы (1926) Новогоднее (1927) Поэма Воздуха (1927) Красный бычок (1928) Перекоп (1929) Сибирь (1930)
Поэмы-сказки: Царь-Девица (1920) Переулочки (1922) Мо́лодец (1922)
Незавершённые поэмы: Егорушка Несбывшаяся поэма Певица Автобус Поэма о Царской Семье.
Драматические произведения: Червонный валет (1918) Метель (1918) Фортуна (1918) Приключение (1918-1919) Пьеса о Мэри (1919, не завершена) Каменный Ангел (1919) Феникс (1919) Ариадна (1924) Федра (1927).
Проза: «Живое о живом» «Пленный дух» «Мой Пушкин» «Пушкин и Пугачёв» «Искусство при свете совести» «Поэт и время» «Эпос и лирика современной России» воспоминания об Андрее Белом, Валерии Брюсове, Максимилиане Волошине, Борисе Пастернаке и др. Мемуары «Мать и музыка» «Сказка матери» «История одного посвящения» «Дом у Старого Пимена» «Повесть о Сонечке».-Что вы узнали о Марине Цветаевой?
- Какую роль сыграла в становлении личности М. И. Цветаевой ее мать, Мария Александровна?
- Какое место занимает в лирике М. Цветаевой тема дома?
- Каким вы представляете детство поэта по стихотворениям, вошедшим в сборник «Вечерний альбом»?
- Насколько непосредственно в стихах М. Цветаевой поэтический образ соотнесен с жизненными обстоятельствами?
2. Чтение предсмертной записки. Записка сыну: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик".
Записка Асеевым: "Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья - и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына - заслуживает. А меня - простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете - увезите с собой. Не бросайте!".
Записка «эвакуированным»: "Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы - страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом - сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте".
3.Запись в тетрадь.
Особенности поэзии Цветаевой
1. Эмоциональная напряженность
2. Сжатость мысли
3. Исповедальность 4. Богатство интонации
5. Своеобразное использование тропов
6. Образность, необычный синтаксис: авторские знаки, парцелляция, обилие риторических вопросов, обращений и восклицаний
Отличительная особенность поэзии М.И.Цветаевой - её стихи стали своеобразным дневником, запечатлевшим душевные переживания автора и эпохи соответственно.
Таким образом, поэзия М. Цветаевой – лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения себя.
4.Выборочное чтение. Прочитайте наиболее понравившееся вам стихотворение.
5.Работа над лирикой Цветаевой. Работа в парах.
1. Ждут на пыльные дороги»
2. «Моим стихам, написанным так рано…»
-Какова интонация этого стихотворения?
- Как поэт относится к своим стихам и своему дару?
- Что, на ваш взгляд, заставило ее так думать?
3. «Молитва» («Христос и Бог! Я жажду чуда…») -Что вас поражает в этом стихотворении? Жизни или смерти жаждет лирическая героиня?
- Что объединяет все желания лирической героини во 2, 3, 4-й строфах?
- Близки ли они вам?
- Какая жизнь ее влечет?
-Какие чувства она испытывает?
6. Самостоятельная работа.
Письменно ответить на вопрос: Почему у автора возникает желание «умереть, покуда вся жизнь как книга…»? Как понять парадокс этого стихотворения?
Вывод: лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением, полученным в юности, и, несмотря на то что она просит смерти в 17 лет, стихотворение наполнено красками, жизнью, полетом, без которого нет Марины Цветаевой
7.Закрепление изученного материала.
Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
-Как в стихотворении автор обыгрывает свое имя?
- Что общего между поэтом и морем?
- Какие литературные ассоциации у вас возникают при чтении этого стихотворения?
-Как сочетаются в образе лирической героини вечность и бренность?
-В чем видит лирическая героиня свое отличие от других людей?
-Какой вы представляете Марину Цветаеву, читая это стихотворение?
-Как бы вы ее изобразили?
-На каком фоне, в какой манере, в какой технике вы бы нарисовали ее портрет?
8.Рефлексия. Составление синквейна и кроссворд.
Цветаева.
Несравненная, страдающая.
Мучилась, творила, любила.
Восхищаюсь гениальным поэтом-женщиной.
Затравленный зверь
Ответы на вопросы кроссворда:
1 – Москва, 2- Мария, 3 – Сорбонна, 4 – рябина, 5 – сыну, 6 – Франция, 7 – традиция, 8 – тождество, 9 – Сергей, 10 – «Версты», 11 – эмиграция, 12 – Елабуга, 13 – Волошин, 14 – признание.9.ДЗ.Выучить наизусть любое стихотворение М.Цветаевой. Найти стихотворения Цветаевой, положенные на музыку, принести аудио и артвидео.

Случайные статьи

Вверх