Средневековый диспут. «Чему и как учили в средневековом университете. Дальнейший путь выпускника университета. История изучения университетской культуры

Становление современной науки - тема достаточно разработанная, но не утратившая своей актуальности и сегодня: для понимания природы науки, определившей характер индустриальной цивилизации, исследование ее генезиса имеет первостепенное значение. Несмотря на то, что многие аспекты этой темы достаточно хорошо изучены историками науки, философии и культуры, остается все же немало вопросов, касающихся, в частности, того периода, который можно было бы назвать предысторией становления новоевропейской науки и который сыграл весьма важную роль в пересмотре принципов античной онтологии и логики, подготовив тем самым переход к иному типу мышления и миропонимания, составивших предпосылку науки и философии Нового времени. Имеется в виду период позднего средневековья - XIV-XVI вв. Для этой эпохи характерна общая атмосфера скептицизма, которую до сих пор недостаточно принимали во внимание, но которая существенна для понимания тех интеллектуальных сдвигов, которые произошли в конце XVI-XVII вв. и которые именуют научной революцией.

Средневековая наука развивалась в больших городах, где впервые в Европе появляются высшие учебные заведения - университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский). Университеты способствовали развитию и распространению знаний, а также созданию новых отраслей знания, которые чуть позднее оформляются в различные науки - медицину, астрономию, математику, философию и т.д. Наука начинала воспроизводить самое себя, что ускорило ее прогресс.

Постепенно формируется совершенно новый слой общества - студенчество, который и поныне является двигателем образования и науки в современном обществе.

В средневековых университетах создаются столь эффективные формы обучения, что ими пользуются и по сей день. Например, лекция (буквально - чтение) в средневековом университете по необходимости была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, и поэтому чтение и комментирование богословских и научных трудов являлось важной формой информации. В университетах сформировались ученые звания и степени, факультеты как учебные подразделения. Отмерла такая форма обучения, как диспут, имевшая широкое распространение в средневековых университетах, но научные дискуссии и семинары имеют большое значение и в современной науке, и в высшей школе.

Преподавание велось на латинском языке, равно как и богослужение в католических храмах. До XVIII в. латинский язык был международным научным языком, на нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов. До сих пор в европейских университетах торжественные речи читаются, а дипломы пишутся на латинском языке. На торжественных актах профессора появляются в средневековых докторских мантиях и шапочках. Так современная наука сохраняет память о первых университетах, возникновение которых явилось одной из главных предпосылок научного прогресса.

В эпоху Средневековья было сделано немало технических открытий, способствовавших развитию науки позднее, многими из этих достижений мы пользуемся по сей день. Около XI в. появляются первые часы с боем и колесами, а через два века - карманные часы. В это же время была создана современная конструкция рулевого управления, позволившая в XV в. пересечь океан и открыть Америку. Был создан компас. Величайшее значение имело изобретение печатного станка, книгопечатание сделало книгу доступной. Таким образом, время, которое считают периодом "тьмы и мракобесия" создавало предпосылки для появления науки. Чтобы сформировалось научное знание, нужно было интересоваться не тем, что необычно, а тем, что повторяется и является естественным законом, т.е. от опоры на обыденный опыт, основывающийся на показаниях органов чувств, перейти к опыту научному, что и произошло постепенно в эпоху Средневековья.

Европейская средневековая наука

Эпоху Средневековья относят к началу II в. н. э., а ее завершение к XIV—XV вв. Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности. Философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. Положения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются.

Поэтому наука в Средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассудками и заблуждениями. Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения.

В Средние века постулаты о творении предполагали выделение природы творящей ( natura naturans ) и природы сотворенной ( natura naturata ) . Средневековье знало семь свободных искусств триумвиум : грамматика, диалектика, риторика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками — искусствами. В XII—XIII вв. были известны тексты арабоязычных ученых, посвященные естественнонаучным изысканиям, широко употреблялись арабские цифры. Наиболее важные изобретения компас, порох, часы, хомут лошади, рулевая стойка пришли с Востока. В науке господствовал схоластический метод с его необходимым компонентом — цитированием авторитетов, что лишало значимости задачу по исследованию природных закономерностей.

Средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией , понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения, и, следовательно, без насилия над Природой. Патристика (от лат. патер — отец) — учение отцов церкви — выступила первым этапом развития средневековой философии. С I по VI в. проблематику философии в рамках патристики представляли: Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к определенной конечной цели («град божий»), соотношение свободы воли и спасения души. Большое значение имело то, что разум мыслился как стремящийся к расширению своих границ, а умопостигаемая природа возлагала свои надежды на возможности человеческого разума.

Классик средневековой патристики Тертуллиан (160-220) обнажал пропасть между реальностью веры и истинностью умозрения, всякий раз показывая несоразмерность веры и разума. Вера не нуждается в рационально-теоретической аргументации, истины веры открываются в акте откровения. Его кредо «Верую, ибо абсурдно» показывает, что когнитивно-рациональные структуры не имеют силы в сфере притяжения веры.

Представитель ранней патристики Ориген (около 185-253/254) обращал внимание на то, что Природа превосходит самый ясный и чистый человеческий ум. Мироздание является совечным Богу, до нашего мира и после него были и будут другие миры. Процесс изменения мира в его христологическом учении связывался с глубиной падения духов, их возвращением (спасением) в первоначальное благостное состояние, что не являлось окончательным, поскольку и духи в силу свободной воли могли испытать новое падение.

Схоластика (от лат. — школьный), оформившаяся в IX—XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в которой они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.

Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры, науки и религии. Соотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентерберийский (1033—1109) считает, что истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету Священного писания, должны быть забыты или отвергнуты. Абеляр (1079-1142) стремится к четкому разграничению между верой и знанием и предлагает сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают ли они веры или нет. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «Понимать, чтобы верить». В отличие от веры философия, как и знание, опирается на доказательства разума.

Для Средневековья была характерна борьба между номинализмом и реализмом , которая касалась существа общих понятий — «универсалий» . Номиналисты отрицали онтологическое (бытийное) значение общих понятий. Универсалии существуют лишь в уме. В XIV в. Оккам выразит эту идею номинализма, заявив, что предметом познания могут быть только единичные вещи — индивидуальности. Реалисты утверждали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Номиналисты создали учение о двойственной истине , настаивавшее на разделении истин богословия и истин философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Принцип двойственности истины указывал на две принципиально разные картины мира: теолога и натурфилософа. Первая связывала истину с божественным откровением, вторая — с естественным разумом.

Знаменитый ученый Альберт Великий (1193-1207) стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Главным методом научного исследования, он считал наблюдение и был уверен, что при исследовании природы надо обращаться к наблюдению и опыту. В своей тайной мастерской он проводил бесчисленные эксперименты.

Для Роджера Бэкона (ок. 1214-1294) существовали три основных способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную науку он считал владычицей умозрительных наук. Имея энциклопедическую образованность и широкий кругозор, он подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики. Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, а также этика. Интересно, что Р. Бэкон различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистического озарения и праопыт, которым Бог наделил «святых отцов церкви».

В учении Фомы Аквинского (1225-1274) есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего созерцания, который схватывает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит».

Интересны представления о процессе познания, развиваемые английским философом и логиком Оккамом (ок. 1285-1349). Он был уверен в независимости научных истин от богословия, их тесной связи с опытом и опорой на разум. Чувственное познание имеет дело с единичными предметами. Однако оно теряет характер их точного воспроизведения. «Представление как таковое есть состояние или акт души и образует знак для соответствующей ему внешней вещи». Следовательно, в душе мы находим знак для соответствующего ему явления во внешнем мире. Оккам различает интуитивное знание, связанное с восприятием и переживанием единичной вещи, и абстрактное знание, которое способно отвлекаться от единичного. Известный принцип Оккама («бритва Оккама»), гласящий, что «не следует множить сущности без надобности», вошел в сокровищницу человеческой интеллектуальной мысли, означает, что каждый термин обозначает лишь определенный предмет. Образование понятий у Оккама обусловлено потенцией - устремлением человеческой души на предмет познания. Его учение о понятиях называется терминизм . Естественные понятия, относящиеся к самим вещам, Оккам называет «терминами первой интенции», а искусственные, относящиеся ко многим вещам и отношениям между ними, называются «терминами второй интенции». Именно они становятся объектом анализа в логике. Оккам ограничивал применение понятия причинности сферой эмпирической констатации. Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах.

К особенностям средневековой науки ученые причисляют ее ориентацию на совокупность правил в форме комментариев, тенденцию к систематизации и классификации знаний. Компиляция, столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характерную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи.

Появление первых университетов

Средние века - сложный, важный и интереснейший период человеческой истории. В это время происходят разные события: государства переживают феодальную раздробленность (например, немецкие земли), объединяют свои земли (например, Испания), возвышаются и развиваются города - важнейшие центры торговли, науки, культуры, цивилизации. Складывается своя культура, возрождается античная. Всё это взывает к жизни сильную машину государственной власти, и, соответственно, появляется необходимость в квалифицированных служащих - юристах, богословах, медиках, поэтому начинает активно развиваться наука, образование, школы.

В XII веке в Европе начали появляться первые в мире высшие школы - университеты. Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основаны в XII - XIII веках. Остальные, например, в Уппсале, Копенгагене, Ростоке, Орлеане были основаны позднее - в XIV - XV веках.

Для всех европейских (в особенности западноевропейских) стран языком науки, как и богослужения, была латынь. Тысячи школьников были обязаны учить латынь в то время. Многие не выдерживали и убегали от зубрёжки и побоев. Но для тех, кто всё-таки выдерживал, латынь становилась привычным и понятным языком, и поэтому лекция на латинском языке была понятна слушателям из разных стран.

На профессорской кафедре, которую поддерживал треугольный пюпитр, лежала огромная книга. Слово “лекция” означает “чтение”. Действительно, средневековый профессор читал книгу, иногда прерывая чтение пояснениями. Содержание этой книги студентам приходилось воспринимать на слух, усваивать на память. Дело в том, что книги в те времена были рукописные и стоили очень дорого. И не каждому было по карману купить её.

Тысячи людей стекались в город, в котором появлялся прославленный учёный. Например, в конце XI века в городе Болонье, где появился знаток римского права Ирнерий, возникла школа юридических знаний. Постепенно эта школа стала Болонским университетом. То же было и с Салерно - другим итальянским городом, который прославился как главный университетский центр медицинской науки. Открытый в XII веке Парижский университет завоевал признание как главный центр богословия. Вслед за несколькими высшими школами XII в. большинство средневековых университетов возникло в XIII и XIV вв. в Англии, Франции, Испании, Португалии, Чехии, Польше и Германии.

Первые университеты были органами средневековой науки, которая во всех странах латинского влияния была едина и преподавалась одинаковым способом, на общем для всех народов латинском языке; кроме того, университеты отлились в формы средневековых цехов, существенные черты которых присяжное товарищество, регламентация и монополизация труда и производства повторяются во всех странах.

Была еще одна черта, которою отмечен средневековый университет: это его церковный характер. Кто бы ни был основателем университета - городская ли коммуна или светский или духовный князь, или, наконец, всемирная власть папы или императора - члены его безразлично называются клириками (clerici), а экономическое благосостояние школы преимущественно опирается на церковные пребенды.

В начале XV века студенты в Европе посещали 65 университетов, а в конце столетия - уже 79. Наибольшей славой среди них пользовались: Парижский, Болонский, Кембриджский, Оксфордский, Пражский, Краковский.

Два эффекта сопровождали деятельность университетов. Первый - это рождение некоего сословия учёных, священников и мирских людей, коим церковь доверяла миссию преподавания истин откровения. Историческое значение этого феномена состоит в том, что наряду с традиционными двумя властями - церковной и светской - явилась третья - власть интеллектуалов, воздействие которых на социальную жизнь со временем становилось всё ощутимее.

Второй эффект связан с открытием Парижского университета, куда стекались студенты и преподаватели всех сословий. Университетское общество с самого начала не знало кастовых различий, скорее, оно образовывало новую касту гетерогенных социальных элементов. И, если в последующие эпохи университет обретает аристократические черты, средневековый изначально был «народным», в том смысле, что дети крестьян и ремесленников через систему привилегий (в виде низких цен за обучение и бесплатное жильё) становились студентами. «Благородство» их не определялось более сословным происхождением, но завесило от наработанного культурного багажа.

Структура средневекового университета

Преподаватели университетов создавали объединения по предметам - факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора - руководителя университета. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала 5-6 лет, то будущего философа-богослова - целых 15 лет. Прежде чем поступить на один из трех основных факультетов, студент должен был закончить подготовительный - артистический факультет, на котором изучались уже упомянутые "семь свободных искусств" ("artist" по латыни - "искусство"). На занятиях студенты слушали и записывали лекции (по-латыни - "чтение") профессоров и магистров. Ученость преподавателя проявлялась в его умении разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. Помимо лекций проводились диспуты - споры по заранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

В XIV-XV в. появляются так называемые коллегии. Сначала так называли общежития студентов. Со временем в них также начали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, которую основал Роберт де Сорбон, духовник французского короля, - Сорбонна - постепенно разрослась и дала название всему Парижскому университету. Последний был самой крупной высшей школой средневековья.

Бакалавр, лиценциат и магистр

В средневековых университетах существовало четыре факультета: низший - артистический, или "свободных искусств", дававший право учиться далее, и три высших - медицинский, юридический и богословский. Главной задачей факультета был контроль за качеством преподавания. На артистическом факультете обучение длилось от 5 до 7 лет; студент становился сначала бакалавром, а затем - магистром искусств. Согласно статутам эту степень не мог получить человек моложе 21 года. Магистр получал право преподавания, но он мог и продолжить обучение на одном из высших факультетов. Высшей степенью, присуждаемой факультетами, была степень доктора, или магистра, т.е. профессора (учителя, преподавателя), получавшего эту степень при условии выполнения тех требований, которые предполагает выдача лицензии. Название " магистр " постепенно закрепилось за профессорами артистического факультета, а название "доктор" - за профессорами трех высших факультетов. В силу вариативности национальных традиций " магистрами " могли именоваться и те, кто получил высшую ученую степень на старшем факультете.

Образовательный процесс был многоступенчатым; прохождение каждой ступени заканчивалось получением определенного звания, которое фиксировало в соответствии со строгим стандартом определенный уровень квалификации. Со временем в практике средневекового университета появились дополнительные степени - бакалавра и лиценциата. Степень бакалавра, являвшегося фактически подмастерьем ученого цеха, открывала доступ к получению прочих степеней. Для ее получения необходимо было выдержать соответствующий экзамен. Продолжающие обучение бакалавры имели право на преподавание, выполняя обязанности преподавателей низшего ранга. Например, на теологическом факультете они начинали свою преподавательскую деятельность с должности бакалавра-репетитора ("cursor"), затем последовательно переходили к следующим степеням: "biblicus" (комментатор Библии); "сентенциарий" (преподаватель по "Сентенциям" Петра Ломбардского). Высшей степенью бакалавра была степень "baccalariusformatus" (сложившийся преподаватель, практиковавшийся в диспутах и проповедях, готовый к получению степени лиценциата).

Процедура присуждения степени бакалавра, доктора или магистра отличалась театрализованностью, ее детали определялись университетским статутом. Кандидату в бакалавры предлагался сюжет для толкования авторитетного текста. Отвечать по заранее сделанным записям запрещалось. В случае правильных ответов студенту подавалась одежда бакалавра, надев которую, он занимал место среди бакалавров. После этого он снова демонстрировал свои знания, приносил присягу на верность факультету. Его наставник произносил речь в честь соискателя, давая оценку его личным качествам.

Для получения более высоких степеней кандидату приходилось вести многочасовые диспуты, читать проповеди и пробные лекции. Ввод лиценциата в коллегию профессоров сопровождался известным ритуалом. Он должен был получить докторскую шляпу как символ учительского достоинства. В процедуре, обставленной с большой торжественностью, главную роль играл диспут, проходивший не один день. Диспуты были не просто формой квалификационных испытаний: они составляли суть схоластической науки, подчиняющейся законам интеллекта (ratio). Они предварялись комментированием какого-либо авторитетного текста. Большое значение имело умение выделить основную проблему и разбить ее на вопросы, с тем, чтобы далее вести полемику, результатом которой было произведение собственной мысли испытуемого ("determinatio"). В диспуте принимали участие бакалавры. Окончательное же решение спорного вопроса принадлежало новому доктору. Получение докторской шляпы требовало больших расходов. Для многих, получивших лицензию, это было не по средствам. Таким образом, появляется самостоятельная степень - "лиценциат", средняя между степенью бакалавра и степенью доктора, или магистра.

Западноевропейскую высшую школу - университет отличала высокая степень институализации и структурированности. В ней были выработаны достаточно надежные приемы для защиты академического сообщества от коррупции.

Чему обучались в средневековых университетах

Цели обучения на заре университетской жизни изложены в одном документе начала 13 века: «Одни (студенты) занимались исключительно для того, чтобы знать…другие, чтобы прославиться…иные учились, чтобы приобретать впоследствии выгоду…немногие из них занимались, чтобы получать назидание или назидать других…учителя и доктора множили свои пребенды и домогались мест…».

Вся университетская система требовала строжайшего внешнего порядка, совершенно противоположного современной академической свободе. Не только учебный год, но и день был точнейшим образом разграничен. Ранним утром (летом обыкновенно не позже 5 часов) начинались обязательные лекции (ordinariae), которые оканчивались около 8 — 9 ч. утра. После обеда или вечером происходили необязательные чтения (extraordinariae). В начале учебного года преподаватели артистического факультета распределяли между собою книги, подлежащие прочтению, причем сначала не было разделения труда, а каждому «артисту» приходилось постепенно перебрать все книги, откуда являлась полная невозможность углубиться в специальность. Особенно неудобна эта система была на старших, специальных факультетах, где число доцентов было ничтожно; у медиков, например, один читал всю теоретическую, другой — всю практическую медицину. Даже книги во многих университетах разделялись особой комиссией, под председательством ректора, на отделы (puncta), для прочтения которых были установлены точные сроки (puncta taxata). Малейшее отступление от намеченного порядка влекло за собою крупные штрафы. Университетское начальство прибегало даже к шпионству за профессорами, для чего привлекались студенты и педеля. Например, на Никомахову этику в Париже было положено 12 недель, на афоризмы Гиппократа - 50 лекций, на книгу о горячках - 38 лекций. Во время чтения лекций доцент занимал место на кафедре; схолары старших 3 факультетов сидели на скамьях, «артистам» же предписывалось располагаться на полу, на соломенной подстилке, «дабы внушить им смирение». Улица в Париже, на которой были расположены аудитории артистов, в 14 в. получила прозвище Rue de Fouarre (Vicus straminis, Соломенная улица). В 1366 г. папа Урбан VI предписал такой же «порядок» и для оксфордских артистов. Доцентам запрещалось диктовать свои лекции; тем не менее, этот способ преподавания в некоторых университетах настолько укоренился, что некоторые благородные схолары стали посылать своих слуг для записывания лекций.

Регламентация студенческой жизни вытекала из правил организации корпорационной системы: все должно было быть расписанным, отступление от правил казалось нарушением привычных норм жизни.

Со временем в каждом средневековом университете появились факультеты: юридический, медицинский, богословский. Но обучение начиналось с «подготовительного» факультета, где преподавали так называемые «семь свободных искусств». И так как по-латыни искусство - «артес», то и факультет назывался артистическим. Студенты - «артисты» изучали сначала грамматику, потом риторику, диалектику (под которой подразумевалась логика); лишь после этого они переходили к арифметике, геометрии музыке и астрономии. «Артисты» были молодыми людьми, и по университетскому уставу их можно было пороть, как и школьников, тогда как более старшие студенты не подвергались таким наказаниям. Эти факты отражены, например, в поэзии вагантов.

Средневековую науку называли схоластической (дословно - школьной). Суть этой науки и её основной порок выражала старинная пословица: «Философия - служанка богословия». И не только философия, но и все тогдашние науки должны были каждым своим выводом укреплять истины религии. Схоластический метод не ставил под сомнение веру, но применявшиеся в схоластике методы сделали настоящий переворот в ментальных установках, они помогли принять возможность существования разных мнений, отучивали пугаться новаций, применяли наблюдение и эксперимент, способствовали развитию внутренней духовной жизни.

Аудитория средневекового университета напоминала аудиторию университета наших дней: точно также, ступенчатыми рядами, расположены скамьи, внизу стоит массивная дубовая кафедра, за которой стоит читающий лекцию профессор. Студенты слушали и писали грифелем на навощенных дощечках. Возраст студентов был самым разнообразным. Можно было увидеть людей разной национальности: испанцев, немцев, французов, англичан. Для всех европейских (в особенности западноевропейских) стран языком науки, как и богослужения, была латынь. Слово «лекция» означало «чтение». Средневековый профессор читал книгу, иногда прерывая чтение пояснениями. Содержание этой книги студентам приходилось воспринимать на слух, усваивать на память, переписывать. Учёность преподавателя проявлялась в его умение разъяснить прочитанное, связать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и научных понятий.

В учебной жизни средневекового университета большое место занимали диспуты. На так называемых магистерских диспутах обучавший студентов магистр умело втягивал их в спор. Предлагая подтвердить или оспорить выдвинутые им тезисы, он заставлял студентов мысленно сверять эти тезисы с мнениями «отцов церкви», с постановлениями церковных соборов и папскими посланиями. Во время диспута каждому тезису противопоставлялся контртезис противника. Тактика наступления заключается в том, чтобы вереницей взаимосвязных вопросов подвести противника к такому вынужденному признанию, которое либо противоречило его собственным утверждением, либо расходилось с незыблемыми церковными истинами, что было равносильно обвинению в ереси. Горячие по накалу, иногда диспуты перерастали в рукопашные схватки между участниками.

Учебный курс в университете был рассчитан на долгий срок. Однако в те дни в университет приходили более молодые студенты, чем сегодня.Так в 13 веке в Париже студенты сначала шесть лет учились на факультете искусств. В этот период студент мог стать «бакалавром» и помогать на второстепенных ролях в обучении других. Но он не мог начать учительствовать, пока ему не исполнится двадцать лет. Курс теологии преподавался сперва в течение восьми лет, однако имел тенденцию удлиняться. После завершения курса на факультете искусств и нескольких лет преподавания студент посвящал четыре года изучению Библии и два - изучению «Сентенций» Петра Ломбардского. После этого он мог стать бакалавром и в течении двух лет читать лекции по Библии, а в течении одного года - по «Сентенциям». Степень магистра или доктора он получал ещё через четыре - пять лет.

Некоторые студенты, конечно, выдерживали столь долгую учёбу в надежде на продвижение по церковной лестнице. Однако сам учебный курс был явно ориентирован на преподавание, на выпуск учителей или профессоров. И поскольку обучение «искусства» подготавливало к изучению более высоких наук и теологии, которая считалась царицей всех наук, то получение степени магистра или доктора теологии, дающее право на преподавание, естественно, рассматривалось как вершина академической карьеры. Отсюда легко понять, почему самые выдающиеся мыслители средневековья были теологами.

Заключение

Образование первых университетов Европы, начиная с XII века, было вызвано упрочением тенденций развития феодального общества. Если в раннее средневековье в образованных людях общество не особенно нуждалось, и вообще само общество формировалось на основе остатков античной цивилизации и традициях варварских королевств, то в период развитого средневековья, в связи с ростом городов, усложнением общественных связей, люди почувствовали необходимость знаний, интеллектуальных умений. Церковные и монастырские школы не могли удовлетворить потребности светского общества, мирян, обществу понадобился новый вид школ - городские школы и университеты.

Алгоритм развития средневековых образовательных потребностей можно определить так: от элементарных начатков знаний, через изучение традиционных античных наук, к овладению востребованных наук в средневековом обществе и, по желанию, поиск и изучение научных и духовных истин, различные рабочие места, где требовались из знания и умения.

Права университету изначально давали патроны: короли, герцоги, епископы, городская администрация, словом, власти тех земель, на которых организовывался университет. Но выиграл в этой череде - сам Папа Римский. Знания были связаны с понятием о божьем слове, прежде знания сосредоточивались при церквях и монастырях, поэтому церковь постаралась поставить внутреннюю жизнь университета под свой контроль. Это касалось и наук (теология прежде всего), и бенефиций, и даже внешности и правил жизни на учебе и в быту. Но пестрая студенческая среда внесло свои коррективы, в дела университетов вмешивались короли и их администрация, и мало помалу университеты добились разнообразных привилегий, превратившись в особую корпорацию со своими законами, правилами. Регламентация университетской жизни соответствовала цеховым правилам средневековья. Но интеллектуальную жизнь невозможно было загнать в рамки цеховых ограничений. Так сложилась пестрая среда и нравы университетов. Здесь имели вес и преподаватели из нищенствующих монашеских орденов, и прославленные профессора. Студентами становились лица самых разных сословий, в том числе бродячие школяры. Университетская корпорация состояла из множеств федераций: факультетов, наций, колледжей, общежитий, пансионов, торговцев и т.д. Заправлял жизнью университета выборное лицо - ректор. Университет вмешивался в интеллектуальные и политические коллизии и конфликты эпохи. Университеты стали значимой частью городской жизни и интеллектуальной жизни Европы.

Так развивался средневековый университет: от городских школ к цеховой организации, выросшей в мощную корпорацию, а затем в государство в государстве.

Направленность университетского образования была выше чем потребность в элементарном счете, чтении, письме. Средневековое общество испытывало потребность в более глубоком изучении права, богословия, медицины. Первой ступенькой к постижению данных наук оставалось изучение семи свободных искусств, традиции которых были заложены еще в античности: изучались грамматика, потом риторика, диалектика (под которой подразумевалась логика); лишь после этого - арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Дипломированные специалисты в большинстве своем становились преподавателями-профессионалами, многие другие занимали в обществе различные рабочие места, где требовались из знания и умения. Рассматривая студентов, следует отделять студенческую элиту, которая уже преподавала, основную массу студентов, и недоучившихся студентов.

Дипломированную элиту университетов и практикующих специалистов волновали многие интеллектуальные вопросы. Для получения диплома требовалось учиться много лет, перечитать много книг, овладеть искусством красноречия, а юристам и медикам еще и практическими знаниями. Неудивительно потому, что из университетской среды выходили папы, кардиналы, знаменитые поэты и писатели, ловкие администраторы, специалисты-правоведы, известные хирурги, ученые и алхимики-чернокнижники. Эта же среда дала базовую основу знаний гуманистам. В целом, значимыми для интеллектуалов того времени были вопросы совместимости постижения божественного знания с необходимостью брать деньги за свой труд, вопросы поиска истинного благородства (по крови или по знаниям), вопросы реформирования науки (от схоластики), поиск тайных, необщепринятых, знаний, вопросы о совместимости знаний и искусства.

Но основную массу студенчества и также преподавателей волновали поиски заработка. Эта масса вливалась непосредственно в жизнь городов и сел (организация школ) и внесла свой вклад в становлении профессии практикующих медиков, нотариусов, секретарей, прокуроров, учителей школ. Возле университетской среды кормились писцы, книгопродавцы и прочие поставщики необходимых рабочих принадлежностей для письма и наук, городской житель мог выбирать в различных жизненных ситуациях между действием на свой страх и риск (в правовых казусах, в лечении, и даже в составлении прошений) и опытом специалиста.

Такого рода корпоративных формаций и свободных ассоциаций учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями и знаниями, как университеты и их обитатели - не видала античность ни на западе, ни на востоке.

Список использованной литературы

1. Верже Ж. Прототипы (История средневекового университета) // Вестник высшей школы. 1991.

2. Ивановский В.Н. Народное образование и университеты в средние века // Книга для чтения по истории средних веков. Под ред П.Г. Виноградова. М.,1898. Т.4.

3. Из истории университетов Европы XIII - XV вв. Воронеж,1984.

4. Копстон Ф. История средневековой философии».- М.: Энигма, 1997

5. Кохановский В.П., Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. «Философия науки в вопросах и ответах». Ростов-на-Дону, 2006.

6. Кубланова Б.М. Как обучались в средневековом университете // Книга для чтения по истории средних веков. М.,1951. Ч.1.

Университеты возникают в Средние века. Ошибочно утверждать, что университет как форма учебного заведения существовал раньше. Были великолепные конфуцианские училища «школы полукруглого бассейна» еще во времена империи Тан, с IX века действовала высшая школа Пандидактерион в Константинополе, а школа Аль-Карауин в Марокко действует с IX века до наших дней, но все это по природе своей не университеты. Это совершенно не умаляет их славы и достоинства, но университет - это нечто очень конкретное.

1. Как возникают университеты

Университеты возникают в XI веке, когда Запад вступает в период удивительного подъёма, когда наступает Средневековье в его классическом смысле, со всеми атрибутами феодального общества. Начало этого периода знаменуется Григорианской реформой и усилением позиций папства. Тогда же происходит подъём городов, утверждение сеньориальных отношений. На фоне этих процессов и возникают университетские корпорации.

Первые университеты никто не основывал, они возникают сами по себе. Поэтому высказывания «Филипп Август основал в 1200-м году Парижский университет» или «Фридрих Барбаросса основал Болонский университет» в корне неверны. Эти школы возникли сами, обретя единственную мыслимую тогда и очень удобную форму взаимной присяги (conjuratio ), которую стали быстро называть universitas - сообщество равных между собой людей, принесших друг другу взаимную клятву, обладавшую тем, что потом будет называться юридическим лицом. Universitas - это не только объединение магистров и студентов, любая городская коммуна, любая корпорация ремесленников была universitas . Впоследствии, в начале XIII века, этот термин стали употреблять только по отношению к учебным организациям.

Мы не можем говорить о существовании в XI и XII веках университетов, скорее о предуниверситетских образованиях, студиях, учебных центрах. Это очень важная, интересная, богатая традициями эпоха. В это время была произведена рецепция римского права, создано каноническое право, родилась рациональная теология.

2. Жизнь интеллектуалов нового типа

В предшествующие периоды интеллектуалы обитали либо при дворе князя, императора, короля, либо, что было чаще, в монастырях. Интеллектуалы нового типа жили в городе и преподавали всем желающим, которых становилось всё больше и больше. Неслучайно возникшую науку называли школьной наукой, или схоластикой. Мыслители той эпохи взяли формальную логику Аристотеля и применили её к новым областям знания. Была создана система, задающая алгоритм действий в тех случаях, когда мнения авторитетов по тому или иному вопросу расходились. Это было чрезвычайно важно, поскольку ничего в Средние века не делалось без обращения к авторитетам.

Интеллектуал новой формации был не практиком, а специалистом в области мышления. Не надо было хорошо знать римское право, чтобы судить крестьян в английском Маноре: общество жило по другим законам. Раны и переломы лучше лечил не знаток Гиппократа и Галена, а малообразованный хирург-цирюльник. Высоко ученый-теолог не мог увлечь паству страстной проповедью, как это делал простой монах-францисканец. Но человек, который прошёл университетский курс, умел логически мыслить - это давало ему возможность сформулировать проблему и справиться с любой задачей. С этого периода преобразование мира пошло семимильными шагами.

3. Формирование университетских корпораций

Университеты возникают в начале XIII века. Париж, Болонья, Монпелье, Оксфорд - места, где они возникли сами по себе. Что такое корпорация и соприсяжничество? Немецкий учёный Эксле дал очень хорошее определение: «корпорация - это содружество живых и мёртвых». Первый университетский устав 1215-го года в Париже очень большое место уделяет регламенту похорон магистров и студентов, четко предписывая, что и как должен делать каждый член корпорации.

Эта логика очень понятна. Что самое главное в жизни средневекового человека? Смерть и то, как он уйдёт из этой жизни. От этого зависит дальнейшее существование его души. Если он умирает на чужбине, кто позаботится о праведной кончине? Именно те люди, которые принесли взаимную присягу. Взаимную присягу приносили, чтобы жить в мире, не конфликтовать. А для этого нужно было определить порядок чтения лекций, экзаменов, правила поведения, форму одежды (то, что сейчас называется дресс-кодом). И, главное, гарантировать взаимопомощь. Так выработалась организационная форма, которая быстро стала тиражироваться. Светские или церковные власти просто брали уже готовую форму устава и открывали новые университеты.

Статус университетских корпораций основывался на независимости от местной светской власти, представителей короля и, главное, от местной духовной власти. Изначально обучение контролировал епископ, выдавая разрешение на преподавание (licentia docendi ). После возникновения университета канцлер епископа продолжал с разрешения Папы Римского выдавать разрешения в новой форме - licentia ubique docendi , то есть право преподавать повсюду в христианском мире. Это право давалось лишь после экзамена, проводимого корпорацией равных между собой людей. Именно она и решала, достоин ли соискатель войти в корпорацию или не достоин, достоин ли он присвоения звания бакалавра, магистра, доктора или не достоин. А канцлер лишь соглашался с этим решением и выдавал разрешение. Это можно назвать основой западноевропейского интеллектуализма.

Безусловно, европейский интеллектуализм как автономная корпорация существует с соизволения властей. Если нет хартии, выдаваемой Папой Римским (реже - императором, иногда королём, который пытался поставить себя в независимость от императора), - нет и университета.

4. Социальная магия

Я люблю спрашивать: «Скажите, пожалуйста, а кем был по социальному происхождению Фома Аквинский?». И, как правило, люди не могут ответить на этот вопрос, хотя его отец был графом. Кем был по происхождению Жан Жерсон? Его родители были крестьянами, причём довольно низкого статуса. А кем был Эразм Роттердамский? Он был незаконнорожденным, его отец - священник. Это важно: вступая в мир людей знания, человек как бы порывал со своей прежней средой (хотя происхождение всегда было чрезвычайно важно для средневекового общества), обретая новый социальный статус. Этот момент французский социолог Пьер Бурдьё называл социальной магией: был один человек, а стал другой. С моей точки зрения, способность присваивать степени - самое главное, что составляет сущность университетской корпорации. Эту способность прекрасно передавал советский фольклор: «учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан».

5. Логика университета

С годами ситуация менялась: независимость университета ослабевала, всё больше усиливалась роль светской власти, но университеты по-прежнему обладали огромным авторитетом, который позволял им выступать советниками монархов. Очень быстро формируется то, что мы называем университетской культурой: особый тип мышления, фольклор, повадки, дискурсивные практики, свойственные людям университета. Этот тип культуры пережил Средневековье и задал определенный тип общения для университетов Нового времени. Так, непременное средневековое буйство студентов наследуется немецкими университетами эпохи Просвещения. Студенты-бурши просто обязаны были вести себя вызывающе по отношению к обывателям-филистерам. Как известно, М. В. Ломоносов настолько хорошо усвоил нравы буршей, что только чудо спасло его от серьезных неприятностей в Германии, а тишайший человек Пьер Безухов привязывает медведя к квартальному, демонстрируя приобщённость к немецким традициям университетской культуры. Подобный код поведения удивительным образом воспроизводится в другие эпохи и в других регионах.

Логика корпорации, которая утверждала, что «наши степени - это неотъемлемое наше право, у нас их никто не может отнять», была свойственна и для советских учёных. Именно это стало важным аргументом для отказа Академии наук лишать научного звания академика Андрея Дмитриевича Сахарова.

Эта логика присуща и современным университетам, и академиям. Браться за их реформирование, не понимая их средневековой природы, довольно странно. Это не означает консервации архаического начала. Но последовательные реформаторы университетов, такие как Вильгельм фон Гумбольдт и Джон Ньюман, обращались к истокам университетской автономии и корпоративизма.

6. Распространение университетской формы на мир

Университеты распространились по всему миру - в этом можно усмотреть европейскую экспансию. Если сравнивать с этим другие социальные и политические институты, экспортируемые Европой (европейский парламентаризм, свобода слова, доктрина прав человека) и приживающиеся далеко не везде, то триумфальное шествие университетов по миру выглядит более чем убедительно. Не существует сегодня такой страны, где нет своего университета, причем лучшие находятся зачастую вне Европы. То есть университет оказался удивительно живучей формой, изобретённой в великую эпоху XII–XIII веков, с моей точки зрения, в золотое время для европейской цивилизации.

7. История изучения университетской культуры

Существует много актуальных исследований по истории университета, но наиболее интересные вещи были сказаны французским медиевистом Жаком Ле Гоффом, его критиками, его сторонниками в 50–60 годы XX века. Интересной является попытка включить российские университеты в контекст европейской истории - это работы А. Ю. Андреева о трансферте университетской идеи в Россию, работы Е. А. Вишленковой и её соавторов, которые изнутри показывают, как университетские традиции приживались и формировались в России.

Перспективными будут исследования по истории университетов, которых, к сожалению, у нас нет. Но последняя обобщающая работа на русском языке по истории европейских университетов была опубликована в 1896-м году (правда, переизданная в 2012-м году). Остается надеяться, что ситуация в скором времени изменится: история средневековых университетов сегодня востребована в нашей стране как никогда.

Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы М., 2009.

Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К. А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М., 2012.

Де Либера А. Средневековое мышление. М., 2004.

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПБ, 2003.

Суворов Н. С. Средневековые университеты, М., 1896, 2-е изд. М., 2012.

«… quaestio disputata (синонимы quaestio ordinaria, disputatio ordinaria, quaestio solemnis) - вопрос для обсуждения - становится основой ещё одного вида научения - регулярного учебного диспута.

Тезис выбирал магистр. Возражение выдвигал либо он сам, либо его студенты, в том числе и те, что случайно забрели на диспут. Бакалавр нужными аргументами поддерживал тезис и отвечал на вопросы (respondens). Магистр мог в любой момент спора прервать его, лично заключив собственным словом этот спор. Но мог и вернуться к данному тезису когда-нибудь в другой раз, не поддерживая, а опровергая свой же тезис; быть respondens к своему тезису. А также защитником, и опровергателем, и режиссёром, и актёром, и публикой этого учёного представления. Лекция-тезис, записанная самим магистром, становилась quaestio disputata, а если её записал слушатель, то она становилась reportatio (отчётом) о проговариваемом вопросе. Годовое число этих диспутов всегда оговаривалось. Один вопрос мог обсуждаться с различных сторон. - Всё это свидетельствует Э. Жильсон .

Календарь диспутаций должно соблюдать неукоснительно точно. Каждому магистру - свой день для диспута (dies disputabilis). Однажды орден святого Доминика, например, стал тягаться с Оксфордским университетом (где и начинал учёбу Роджер Бэкон ) из-за того, что начальство этого университета в день магистра-доминиканца разрешило диспутировать ещё и другим учителям. Со временем такого рода запреты несколько смягчаются.

Inception - диспут, разыгрываемый претендентом на степень доктора, которого представляет магистр, этот диспут ведущий. Это - единственный диспут данного университетского дня.

Resumptio - диспут, который обязан дать магистр, переходящий в другой университет. Это как бы испытание на право работы в новой для этого магистра учёной корпорации. Право учить завоевывается демонстрацией учёности в деле, то есть в поединке встречных аргументов.

Опять-таки: степень истинности этого тезиса или того как будто не важна; важна техника защиты его либо опровержения учёность как техника её применения в дидактических сферах обретения этой учёности.

Монолит веры, с одной стороны; с другой - бесконечные диспуты, будто кто-то хочет эту веру поколебать. Таково средневековье: уверенное в себе, молчаливо основательное, но и бесконечно петушащееся, острое на язык, ежесекундно готовое обнажить шпагу спора, клинок словесно-аргументированного человеческого жеста в угоду и во имя смысла, в который должно уверовать. Беспредметное словопрение и есть предмет, владевший всеми помыслами средневекового учёного человека. Беспредметное? Но влекущееся в запредельному смыслу, должному воплотиться в последнее слово спора. Споры о бесспорном. Обсуждения необсуждаемого. И потому о чём угодно. Обо всём, возвысившемся до безглагольного Ничто.

Именно так - диспутами о чём угодно - назывались дискуссионные апофеозы университетской учёности. Disputatio de quodlibeta, или disputatio quodlibetaria. Только раз в год! - Как в Париже или, например, в Гейдельберге.

Две недели публичного торжества изощрённейших элоквенций. Поджаро-голодные диспутанты (диспуты эти приходились аккурат либо на вторую неделю Рождественского поста, либо на третью и четвёртую - Великого) на виду у всего университетского сообщества представали рыцарями слова - отточенного, бескомпромиссного. И... бессмысленного? Нет, ибо мыслью был весь этот праздник великого краснобайства; праздник, затеянный во имя мысли, так и не нашедшей себе места в этом пиршественном изобилии умнейших и учёнейших слов. Диспут о чём угодно - учёная жизнь в её торжестве, которою жило в эти четырнадцать дней учёное сословие университета.

«И грянул бой...»

Жар словесной баталии обязан был контрастировать с бесстрастною стужей академических оборотов, вроде: «не нахожу истинным», «это недопустимо», «немыслимо», «невероятно». Идеологического свойства ярлыки, вроде: «еретик», «подозрительной веры», «заблудившийся в вере», площадная брань, лексика кухни, топика телесного низа категорически воспрещались неукоснительной инструкцией ведения всякого уважающего себя кводлибетария.

Подумать только, даже ослом нельзя было назвать своего противника. Правда, и тогда тоже умели обходить запреты. Называли, конечно, и ослом, и разным прочим. Но важно, что запрещалось».

Рабинович В.Л., Рождер Бэкон. Видение о чудодее, который наживая опыт, а проживал судьбу, СПб, «Алетейя», 2014 г., с. 62-63.

В XII в. как результат возросшей потребности в научном знании и людях, им обладающих, – ученых – начался процесс образования на базе соборных школ в крупнейших городах Западной Европы высших школ – университетов. Первоначально понятие «университет» (от лат. universitas – совокупность) означало корпорацию преподавателей, профессоров и студентов, «схоларов», целью которой является изучение и приумножение единого христианского знания.

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. Так, университеты имели ряд привилегий, дарованных им римским папой: выдача разрешений на преподавание, присуждение ученых степеней (ранее это было исключительным правом церкви), освобождение студентов от военной службы, а само учебное заведение от налогов и т. п. Ежегодно в университете избирались ректор и деканы.

Обычно в структуру университета входили четыре факультета: артистический, юридический, медицинский и богословский. В средневековых высших школах устанавливалась иерархия: старшим считался богословский факультет, затем юридический, медицинский и артистический факультеты. На этом основании артистический факультет, где изучалось «семь свободных искусств», в некоторых историко-педагогических исследованиях называют младшим или подготовительным, вместе с тем правила университета этого не предполагали. На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского (нач. XII в. – 1160), обучение длилось около 12 лет, студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).

На юридическом факультете рассматривалось римское и католическое право, через четыре года обучения студенты получали степень бакалавра, а еще через три года – лиценциата. Обучение на медицинском факультете включало изучение трудов Гиппократа, Авиценны, Галена и других известных врачей. По истечении четырех лет обучения студентам присваивалась степень бакалавра, и в течение двух лет они должны были заниматься врачебной практикой под руководством магистра. Затем после пяти лет обучения им позволялось сдавать экзамены на звание лиценциата.

На основе школьного курса тривиума студенты артистического факультета изучали квадриум, особенно подробно геометрию и астрономию, кроме того, в курсе обучения рассматривали схоластику, труды Аристотеля, философию. Через два года студенты получали степень бакалавра, подготовка магистра длилась от трех до десяти лет. Главной целью обучения на всех факультетах было достижение ученых степеней.

Занятия в университетах длились на протяжении целого дня (с 5 ч утра до 8 ч вечера). Основной формой обучения было чтение профессором лекций. В связи с недостаточным количеством книг и рукописей этот процесс был трудоемким: профессор по нескольку раз повторял одну и ту же фразу, чтобы студенты могли ее запомнить. Низкой продуктивностью обучения отчасти объясняется его длительность. Раз в неделю проводился диспут, нацеленный на развитие самостоятельности мышления, студенты были обязаны присутствовать на диспутах.

В обязанности студента входило посещение лекций: обязательных дневных и повторительных вечерних. Важная особенность университетов той эпохи - диспуты. Преподаватель назначал тему. Его помощник - бакалавр - вел дискуссию, то есть отвечал на вопросы и комментировал выступления. В случае необходимости магистр приходил бакалавру на помощь. Один-два раза в год устраивались диспуты «о чем угодно» (без жестко оговоренной темы). В таком случае нередко обсуждали животрепещущие научные и мировоззренческие проблемы. Участники диспутов вели себя весьма свободно, прерывая оратора свистом и криками.

Как правило, выпускника университета ждала прекрасная карьера. Вчерашние студенты становились писцами, нотариусами, судьями, адвокатами, прокурорами.

Особенности методов преподавания

Методы преподавания, формы занятий, как и его содержание, были тесно замкнуты в тесных рамках статутов. Таким образом, в средневековых университетах были выделены три основные формы обучения студентов: lectio (лекция), repetitio (репетиция), disputatio (диспут).

Полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в статутах, в определенные часы называлось lectio. Средневековая лекция разительно отличалась от лекций, которые в университетах читают современные преподаватели. Во-первых, средневековые лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права и т.п. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в 13 веке сформулировал это так: «Если некто знает текст, он знает все, что относится к науке, о которой толкует этот текст». Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие - менее важными и необязательными(экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1 - 2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие.-М.: Изд-во УРАО,2003.-С.138

Во-вторых, статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения от преподавателя. Более того, во время чтения ординарной лекции студент не имел право задавать вопросы преподавателю. Правда, это было возможно во время чтения экстраординарной лекции; мало того на вопрос одного слушателя мог ответить другой студент. Демков М.И. История западно-европейской педагогики. М.,1912.-С.167

В-третьих, статутами было запрещено читать лекции «со свечой или для пера и трости», т.е. так, что бы перо или другое орудие для письма в руках слушателя могли следовать за читающим. Там же. - С.168 Вообще. что касается внешней стороны процесса чтения, то на диктовку университетские статуты смотрели неблагоприятно. В Париже. В виду того, что магистры искусств стали передавать читаемый текст, одному из слушателей с тем, чтобы он его диктовал своим товарищам, ограничивая свое участие в лекции, таким образом, только присутствием. Факультет запретил диктовку и обязал под присягой говорить свободной речью, как говорят проповедники. Угрожая за нарушение статута и присяги лишением права преподавания на год, за рецидив - на два года. за третье нарушение - на четыре года Статут Парижского университета о методах чтения лекций. Постановление факультета искусств//Антология педагогической мысли христианского средневековья.Т.2.-С.-209. Что касается экстраординарных лекций, то диктовка их по-видимому, никогда не запрещалась.

В-четвертых, школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Некоторые статуты немецких университетов доходили до того, что дозволяли смотреть в одну и ту же книгу во время лекции не более как трем слушателям. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в 13 веке университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты Пиков Г.Г Средневековая система образования и университеты // http://students.gf.nsu.ru/medieval/univer-f.html.

В-пятых, посещение лекций было куда более обязательным, чем в современных университетах. За пропуск лекций или за позний приход на лекции взимался штраф и с преподавателей и со слушателей. В немецких университетах применялись и другие меры. Чтобы заставить студентов и бакалавров исправно посещать лекции Демков М.И. История западно-европейской педагогики. М.,1912.- С.169..

Из организации лекции вытекают и методы ее проведения. До середины XIV века существовало два основных методов проведения лекций. Первый состоял в том, что лектор достаточно быстро читает свой материал. При этом слушатели успевают понять, что магистр хочет сказать, но не успевают это записать. При втором методе, магистр, говорит настолько медленно, чтобы было возможным студентам записать за преподавателем им сказанное. Однако в 1355 году в парижском университете выходит статут запрещающий первый метод чтения лекций. Статут Парижского университета о методах чтения лекций. Постановление факультета искусств//Антология педагогической мысли христианского средневековья.Т.2. - С.209. От ныне в соответствие с этим методом должно происходить не только чтение лекций, но и проводить беседы и обсуждения. Этот метод был признал лучшим, потому что «способность обыкновенного ума. выражающаяся в образовании понятий, заранее указывает на желательность подражания ему в наших чтениях» Там же.. За нарушение этого постановления предполагалась санкция. как в отношении преподавателя, так и студента, подстрекающего преподавателя к нарушению вышеуказанного положения. Для преподавателя это отстранение от работы и лишение его почестей, которыми был наделен преподаватель. Для студента - прекращение общение с ним со стороны преподавательского состава, а так же изгнание его из «своей среды» сроком на один год; и за каждое повторение наказание увеличиваемся в два или в четыре раза Там же.-С.209-210.

Следующей формой проведения занятий была репетиция (repetitio) - это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам Пиков Г.Г Средневековая система образования и университеты // http://students.gf.nsu.ru/medieval/univer-f.html.

Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). В отличии от лекций. Где читался и последовательно комментировался тот или иной текст, от репетиций. Которые представляли собой некоторое подобие семинарских занятий, на котором более детально и разработано объяснялся какой-нибудь текст из лекции, на диспутах выдвигался и обсуждался путем приведения аргументов «за» и «против» отдельный тезис или вопрос. Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. Диспуты проводились еженедельно, организовывались по особым правилам и имели важнейшей задачей формирование способности вести полемику Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие.-М.: Изд-во УРАО,2003.-С.139. Диспут проводил обычно магистр(доктор), ставивший перед студентами вопрос еще до его начала; студенты изучали вопрос и искали аргументы «за» и «против». А магистр на диспуте старался разрешить вопрос, принимая во внимание ценность и очевидность аргументов. Диспут развивал ум студентов. Учил их доказывать то или иное положение логическим путем. Кроме магистров диспут проводили и те из студентов, кто собирался стать магистром, сначала - соискатель титула бакалавра, затем бакалавр, стремившийся стать магистром Традиции образования и воспитания в Европе XI-XVII веков. Иваново,1995.-С.107 . Так в 1344 году в Парижском университете из числа студентов избирался магистр студентов, должностными обязанностями которого было проведение диспутов. Так же были сформулированы следующие правила проведения диспутов магистром Пьером де Крозо, епископом Санли и главным инспектором коллегии Сорбонны в Париже:

1) В обязанности магистра студентов входило составление летом списков вопросов для диспутов следующего учебного года. Вопросы должны быть важными и полезными. Более того, нельзя было допустить. что бы они повторялись на следующий год

2) В случае непонимания среди диспутантов, или если увидит что спор ведется не ради истины, а из-за тщеславия, магистр студентов должен водворить молчание. Если кто-либо не повинуется после третьего предупреждения, то нарушитель должен поставить две кварты вина в конце диспута для всех присутствующих.

3) Если лицо избранное магистром студентов, не хочет принять это избрание, и не находит достаточных оправданий, он должен заплатить штраф.

4) Магистр студентов должен предоставить вопросы диспутантам, по крайней мере за две недели до диспута, в противном случае на него налагается штраф в виде двух кварт вина.

5) На диспутах диспутанты отвечают в соответствии со следующей очередностью: сначала выступает главный оппонент, далее - магистр студентов, затем приор дома, магистры теологии а затем уже бакалавры в том порядке, в котором они достигли степеней.

6) Нельзя приводить сдвоенных аргументов во время диспута Порядок диспутов в Сорбонне//Антология педагогической мысли христианского средневековья.Т.2.-С.206.

Число диспутов было разным. Хотя в зависимости от числа преподавателей условия менялись, каждый магистр старался не участвовать в диспутах чаще, чем раз в месяц, семестр или даже год (в Болонье).

Темы диспутов были различными. Диспут, проведенный Маттео Акваспартой в 13 веке на тему «делается ли необходимое существование благодаря знанию этой вещи или может быть объектом интеллекта то, чего нет?», отразил борьбу между двумя философскими направлениями - номинализмом и реализмом.

Нужно было доказать или опровергнуть аристотелевский силлогизм «Все люди - животные. Сократ - человек. Следовательно, Сократ - животное».

Целый день мог идти диспут о том, может ли быть оставлена проповедь слова Божьего по запрету светской власти.

Можно ли связать заклинанием демонов и силы тьмы?

Допускается ли поединок и турнир по каноническим законам?

Разрешались и шуточные вопросы, но не предосудительного характера, хотя с точки зрения нашей морали они и могут показаться таковыми:

О верности наложниц священникам.

Вполне серьезно обсуждалось отношение к такому сюжету: поп навестил дочь булочника, но вынужден был спасаться от конкурента, забежал в свиной хлев. Туда вошел булочник и спросил: «Кто там?». Поп в ответ сказал: «Никого кроме нас».

Может ли быть больше одного ангела в одном и том же месте Пиков Г.Г Средневековая система образования и университеты // http://students.gf.nsu.ru/medieval/univer-f.html?

Так, в 1203 году епископ Турнэ Стефан возмущался: «…в противоречии со священным каноном ведется публичный диспут о непостижимом божестве. Неделимая троица рассекается и служит предметом спора. Так что у нас столько ошибок, сколько докторов, столько скандальных диспутов, сколько классов, и каждая площадь становиться местом богохульства» Письмо епископа Турнэ Стефана папе Иннокентию III// Документы по истории Университетов Европы XLL-XVвв Воронеж,1973.-С. 32

Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод pro et contra, sic et non (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течении нескольких дней собирал со школяров все «за» и «против» Корнетов Г.Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию: Учебное пособие.-М.: Изд-во УРАО,2003.-С.134. Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут «о чем угодно» (disputatio de quodlibet)« О чем угодно» в Парижском университете.Похвальное слово в честь «свободных искусств»// Документы по истории Университетов Европы XLL-XVвв Воронеж,1973.-С. 124. Университетские власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались резкие выражения, крики и оскорбления Пиков Г.Г Средневековая система образования и университеты // http://students.gf.nsu.ru/medieval/univer-f.html.

Типы диспутов так же были различными. Кроме регулярных диспутов, описанных выше, существовали и испытательные. Диспут inceptio - диспут, который должен пройти претендент на степень доктора. Диспут resumptio проводился в том случае, если магистр хотел перейти из одного университета в другой. Не всегда подобный диспут был условием для принятия нового магистра. Оксфорд строго соблюдал это правило, а Кембридж мог принять преподавателя из Оксфорда без соответствующего диспута Гайденко В.П. Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века:общие принципы и учение о движении.-М.; Наука, 1989.-С. 84

Таким образом, диспут во всех средневековых университетах был самым обычным явлением и в тоже время самым любимым, как турниры для рыцарей. Средневековые диспуты впоследствии подвергались беспощадной критике со стороны гуманистов. «С особым пристрастием - говорили они, - ставили тогда вопросы или самые простые или в высшей степени нелепые». С какой-либо самой простой и незамысловатой фразой, в роде «пиши мне» ухитрялись соединять вопросы не только грамматические, но и диалектические, физические и метафизические. На диспутах кричали до хрипоты, не скупясь при этом на самые отборные ругательные слова; в дальнейшем же пылу и азарте борьбы противники пинали один другого, угощали пощечинами и в буквальном смысле слова грызлись зубами. Это, конечно, было результатом вообще грубых нравов средневековья. Но диспуты имели и свою хорошую сторону. Они служили своего рода дисциплинарной школой для мышления средневекового человека, только что выходившего из варварского состояния и вступавшего на путь умственного прогресса, приучая его еще незрелый ум к высшему порядку и систематичности в работе и развивая в нем гибкость и изворотливость Демков М.И. История западно-европейской педагогики.М.,1912.-С. 169-170. Средневековые диспуты можно считать как формой организации обучения, так и его методом.

Таким образом, «учитель не был полностью свободен в своих решениях, особенно после того как университетские уставы определили содержание программ, расписание занятий, методы обучения».

Вместе с тем традиционные формы работы казались многим неподходящими. Поэтому часть бакалавров, особенно богословы, стремилась получить свободу, с тем, чтобы обучать в более глубокой и более индивидуальной форме (особенно это касалось чтения Sentences). Именно этим, в частности, объясняется удивительно быстрый рост числа «экстраординарных» или факультативных курсов, читавшихся иногда частным образом, а порой, и во время каникул, лиценциатами или бакалаврами. Успех таких курсов объяснялся во многом их большей практической направленностью и современностью (именно таким путем гуманизм проложил себе путь в университеты). Доля такого «неформального» обучения со временем росла, особенно там, где собирались наиболее любознательные и требовательные студенты. Но, несмотря на невозможность точно оценить его значение и эффективность, очевидно, что именно с таким обучением была связана новая интеллектуальная ориентация. Те же самые тенденции можно усмотреть и применительно к развитию обучения в колледжах, где зарождалась новая система распределения учащихся по группам (с учетом возраста, выступавшего критерием при определении класса, каждый из которых возглавлял свой регент). Аналогичным образом XV в. увидел магистров искусств в университетах Германии (Лейпциг) и Шотландии, которые поделили, через систему ежегодной ротации, различные программные книги и студентов, переходящих от одного учителя к другому. Такой была школа, в которой год за годом студенты проходили одни и те же курсы, читавшиеся одними и теми же учителями Верже Жак. Средневековый университет: учителя //Alma mater. - 1997. - № 4. - С. 36..

Таким образом, с появлением университетов окончательно утвердилось стремление к рациональному постижению знания, в том числе и религиозного. Методы и формы образования имели главной задачей развить способности разума, развить логику. Большое внимание уделялось и практике. Новые методы в теологии и в других науках вызывали, как мы уже убедились немало критики со стороны тех, кто считал главным в познании Бога мистическое самоуглубление или тех, кого шокировали сомнения в словах авторитетов, умствования в делах веры.

Рациональные методы преобразовали и медицину. Долгое время она оставалась сугубо практическим занятием. Лишь в некоторых монастырях переписывали медицинские трактаты, содержащие учение Гиппократа в переложении Галена. Иногда к ним писали и толкования, но скорее с богословскими, чем с научно-практическими целями. Более того в университетах долгое время не дозволено было студентам медицинских факультетов прикосновение к мертвому тему, так как это считалось богохульством История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений/И.Н. Андреева. Т.С. Буторина. З.И. Васильеваи др.; Под.ред. З.И. Васильевой.- М.: 2002.-С.59. На рубеже XI-XII вв. потребность развития госпиталей привели к необходимости соединения теоретических знаний с практикой.

Случайные статьи

Вверх