Социология и обыденное знание об обществе (здравый смысл). Социология как наука в обществе Социология как наука об обществе кратко

1. Социология – наука об обществе …………………3 стр.

2. Объект и предмет социологии …………………….7 стр.

2.1. Объект социологии ……………………………7 стр.

2.2. Предмет социологии…………………………… 8 стр.

Список литературы ……………………………………10 стр.

1. Социология - наука об обществе

Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология» - есть наука об обществе в буквальном смысле слова. На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему (Платон, Аристотель). Но в научный оборот понятие «социология» было введено французским философом Огюстом Контом в 30-х годах прошлого столетия. Как наука социология формировалась в XIX веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком, английском языках. Огюст Конт (1798 - 1857) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественно - научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала имперической наукой привязанной к земле. Точка зрения Конта на социологию как науку ождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века.

В конце 19 - нач. 20 вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития. Первым социологом давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) - французский социолог и философов, создатель так называемой «французской социологической школы». С его именем связан переход социология от науки тождественной обществознанию

к наук, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений

общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук. Институализация социология в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. «О социалистической академии общественных наук». В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным. В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные социологические школы. На дискуссию представителей немарксиской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др.) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксиской социология М.- 1923), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курс а «История ВКПб» И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марексизмом, но и враждебной ему.

Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само

Слово «социология» оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие социальные профессионалы. Принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой.

Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социология началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука - нет. Социология была поглощена философией.

Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет «застоя» носили однобокий характер.

Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология, т.к. социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социального исследования при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская социальная ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных социальных исследований (с 1972 – институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал «Социальные исследования». Но развитие социологии постоянно тормозилось в период «застоя». А после выхода в свет «Лекций по социологии» Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в насаждение буржуазных теоретических концепций, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения.

Вновь понятие “социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась. Запрет на развитие теоретической социология был 1988 г. Закончился

семидесятилетний период борьбы социология как самостоятельной науки об

обществе. (Постановление ЦК КПСС о т 7 июня 1988 г. повышение роли марксиско - ленинской социология в решении узловых и социальных проблем советского общества) Сегодня на западе в США социологии уделяется большое внимание. Только в США работает 90 000 ученых в области социология, 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием.

В нашей в 1989 г. был первый выпуск ста человек. Сейчас около 20000 людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.

2. Объект и предмет социологии

2.1. Объект социологии

Объектом социологического познания является общество , но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социология как и любой другой науки лежит в различи и объекта и предмета познания. Объект познания - все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.) Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.

Явление безработицы

Экономисты;

Психологи;

Социологи;

Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов.

Но каждая из них изучает:

1. Свою особую сторону или среду объективной реальности.

2. Специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности.

3. Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей.

2.2. Предмет социологии

Предмет любой науки - это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те закономерности функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науке и никакой больше.

Социология довольно поздно отпочковалась от философии во Франции, политической экономии в Германии социальной психологии в США именно по той причине, что отождествлялись объект и предмет социологического познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений этот серьезный металогический порок еще присущ.

По Конту, социология это единственная наука изучающая как разум, так и ум человека, совершается это под воздействием социальной жизни.

Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое проявление

человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

П. Сорокин - «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом. С одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса

взаимодействия, с другой». Добавляет: «… междучеловеческие взаимодействия» , т.е дает границы. Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого. Общество - это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений.

Социальные отношения - это отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления. Социальные отношения - это выражение взаимной зависимости субъектов по поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношение с другими

субъектами. Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.

Предмет социологической науки - социальные закономерности. Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью. Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

Список литературы:

3. Основа социологии. Изд. Саратовского университета,1992 г.

Социолог — профессия XXI века


Думаю, не слишком ошибусь, если скажу, что слово «социология» у многих ассоциируется сегодня главным образом с телевизионными передачами, страницами газет или сайтами Интернета, где сообщается о результатах проведенных социологических опросов по тем или иным проблемам. Темы опросов могут быть самыми разнообразными — от рейтинга политиков до степени удовлетворенности работой городского транспорта, — но, социолог представляется, прежде всего, человеком с анкетой в руках, который подходит к вам на улице или звонит в вашу квартиру со словами: "Здравствуйте! Мы проводим социологический опрос на тему…"

Что же, социологические опросы, действительно, являются частью социологии. Более точно — это один из способов получения социологического знания. Однако социология как наука отнюдь не сводится только к ним.
Что же такое современная социология и чем она занимается? По определению, социология есть наука об обществе. Но сказать лишь так — недостаточно: ведь общество изучают и другие науки — история, юриспруденция, демография и др. В отличие от них, социология рассматривает общество как целостную систему функционирования социальных общностей (к ним относятся, например, семья, население города, молодежь, человечество и т.д.), изучает отношения, существующие между этими общностями, а также исследует и объясняет поведение людей в обществе. Социология изучает социальные нормы, ценности, роли, статусы, предпочтения, общественное мнение и многие другие явления, из которых складывается то, что мы называем "социальной жизнью".


Интересно ли работать социологом? Да и еще раз да! Ведь социолог имеет совершенно уникальную возможность получать информацию,так сказать, из первых рук. В процессе проводимого исследования социолог непосредственно общается с людьми, собирает и обобщает полученные данные. На основании этих данных социолог получает новое знание. Представьте себе, что вы единственный обладатель этого нового знания, которое затем будет доведено до других людей — через статьи, книги, средства массовой информации и коммуникации.

Перспективно ли сегодня получить образование социолога? Уверен, что в XXI веке социология будет занимать особое место среди других социальных и гуманитарных дисциплин. Дело в том, что современное общество становится все более и более сложной системой. Наш мир глобален и взаимосвязан. Мы множество раз являлись свидетелями того, насколько события, случившиеся в одной части света, влияют на происходящие в другой. Объяснить и понять современное общество может только наука, имеющая целостный, интегративный взгляд на него. Именно таковой и является социология. Общество не может быть безразличным к науке, которая это общество изучает и которая служит его так сказать "зеркалом". На социологию сегодня возлагается особая миссия — с одной стороны, помочь обществу … с другой стороны, помочь человеку более успешно адаптироваться к этому сложному и постоянно меняющемуся миру.


Что такое "социология"

Хохлова А.М., к.с.н., доцент кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ, научный руководитель программы магистратуры "Международная социология" (International sociology)

Термин «социология» в последние десятилетия остается на слуху: на исследования социологов ссылаются политики, журналисты и бизнесмены; социологи выступают главными экспертами в изучении общественного мнения. Так чем же в реальности занимаются социологи и какова специфика их профессии?


Самое общее определение гласит, что социология - это наука об обществе. Общество же понимается не просто как механическая сумма не взаимодействующих друг с другом людей, но как форма объединения людей, предполагающая существование у них общих интересов и ценностей. Более того, общество определяет и отражает наш жизненный опыт - особенно опыт общения с окружающими людьми. Общество проявляется в том, какие решения мы принимаем и какие выборы делаем, в наших действиях и нашем бездействии, в правилах, регулирующих наше поведение в школе и дома, на работе и на отдыхе. Мы говорим языком общества, когда обсуждаем теракты во Франции и полученную на экзамене двойку, когда спорим с друзьями или признаемся в любви. Мы, разумеется, живем в обществе, но одновременно общество живет в нас в виде представлений о том, как устроена повседневность, что такое справедливое общественное устройство, как относиться к неравенствам. Оно живет в нашем сознании в виде ожиданий о том, как будут вести себя окружающие (родители, друзья, преподаватели, прохожие на улице и соседи по отелю на отдыхе) и в виде наших собственных предполагаемых реакций на их поведение.

Одних социологов интересуют общие закономерности формирования и изменения человеческих обществ. Они считают, что в фокусе внимания социологии должен находиться социальный порядок, организующий и координирующий жизнь всех членов общества без исключения. Другие социологи, напротив, исходят из того, что каждый член общества уникален, и задаются вопросом о том, как, несмотря на глубокие личностные различия, люди все же способны понимать друг друга. В своих исследованиях они концентрируются на том, какие смыслы люди приписывают социальному миру, в котором живут: как интерпретируют действия окружающих и собственное поведение, и как, подчиняясь социальному порядку или сопротивляясь ему, они служат воспроизводству этого порядка или его изменению.


Что объединяет и тех, и других социологов, так это чувствительность к социальным изменениям. Социологи первыми реагируют на общественные потрясения и кризисы: именно они указывают на новые глобальные риски и задумываются о последствиях масштабных миграций; анализируют межэтнические конфликты и пытаются предугадать последствия политических реформ. При этом они руководствуются двумя основными принципами. Во-первых, говоря языком выдающегося американского социолога Питера Бергера, они стремятся обнаружить общее в частном. Например, они хорошо осознают, что в положении конкретного жителя Зауралья, живущего от зарплаты к зарплате и не способного позволить себе не только отпуск за границей, но и мясо к обеду, скорее всего, виноваты не только нерадивость и лень этого россиянина, но и общая структура социальных неравенств, сложившаяся в обществе. Возможно, причиной бедности этого жителя, как и тысяч других, стала бедность семьи, в которой он родился, а отсюда - ограниченный доступ к высококачественному образованию, необходимость рано выйти на рынок труда, низкая квалификация и скромные доходы.


-вторых, как замечает Джон Масионис, социологи учатся искать необычное в банальном. Так, они верят, что научный интерес может представлять любая форма поведения людей и групп: от вооруженных межнациональных конфликтов до мирного хозяйствования пенсионера на дачном участке, от судьбоносного решения старшеклассника, куда поступать после окончания школы, до того, какие качества мы приписываем «настоящим мужчинам» и «настоящим женщинам». Ведь в каждой рутине, в каждой привычке, в каждой «само собой разумеющейся» реакции собеседника кроются следы социальной структуры, учащей нас, как до лжно поступать, думать и чувствовать.

Социология богата теоретической рефлексией, но одновременно она является принципиально эмпирической наукой. Учиться социологическому анализу исключительно по книгам, не взаимодействуя с людьми, - все равно что слыть музыкальным критиком, никогда не прослушав ни одной симфонии. При этом репертуар методов, доступных социологам, очень широк. Помимо опросов общественного мнения, которые в первую очередь ассоциируются у населения с социологическими исследованиями, ученые используют возможности глубинных интервью, предполагающих свободную доверительную беседу с представителями тех или иных категорий людей; включенного наблюдения, при котором исследователи стремятся максимально включиться в интересующую их группу, посмотреть на нее «изнутри»; визуальных методов, связанных со сбором и анализом фото- и видеоматериалов; количественного и качественного анализа текстов (от публикаций СМИ до дневниковых записей; от писем до пабликов в социальных сетях) и мн. др.


Разнообразны и возможности трудоустройства профессиональных социологов. Они могут выбрать академическую карьеру, а могут - предпочесть работу в государственных организациях и частных компаниях, правительственных структурах или НКО. В любом случае им пригодятся такие неотъемлемые от профессии социолога качества и навыки, как чувствительность к изменениям в поведении и мнениях людей, способность налаживать диалог с представителями различных социальных классов и субкультур, готовность при необходимости становиться их «рупором», донося их потребности и беды до властей и социальных служб, умение собирать и анализировать информацию с применением различных методов и техник, вовремя прогнозировать конфликты и бороться с назревшими социальными проблемами. Социолог - это отличная профессия для творческого и неравнодушного человека, с живым интересом относящегося к уникальным жизненным опытам людей, умеющего прислушиваться к мнению окружающих, готового путешествовать из одного социального мира в другой и не боящегося трудностей полевой работы.

Энтони Гидденс, Социология, "Введение в социологию"

Из аннотации Олимпиады школьников СПбГУ по профилю "Социология"

Социология - инструмент для эффективной деятельности и поведения в современной жизни; позволяет анализировать и понимать, как устроен окружающий социальный мир, чтобы действовать в нем максимально результативно.


aquo;Видеть окружающий мир в фокусе социологии» — значит не только фиксировать факты, но и уметь их применять для анализа социальных явлений и процессов.
Социологический взгляд на мир отличается от обычных представлений. Это, прежде всего, — способность замечать общее в частном. Социологическое мышление возникает тогда, когда мы начинаем понимать, как общие категории влияют на нашу частную жизнь, «видеть необычное в банальном». Такой подход можно назвать социологическим воображением — умением абстрагироваться от своего опыта повседневной жизни.

О социологии и современном обществе

Савин С.Д., к.с.н., доцент кафедры социологии политических и социальных процессов СПбГУ

Чтобы понять, что такое социология и чем она занимается, надо сначала сказать несколько слов о том, что такое общество.

Не углубляясь в философские вопросы сущности общества, в споры номиналистов и реалистов о том, существует ли вообще общество или есть только наши представления о нем, возьмем за основу научную точку зрения, что общество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, обладающую огромным количеством свойств и характеристик. Это система более сложная, чем биологический организм или какая-либо техническая система, и управлять ею как машиной не получится. Тем не менее, чем лучше мы знаем эти системные свойства и характеристики общества, социальные связи и взаимодействия, тем эффективнее происходит и развитие самого общества.


Каждая наука об обществе имеет свой предметный взгляд на этот сложный объект. Каждая изучает свою часть, элемент общественной жизни или специфические общественные отношения: экономические, политические, правовые, международные. И для профессионала в каждой из этих областей общество как бы преломляется через его предметный взгляд. Для экономиста весь мир - прежде всего, экономика, для политолога - политика и т.д. Зачастую это не дает возможности комплексно понять какую-либо социальную проблему, ведет к одностороннему взгляду. Грубо говоря, юристу все хочется ограничить законом, и он искренне удивляется, когда его благие правовые меры не действуют. Курить, пить, ругаться запретили, а все равно многие почему-то курят, пьют и ругаются. Значит, этого мало для решения проблемы. Надо подключать знания из области социологии права и других областей социологического знания.

Социологический взгляд на общество и его проблемы более широкий и в то же время достаточно конкретный.
Во-первых, социология отвечает на вопрос, что такое современное общество, в каком типе общества мы живем. От ответа на этот вопрос зависит понимание тех или иных социальных проблем, алгоритмы их решений.
К какому типу, например, отнести современное российское общество? Мы живем еще в индустриальном или уже в постиндустриальном обществе, или каком-то переходном? Что такое модернизация для России, о которой многие говорят, но вкладывают в это разные смыслы? Принимая общество как систему разных сфер общественной жизни, понимая его структуру, социология дает ответы и о путях, направлениях его развития.


Во-вторых, социология изучает социальную структуру: связи, взаимодействия между элементами общественной системы. Как взаимосвязаны политика и экономика, духовная и социальная сфера, как власть взаимодействует с гражданским обществом, как трудовые отношения влияют на экономическое развитие? Понимая, что каждый элемент общества обладает в нем определенной функцией, что все они взаимодействуют, влияют друг на друга, мы исключаем риск поддаться соблазну и сделать поспешные выводы о том, что все зависит только от экономики или только от политики.

Существуют разные виды социальных структур: институциональная, социально-классовая, социально-стратификационная, социально-демографическая, социально-территориальная, социально-профессиональная, этническая и др. Каждый индивид обладает в этих структурах определенной социальной ролью и социальным статусом. Социология изучает, с одной стороны, как эти социальные структуры определяют условия жизни людей, специфику социальных проблем, а с другой стороны — как ведут себя люди для реализации своих целей, интересов, потребностей. Она анализирует социальное поведение. Какие мотивы движут людьми, какие ценности формируют нашу личность, что такое группы интересов, их столкновения, конфликты? Все это в совокупности мы называем изучением социальных процессов.
И вот такого рода закономерности социолог выявляет и в экономической сфере, и в политической и в духовной (сфере культуры). Социологическое знание подразумевает знание основ политики, права, экономики, управления, культуры. Социолог специализируется в области экономической социологии, социологии права, социологии международных отношений и др. Через призму социологического знания каждое явление жизни этих сфер рассматривается не изолированно, а во взаимосвязи с другими явлениями, в многообразии факторов, влияющих на них, функций, которые выполняют социальные субъекты.

"СОЦИОЛОГИЯ" ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

ЖИЗНЬ НА ФАКУЛЬТЕТЕ

НАШИ ВЫПУСКНИКИ

ПРИМЕРЫ ТЕМ НАУЧНЫХ СЕМИНАРОВ СОВЕТА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИОЛОГИИ СПбГУ




Кратко о развитии социологии

Человечество на всех этапах своей истории пыталось осмыслить общество. Многие мыслители древности говорили о нем (Аристотель, Платон). Однако понятие «социология» в научный оборот было введено только в 30-х годах 19 века. Его ввел Огюст Конт, французский философ. Социология в качестве самостоятельной науки активно формировалась в Европе в 19 веке. Наиболее интенсивно в ее развитии участвовали ученые, пишущие на немецком, французском и английском языках.

Основатель социологии и его вклад в науку

Огюст Конт — человек, благодаря которому произошло возникновение социологии как науки. Годы жизни его — 1798-1857. Именно он впервые заговорил о необходимости выделения ее в отдельную дисциплину и обосновал такую необходимость. Так возникла социология. Кратко характеризуя вклад этого ученого, отметим, что он, кроме того, впервые определил ее методы и предмет. Огюст Конт является создателем теории позитивизма. Согласно этой теории, необходимо при изучении различных общественных явлений создать доказательную базу, подобную той, что имеют естественные науки. Конт считал, что социология — это наука, изучающая общество лишь с опорой на научные методы, с помощью которых можно получить эмпирическую информацию. Это, например, методы наблюдения, исторический и сравнительный анализ фактов, эксперимент, метод использования данных статистики и др.

Возникновение социологии сыграло важную роль в изучении общества. Предложенный Огюстом Контом научный подход к его осмыслению противостоял умозрительному рассуждению о нем, которое в то время предлагала метафизика. Согласно этому философскому направлению, реальность, в которой живет каждый из нас, является плодом нашего воображения. После того как Конт предложил свой научный подход, были заложены основы социологии. Она сразу же начала развиваться в качестве эмпирической науки.

Переосмысление содержания предмета

До конца 19 века точка зрения на нее, как на тождественную обществознанию, господствовала в научных кругах. Однако в исследованиях, проведенных в конце 19 — начале 20 века, теория социологии получила дальнейшее развитие. В ней стал выделяться вместе с правовым, демографическим, экономическим и другими аспектами и социальный. В этой связи предмет интересующей нас науки постепенно стал менять свое содержание. Он начал сводиться к изучению общественного развития, его социальных сторон.

Вклад Эмиля Дюркгейма

Первым ученым, который определил эту науку в качестве специфической, отличной от обществознания, был французский мыслитель Эмиль Дюркгейм (годы жизни — 1858-1917). Именно благодаря ему социология перестала рассматриваться как тождественная обществознанию дисциплина. Она стала самостоятельной, встала в ряд других наук об обществе.

Институционализация социологии в России

Основы социологии были заложены в нашей стране после того, как в мае 1918 года было принято постановление Совнаркома. В нем было указано, что проведение исследований общества является одной из главных задач советской науки. В России с этой целью был основан социобиологический институт. В Петроградском университете в этом же году было создано первое в России социологическое отделение, которое возглавил Питирим Сорокин.

В процессе развития в этой науке, как отечественной, так и зарубежной, выделилось 2 уровня: макро- и микросоциологический.

Макро- и микросоциология

Макросоциология — это наука, изучающая общественные структуры: институты образования, социальные, политики, семьи, экономики с точки зрения их взаимосвязи и функционирования. В рамках этого подхода также изучаются люди, которые вовлечены в систему социальных структур.

На уровне микросоциологии рассматривается взаимодействие индивидов. Основной тезис ее состоит в том, что явления в обществе можно понять, проведя анализ личности и ее мотивов, поступков, поведения, ценностных ориентаций, определяющих взаимодействие с другими. Эта структура позволяет определить предмет науки как изучение общества, а также его социальных институтов.

Марксистско-ленинский подход

В марксистско-ленинской концепции возник другой подход в понимании интересующей нас дисциплины. Модель социологии в ней является трехуровневой: эмпирические исследования, специальные теории и исторический материализм. Этот подход характеризуется стремлением вписать науку в структуру мировоззрения марксизма, создать связи между историческим материализмом (социальной философией) и конкретными социологическими явлениями. Предметом дисциплины в этом случае становится философская теория развития общества. То есть социология и философия имеют один предмет. Ясно, что это неправильная позиция. Данный подход изолировал социологию марксизма от мирового процесса развития знания об обществе.

Интересующую нас науку нельзя сводить к социальной философии, так как особенность ее подхода проявляется в других понятиях и категориях, соотносимых с проверяемыми эмпирическими фактами. Прежде всего, особенность ее как науки заключается в возможности рассматривать существующие в обществе социальные организации, отношения и институты как подлежащие изучению с помощью эмпирических данных.

Подходы других наук в социологии

Отметим, что О. Конт указывал на 2 особенности этой науки:

1) необходимость применять по отношению к изучению общества научные методы;

2) использование полученных данных на практике.

Социология при анализе общества использует подходы и некоторых других наук. Так, применение демографического подхода позволяет изучать народонаселение и деятельность людей, связанную с ним. Психологический же объясняет поведение индивидов с помощью социальных установок и мотивов. Групповой, или общностный подход связан с исследованием коллективного поведения групп, общностей и организаций. Культурологический изучает человеческое поведение через общественные ценности, правила, нормы.

Структура социологии сегодня обусловливает наличие в ней множества теорий и концепций, связанных с изучением отдельных предметных отраслей: религии, семьи, взаимодействий людей, культуры и др.

Подходы на уровне макросоциологии

В понимании общества как системы, то есть на уровне макросоциологическом, можно выделить 2 основных подхода. Речь идет о конфликтологическом и функциональном.

Функционализм

Впервые функциональные теории появились в 19 в. Идея самого подхода принадлежала Герберту Спенсеру (на фото выше), сравнивавшему человеческое общество с живым организмом. Подобно ему, оно состоит из множества частей — политической, экономической, военной, медицинской и др. При этом каждая из них выполняет специфическую функцию. Социология имеет свою особую задачу, связанную с исследованием данных функций. Кстати, само название теории (функционализм) именно отсюда.

Эмиль Дюркгейм предложил развернутую концепцию в рамках данного подхода. Ее продолжили развивать Р. Мертон, Т. Парсонс. Основные идеи функционализма следующие: общество в нем понимается как система интегрированных частей, в которой присутствуют механизмы, благодаря которым сохраняется его стабильность. Кроме того, обосновывается необходимость эволюционных преобразований в обществе. Его стабильность и целостность формируются на основе всех этих качеств.

Теории конфликтов

Как функциональную теорию (с определенными оговорками) можно рассматривать также марксизм. Однако он анализируется в западной социологии с другой точки зрения. Так как Маркс (фото его представлено выше) основным источником развития общества считал конфликт между классами и проводил на этой основе свою идею его функционирования и развития, подходы такого рода получили в западной социологии особое название — теории конфликтов. С точки зрения Маркса, классовый конфликт и решение его — движущая сила истории. Из этого следовала необходимость переустройства общества путем революции.

Среди сторонников подхода к рассмотрению социума с точки зрения конфликта можно отметить таких немецких ученых, как Р. Дарендорф и Г. Зиммель. Последний считал, что конфликты появляются из-за существования инстинкта враждебности, который обостряется, когда происходит столкновение интересов. Р. Дарендорф утверждал, что основной их источник — власть одних над другими. Между обладающими властью и не имеющими ее и возникает конфликт.

Подходы на уровне микросоциологии

Второй уровень, микросоциологический, развивался в так называемых теориях интеракционализма (слово «интеракция» переводится как «взаимодействие»). Важную роль в его развитии сыграли Ч. Х. Кули, У. Джеймс, Дж. Г. Мид, Дж. Дьюи, Г. Гарфинкель. Те, кто разрабатывал интеракционистские теории, считали, что взаимодействие между людьми можно понимать, используя категории поощрения и наказания — ведь именно это определяет человеческое поведение.

Теория ролей занимает особое место в микросоциологии. Чем же характеризуется это направление? Социология — наука, в которой теорию ролей развивали такие ученые, как Р. К. Мертон, Я. Л. Морено, Р. Линтон. С точки зрения этого направления, социальный мир — сеть социальных статусов (позиций), связанных между собой. Именно они объясняют поведение человека.

Основания классификации, сосуществование теорий и школ

Научная социология, рассматривая процессы, происходящие в обществе, классифицирует его по различным основаниям. Например, изучая стадии его развития, за основу можно брать развитие технологий и производительных сил (Дж. Гелбрейт). В традиции марксизма в основе классификации — идея формации. Общество можно классифицировать также на основе господствующего языка, религии и др. Смысл любого такого деления состоит в необходимости понять, что оно представляет собой в наше время.

Современная социология строится так, что в ней существуют на равных разные теории и школы. Другими словами, идея универсальной теории отрицается. Ученые начали приходить к выводу, что жестких методов в этой науке нет. Однако от их качества зависит адекватность отражения происходящих в обществе процессов. Смысл данных методов состоит в том, что самому явлению, а не породившим его причинам, придается главное значение.

Экономическая социология

Это направление исследований общества, которое предполагает анализ с позиций социальной теории экономической деятельности. Ее представителями являются М. Вебер, К. Маркс, В. Зомбарт, Й. Шумпетер и др. Экономическая социология — это наука, изучающая совокупность общественных социально-экономических процессов. Они могут касаться как государства или рынков, так и отдельных людей или домохозяйств. При этом используются различные методы сбора данных и их анализа, в том числе и социологические. Экономическая социология в рамках позитивистского подхода понимается как наука, которая изучает поведение каких-либо крупных социальных групп. При этом ее интересует не любое поведение, а связанное с использованием и получением денег и других активов.

Институт социологии (РАН)

Сегодня в России действует важное учреждение, относящееся к Российской академии наук. Это Институт социологии. Его главная цель — осуществление фундаментальных исследований в области социологии, а также прикладных разработок в данной сфере. Институт был основан в 1968 году. С этого времени он является основным учреждением нашей страны в такой отрасли знания, как социология. Исследования его имеют очень большое значение. С 2010 года он издает «Вестник Института социологии» — научный электронный журнал. Общее количество сотрудников составляет около 400 человек, из них примерно 300 научных сотрудников. Проводятся различные семинары, конференции, чтения.

Кроме того, на базе этого института действует социологический факультет ГАУГН. Хотя на этот факультет зачисляют всего примерно 20 студентов в год, о нем стоит задуматься тем, кто выбрал направление «социология».

Что изучает социология — предмет науки

Социология — это наука, изучающая научное исследование общества и общественных отношений.

У каждой науки есть объект и предмет исследования. Социологию выделили как самостоятельную науку лишь после того, как французский мыслитель О. Конт определил предмет изучения социологии.

Объект социологии — общество (то есть это феномен, который изучает социология). Но и такие науки, как история, политология, экономика, к примеру, тоже изучают общество, но как бы под своим углом зрения, то есть каждая наука исследует какой-то свой аспект объекта. Этот аспект и называется предметом науки, то есть специфический срез общества для социологии.

А вот предмет социологии определить уже сложнее. Дискуссии о нем продолжаются до сих пор. Представителей научной дисциплины много, и все выдвигают свои идеи по поводу предмета изучения социологии. Трудно выделить единственно верное мнение, чтобы с ним согласились все. Дело в том, что наука молода, да и предмет видоизменялся уже ни один раз.

Огюст Конт — что изучает социология

По мнению мыслителя О. Конта, социология изучает общество в его целостности, а основу этой целостности составляет всеобщее согласие. Такое согласие опирается на единство истории человечества и природы человека.

Герберт Спенсер — что изучает социология

Философ и ученый из Англии Г. Спенсер также считается основателем социологии, как науки. Он не до конца согласился с мнением О. Конта. Говорил, что социология изучает общество как социальный организм. В этом организме интеграция сочетается с дифференциацией благодаря естественной эволюции его социальных институтов.

Разделы социологии

Что изучает социология культуры

Социология культуры изучает культуру, используя все достижения современной науки об обществе. То есть, культура здесь является частью социальной системы и социальных отношений. Культура — социальный институт.

Что изучает экономическая социология

Экономическая социология изучает поведение людей, как членов больших социальных групп в рыночном контексте, используя социологические методы. По сути, экономическая социология изучает потребности, ценности, интересы и поведение больших социальных групп (например, по демографическому признаку — женщины или мужчины всего мира) в условиях рыночной конъюнктуры.

Что изучает социология личности

Социология личности изучает человека в его социальном становлении, формировании и развитии в социальной, экосоциальной и биосоциальной среде.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Предпосылки возникновения социологии как науки. Объект и предмет социологической науки. Основные функции социологии. Понятие о "позитивизме". Развитие человеческого духа. Основные положения концепции Конта. Социология в системе наук об обществе.

    презентация , добавлен 29.11.2013

    Социальная жизнь общества как предмет изучения социологической науки. Теоретическое и эмпирическое уровни познания, их цели и методы. Общие и специфические законы в социологии, способы их проявления. Функции социологии как самостоятельной отрасли знаний.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2013

    реферат , добавлен 18.12.2012

    Социология как наука об обществе. Основные тенденции развития социологической мысли. Концепции развития современной социологии. Личность как объект социологического анализа. Национально-этнические общности и отношения. Семья как социальный институт.

    курс лекций , добавлен 21.06.2009

    Современная социология: основные понятия, сущность. Объект и предмет социологической науки. Функции, условия, перспективы развития социологии в России. Роль социологических знаний в деятельности инженера. Основные направления развития социологии.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Место социологии в системе наук. Функции социологии. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы.

    реферат , добавлен 24.07.2006

    Социология как наука и как учебная дисциплина. Объект и предмет социологической науки. Развитие позитивистской методологии и эмпирической социологии. Понятие общества и его типологии, классификация социальных групп. Виды и механизм образования толпы.

    Содержание темы : Предмет социологии и особенности социологического мышления. Специфика объекта социологии. Социологический подход к познанию общественной жизни. Понятие социального. Структура социологического знания. Законы и категории науки. Функции социологии. Институционализация социологии. О.Конт и его позитивистская «наука об обществе». Развитие социологии Э.Дюркгеймом, М.Вебером, Т.Парсонсом. Социологическая теория марксизма. Российские социологи XIX – XX веков. Социология модернизма и постмодернизма. Макросоциология и микросоциология. Многообразие теоретических парадигм в понимании предмета социологического познания. Роль и значение социологического знания для выпускника технического вуза.

    Ключевые термины : общество, социальная реальность, социум, объект, субъект и предмет социологии, социальная проблема, социальный факт, социальный процесс, социальная связь и взаимодействие, социальные отношения, социальные изменения.

    Люди обречены на совместную жизнедеятельность, составляя общество с собственными законами его развития. Интерес, научное понимание и объяснение, возможности прогнозирование общественной деятельности и поведения, вызывают потребность в специальной науке. Социология комплексно изучает социальные явления и процессы, устанавливает закономерности, определяет уровень интенсивности, причины и тенденции развития. Она раскрывает механизмы, зависимости и связи в реальном обществе.

    Одна ветвь изучает взаимодействия людей в повседневной жизни, их поведение и реакции, которые оказывают влияние и на общество в целом. Главный объект познания – конкретный человек, малая группа как участники социальной жизни. Исследование должно помочь им в решении проблем. Другая ветвь пытается понять общество как систему, взаимосвязь его экономических, социальных, политических и культурных блоков. Определить влияние реформ и революций, направленность общественных изменений, различного рода глобальных процессов на социальную сферу. Это знание позволяет объяснить законы общественного развития, понять динамику социальной активности населения и отдельных его представителей.

    Для социологии характерно сочетание четырех слоев социального знания: фактуального, сравнительного, развивающего и теоретического. В силу общности объекта социологии с объектами других социально-гуманитарных наук, широко используются знания, полученные философией, политологией, социальной психологией, экономической и другими науками. В социологии широко применяются как общенаучные методы (анализ, синтез, системный и историко-логические подходы и др.), так и специфические (наблюдение, опрос, социометрия и др.).

    В структуре науки выделяют теоретическую социологию или методологию социального познания, которая предлагает теоретическую модель общественной жизни как целостности. Выбор модели определяет позицию наблюдателя, методы познания, акцентацию на тех или иных стороны объекта. Социальные теории «среднего уровня» (например, социология управления, социология образования и т.д.), по идеи Р.Мертона, обеспечивают связь между эмпирическим и теоретическим уровнем социологического исследования. Эмпирический уровень социологического знания обеспечивается сбором и анализом конкретных фактов общественной жизни, разработкой моделей и теоретических концепций. Его ипостась – прикладные исследования – осуществляют непосредственную диагностику объекта и выдают практические рекомендации.

    Социологические исследования в нашей стране превратились в самостоятельную отрасль науки, где приобрели самостоятельности различные направления. В этой отрасли действуют десятки исследовательских институтов, центров и лабораторий. Каждому из этих уровней свойственны свои подходы к изучению социальной жизни, свой инструментарий и методика.

    Речь идет о процессах взаимодействия социальных объектов, о влиянии субъектов познания. Попытаемся эту зависимость представить зрительно (рис. 1).

    Методология, методы исследования

    Предмет социологии

    познания

    познания

    Вкачестве инструментария служат следующие группы категорий:

    А) социальные связи (социальные факт, действия, отношения, контроль, институты);

    Б) социальные общности (понятия общности, класса, слоя, группы, личности);

    В) социальные процессы (социальные перемещения, активность, взаимодействия);

    Г) социальное развитие (социальные изменения, перерождения, деградация, рост, движение);

    Д) процедурные (понятия техники и методики эмпирических исследований).

    Среди наиболее распространенных понятий в социологии выделяют:

     – «социальная роль», обозначающая модель поведения субъекта;

     – «социальный статус», фиксирующий совокупность ролей, положений субъекта;

     – «социальное взаимодействие», содержащее смысл «социального»;

     – «общество», наиболее широкое определение объекта;

     – «социальная реальность» – главный интерес социологии.

    В литературе неоднозначно определяется содержание понятия «социальное». Можно социальным называть все то, что личность считает социальным (по П.Сорокину). По нашему мнению «социальное» можно определять как результат взаимодействия индивидов, социальных объектов, особый тип жизнедеятельности и регулирования социальных отношений в общности, сопряженность взаимных ожиданий. «Социальность человека – утверждает глава Российской академии социологических наук Г.В.Осипов – во всем многообразии ее форм является тем космическим уникальным феноменом, который возник на стыке этих двух миров и существует в действительности лишь как проявление их взаимодействия» (Осипов Г.В. Указ. работа, - С 237).

    Функции социологии: познавательная, теоретическая, практическая, прогностико-управленческая, идеологическая и мировоззренческая. Социология предназначена для того, чтобы собрать сведения о реальных процессах и их участниках с целью регулирования общественной жизни. Использование социологии в производстве и управлении обозначается термином «социальная инженерия».

    Знакомство с историей социологии помогает вдумчиво и осмотрительно подходить к оценке событий, понять внутреннюю динамику социологического знания. Социология как самостоятельная наука со своим предметом, задачами и методами, сформировалась сравнительно недавно. Ее появление вызвано стремлением: освободить изучение социальных явлений от метода спекулятивно-умозрительной философии, субъективизма. В основании науки лежат представления, изложенные О.Контом (1798-1857) в труде «Курс позитивной философии». По мысли автора, задача «социологии» (социальной физики) состоит в наблюдении над фактами и их систематизация, получении положительного знания для эволюционных изменений в общественной жизни. Подлинная наука об обществе должна заимствовать у физики и других естественных наук их методы, включающие объективность и возможность проверки. Г.Спенсер (1820-1903) рассматривал социальные системы, с позиций социал-дарвинизма, как биологические организмы, способные приспосабливаться к окружающей среде, эволюционировать от простой однородности в «военном обществе» к многослойности индустриального общества.

    Э.Дюркгейм (1858-1917) развивает идеи О.Конта в рамках структурно-функционального анализа. Общество выступает исходной социальной реальностью, обладающей сложной структурой и набором элементов. Социальные факты (материальные и духовные) оказывают принудительное воздействие на индивида. Главной тенденцией общественного развития выступает разделение труда, которое ведет сначала к механическому, а затем к органическому объединению людей. Социализация лечит от «социальной патологии» (аномии), способствуя укреплению коллективизма и солидарности в обществе.

    Позитивное знание или «объясняющая социология» приобрела различные формы, наиболее распространенной из которых стали неопозитивистские построения. Архитектурную законченность эти идеи нашли отражение в работах «Структура социального действия», «Социальная система» и др. трудах Т.Парсонса (1902-1979). По его мнению, общую систему человеческого действия составляют социальная система, система личности и система культуры, которые в точках пересечения соотносятся с системами других наук. Знаменитый американский социолог попытался создать единую науку человеческого действия, указав на органическое единство естественного и гуманитарного знания.

    Одним из основателей современной социологии называют М.Вебера (1864-1920), изложившего вариант «понимающей социологии», не претендующей на открытие универсальных законов. Задача социолога, не копируя методы естествознания, изучать изнутри, анализировать смыслы, которые придают своим действиям люди, их намерения и цели. Это направление подчеркивает «особость» рационально организованного человеческого общества, которое необходимо и возможно понять, выявить «идеальный тип». Протестантская этика и сопутствующая культура – главные источники переустройства. Напомним, что задолго до М.Вебера была создана марксистская теория, которая понимание и объяснение законов развития подчинила главной задаче – революционному переустройству мира.

    Так сложилось, что к концу XIX века центр социологических исследований переместился в Америку. История сохранила имя основателя и руководителя первого в мире социологического факультета (1892 г.) А.Смолла , автора первого американского учебника по социологии, предложившего понятие «социальная технология». Фундаментальные труды Чикагской школы, затем открытия ученых Гарвардского и Колумбийского университетов сформировали скелетную конструкцию новой науки. Они определили ее главные «парадигмы», т.е. способы видения мира и его теоретического осмысления, основали научные школы.

    Макросоциология использует концепции (парадигмы):

    – функционализма и структурного функционализма. Общество рассматривается как система, части которой выполняют согласованные, необходимые и полезные функции. Некоторые из них латентны, неосознаваемые людьми. Равновесие системы обеспечивается распределением населения по структурным позициям в соответствии с социальными статусами и ролями;

    – теории социального конфликта. Экономическое, социально-политическое неравенство разделяет людей на группы, между которыми идет постоянная борьба за власть, за изменение статуса, за переоценку ценностей и т.п. Подчеркивается ценность конфликтов, но проблемным является управление ими;

    – теория систем. Впитав методы структурно-функционального анализа, пытается увязать социологическую теорию с разработками в биологии, психологии, экономической науки и политической теории. Каждая социальная система имеет четыре подсистемы, выполняющие функции адаптации, целедостижения, интеграции и поддержания привычного образца.

    Базой микросоциологии служат ряд построений:

    теория социального обмена . Обмен различными типами деятельности выступает основой общественных отношений, фундаментом власти, статуса и др. структурных образований;

    символический интеракционизм . Акцентирует внимание на действиях и поведении людей по отношению друг к другу, предметам окружающей среды. Главное в той оценке, тех знаках, том значение, которое они им придают;

    этнометодология и феноменологическая социология . Старается дать разъяснение скрытых, неосознанных механизмов социального взаимодействия, которое отождествляется с речевым общением людей по установленным правилам, национальным традициям и обычаям.

    Таким образом, для классической социологии более характерно стремление понять суть социального, выявить общие законы развития общества. Описать и классифицировать явления и процессы и предложить пути решения социальных проблем. Субъект располагается вне предметного мира. Модернистский подход акцентирует внимание на поиске эффективных механизмов, технологий оптимизации процесса реформирования социальной реальности. Познающий субъект перемещается внутрь предметного мира, рефлексируя над методом познания. Стремление добиться аутентичного, точного отражения социального, преодолевая субъективное восприятие явлений физического мира – характерно для ряда социологов постмодернистского направления. Конструируя воображаемую реальность, эти исследователи «уходят» от предметного мира.

    Заметной тенденцией в современных социологических концепциях является усиление внимания к личности, многообразным формам ее деятельной активности. Примат личностного, его восприятие как социальное, общественное, не снимает проблему роли общества – целостного организма, прямо или опосредованно влияющего на все явления и процессы социума.

    Значительной спецификой отличалось отношение к социологии в России. Известно, что Павел I и Николай I запрещали использовать в университетах слова «социология», «общество», «прогресс». Однако освоение социологии в России началось одновременно с западным миром. Так, лекции О.Конта слушали Н.П.Огарев, А.Гумбольдт. Последний пропагандировал позитивизм в своем журнале «Космос». В 70-80 гг. XIX в. появляется серия оригинальных трудов Н.И.Кареева , Н.Я.Данилевского , В.В.Берви-Флеровского и других авторов. Первая кафедра социологии была открыта при психоневрологическом институте в 1908 году благодаря усилиям М.М.Ковалевского и Е.В. де Роберти . Ее выпускник, П.А.Сорокин , в 1920 г. основал социологическую кафедру в Петроградском университете. В духе позитивизма и неопозитивизма проводили исследования крупнейшие русские социологи, в том числе основатели первых кафедр в нашей стране. П.Сорокин в 1930 году стал первым профессором социологии в Гарвардском университете, а мировая величина, Т.Парсонс, стал его аспирантом. Исследования нашего соотечественника по социокультурной динамике, социальной стратификации и мобильности вошли в золотой фонд науки.

    Специфически русским направлением была субъективная школа . В трудах П.Л.Лаврова , Н.К.Михайловского и их последователей утверждалось, что главный предмет исследования – привносимый в социальную жизнь субъективный элемент. В теории общественного прогресса утверждалось, что социальные процессы, а не биологические лежат в основе развития общества. Объективные процессы учитываются лишь как инертные факторы, используются творческой личностью в своей деятельности. Их метод принимал во внимание многообразие человеческого общества и стремился найти формы оптимальной солидарности. Народническое движение использовало субъективный метод в борьбе против марксистской методологии.

    У истоков марксистской социологии в России находились известные лидеры социал-демократического движения Г.В.Плеханов и В.И.Ленин . Но задолго до них в русскую среду транспортировал марксистскую социологию профессор политэкономии Киевского университета Н.И.Зибер . Ее главная особенность заключается в том, что она базируется на материальном бытие и рационализацию общества воспринимает как результат революционной, творческой самодеятельности масс. В этом суть противостояния позитивизму, исходившему из первичности интеллектуальных усилий или биологических эволюционных процессов.

    Известными именами представлена неокантианская и религиозная социология. П.Н.Новгородцев выступил против исторического подхода в социологии; объективные условия, деятельность масс не должны заслонять значение личности. Представление о социальном прогрессе выражено в его «системе нравственного идеализма».

    Имеются заслуги у советской и постсоветской социологии. В частности, широкое распространение конкретных социологических исследований, «математизация» социологии, критический анализ зарубежных концепций. «Тектология» А.А.Богданова предвосхитила многие идеи управленческой науки. Затем наступает длительный период отрицания социологии как науки, она частично растворяется в отдельных частях марксизма. Только в конце 50-х годов появилась Советская социологическая ассоциация, затем сектор и Институт социологии РАН, открылся факультет социологии. Проводятся фундаментальные исследования по таким направлениям как человек и его работа, проблемы развития социальной структуры и национальных отношений, общественной активности. Увеличивается поток исследований посвященных анализу социальных изменений, которые определяют содержание и направленность трансформации российского общества.

    Практическое значение социологии предопределено ее основными функциями. Современное сложноструктурированное общество может функционировать и успешно развиваться, осуществлять грандиозные национальные проекты, получая и используя социологическое знание. Игнорирование данных социологических исследований оборачиваются существенными просчетами в политике государства, различных органов и организаций. Студентам предлагается привести примеры политических, экономических провалов по причине социологической безграмотности, нежелания предварить административные действия прикладными исследованиями.

    Вопросы для обсуждения :

    Что такое «социологическое знание»? Какова его структура?

    Объясните причины возникновения и развития социологической науки.

    В чем состоит различие главных парадигм в социологии?

    Как понимать конструирование «реальности»?

    Определите возможные точки взаимосвязи, взаимовлияния социологии и общественной жизни, перспектив профессиональной деятельности.

    ЛИТЕРАТУРА:

    Горелов, А.А . Социология в вопросах и ответах: учебн. пособ. / А.А.Горелов. – М.: Эксмо, 2007. – 320 с.

    Воробьев, К.А . Социология: Учеб. пособ. для вузов / К.А.Воробьев. - М.: Акад. Проект, - 2005. - 512 с.

    Добреньков, В.И . Социология: учеб. для студ. вузов / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. - М.: ИНФРА-М, - 2007. – 623 с.

    Загрубский, С.А. Какая социология нужна обществу? // Социологические исследования. – 2009. - №6.

    Здравомыслов, А.Г . Поле социологии: дилемма автономности и ангажированности в свете наследия перестройки // Общественные науки и современность. - 2006. - №1.

    Маршак, А.Л. Социология: Учеб. пособ. для студентов втузов / А.Л. Маршак. - М.: Высш. шк. , 2002. – 317 с.

    Осипов, Г.В. XXI век – эра социологии и других социальных наук // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - №3.

    Смелзер, Н.Дж . Социология / Н.Дж. Смелзер. - М.: Феникс, - 1994. - 688 с.

    Сорокин, П.А. Человек Цивилизация. Общество / П.А.Сорокин - М.: Политиздат, - 1992. – 543 с.

    Социология : Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко [и др.] - М.: ЮНИТИ, - 2005. - 407 с.

    Социология : общ. курс: учебник для студ. вузов / В.И.Кондауров [и др.] – М.: ИНФРА-М, 2006. – 331 с.

    Тощенко, Ж.Т . Парадигмы, структура и уровни социологического анализа // Социологические исследования. - 2007. - №9.

    Социоло́гия (от лат. societas - общество + др.-греч. λόγος - наука) - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития,социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и динамики; формирования, функционирования и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.

      структура социологии

      Теоретическая социология - социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания . Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

      Эмпирическая социология - это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.

      Прикладная социология - область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.

    В структуре социологии принято выделять три уровня:

      верхний уровень - уровень общесоциологических знаний и теорий.

      средний уровень социологии, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).

      нижний уровень социологической науки - уровень конкретных социологических исследований.

    Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию в зависимости от того, на каком уровне изучается общество - макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне - малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры - социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология - малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

      Функции социологии

    Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.

    Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.

    Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой – то, что требует радикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

    описательная функция социологии заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа предполагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений исследователей.

    Прогностическая функция социологии – составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий характер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

    определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;

    представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

    Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. Роль этой функции социологии постоянно возрастает, ибо усложнение современного общества требует более целенаправленного воздействия на социальные процессы.

    Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследования, разработка проблемы, интерпретация полученных результатов нередко определяются социально-политической позицией социолога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологическая наука должна быть идеологически нейтральна. Поэтому задача социолога – не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.

      Предпосылки возникновения социологии

    Предпосылки возникновения: 1) влияние промышленной революции, материально-экономического положения людей на социальные отношения, которые объясняются в контексте идеи "естественного" социального порядка (обладая собственной рациональностью он не может быть подчинен "государству" как политически институциональному порядку, а противостоит ему и считается отдельным от него); 2) альтернативность конструирования социальной практики в контексте коллективизма (авторитаризма) и индивидуализма (либерализма) в рамках развития рыночной экономики, носителем которой является не государство, а "гражданское общество"; 3) культивирование идей историзма как основы интереса к смыслу и направленности общественно-исторического процесса, то есть к антропо-социокультурогенезу (возникновению, функционированию и развитию человека, общества и культуры); 4) формирование научного сознания под воздействием немецкой классической философии, английской политической экономии, французского обществоведения, что обусловило разработку современной концепции науки и научного прогресса.

      Классическая история развития социологии

    Принято считать, что современная социология сложилась не под влиянием идей Огюста Конта, а несколько позже, в классический период своего развития. Этот период связан с деятельностью трех великих ученых, которые не только определили основные теоретические направления в исследовании социальной реальности, но и разработали понятийный аппарат научных исследований, определили предмет и статус социологии.

    Первым в ряду классиков социологии следует поставить Карла Маркса (1818-1883). Вклад К. Маркса в развитие социологии может быть кратко представлен в нескольких основных научных положениях. Во-первых, К. Маркс разработал естественно-исторический подход к изучению социальных явлений, который опирается на изучение социально-экономических формаций, характеризующих отдельные этапы развития человеческого общества (рабовладельческая формация, феодализм, капитализм, социализм). Каждой из этих формаций соответствует определенный уровень развития производительных сил, производственных отношений и определенная социальная структура общества.

    Современные социологи изучают особенности социальных структур, типичных для каждой из социально-экономических формаций, характерные особенности их культуры и поведения отдельных индивидов в условиях разных формаций.

    К. Маркс стал также основоположником современной теории конфликтов. Рассматривая классовый конфликт между пролетариатом и буржуазией, Маркс сумел выделить основные причины социальных конфликтов, порождаемых несправедливым распределением доходов, благ, определил их характеристики и механизм возникновения конфликтных взаимодействий. Кроме того, Маркс заложил основы теории управления социальными конфликтами. Современные теории конфликтов отражают идеи, выдвинутые Марксом.

    К. Маркс впервые структурировал современное ему общество, выделив социальные классы в качестве основной единицы социальной дифференциации. В основу этого социального разделения Маркс положил отношение членов класса к собственности. При этом он допускал, что в каждом из социальных классов существуют отдельные слои. Можно сказать, что в этом случае Маркс был основоположником современной теории стратификации общества посредством выделения слоев, классов по степени богатства и характеру его присвоения. Основными классами капиталистического общества он определил рабочих (пролетариев) и капиталистов.

    Таким образом, Маркс, впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и связал это с социальной структурой общества.

    Вторым представителем классического периода развития социологии считается немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Одной из важных заслуг Вебера следует считать выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Это действие, согласно учению Вебера, имеет внутренний смысл, то есть оно рационально. Данное открытие привело к появлению целого научного направления, которое получило название понимающей социологии. Много внимания Вебер уделял такому важному социальному феномену как отношения власти в обществе. В свете властных отношений Вебер рассматривал структурные единицы общества, особенно социальные организации. Ему удалось разработать оригинальную модель стратификации общества (то есть разделения части, отдельные слои, группы), связать культуру общества с ее экономикой и политическим устройством.

    Третьим представителем классического периода развития социологии следует считать французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Дюркгейм стремился, прежде всего, к увеличению автономии социологии от других наук, что создало возможность для выделения предмета социологии. Он стремился объяснять все феномены, явления общественной жизни только с точки зрения социологии, что привело к появлению социологизма, который представляет собой такой научный взгляд на общественные явления, когда другие научные дисциплины, кроме социологии, не рассматриваются или при наличии разных позиций выводы делаются в пользу социологической точки зрения.

    Существенной заслугой Дюркгейма в социологии является открытие коллективного сознания, которое появляется в ходе вхождения индивида в социальные группы. Включаясь в систему социальных отношений, люди объединяются на основе солидарности в отношении достижения общих целей. Дюркгейм различает механическую и органическую виды солидарности членов общества или социальной группы. Однако функционирование индивидов и социальных групп в обществе может быть нарушено, и тогда отдельные структурные единицы общества испытывают состояние аномии, то есть неприятия системных единиц культуры, характерных для данного общества или социальной группы.

    Учение Дюркгейма об обществе легло в основу многих современных социологических теорий и, прежде всего, структурно-функционального анализа.

Случайные статьи

Вверх