Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза. Тема II. Эволюция коммуникаций директор по распространению технологий компании «Яндекс»

Те животные, коммуникативные способности которых были лучше, чем у других, получали в процессе эволюции больше шансов выжить и воспроизвести потомство. О какой информации идет здесь речь? Прежде всего, о том, что относится к упомянутым нами выше 4F: информация об опасности, о местонахождении пищи, о том, что эти животные готовы спариваться.

Наш разум в значительной мере облегчил для нас процесс копирования идей - мемов-стратегий, мемов-различий, мемов-ассоциаций. Сложно переоценить важность копирования / воспроизведения идей для эволюции человеческой культуры и наук. Если бы наше сознание было лишено способности копировать идеи и, таким образом, возможности передавать их от одного человека к другому, нам всем пришлось бы довольствоваться только теми знаниями, которые мы успели накопить за время своей жизни.

На определенной стадии эволюции наш разум получил такой дополнительный инструмент, как язык. Речь революционным образом преобразовала процесс человеческой коммуникации. Благодаря речи и языку появилась возможность создавать новые понятия, проводить различия, вырабатывать ассоциативные связи между различными вещами, а также передавать стратегии другим людям. Низшие животные такой возможностью не обладают. Борьба за усовершенствование коммуникаций продолжается и по сегодняшний день, ведь она должна способствовать выживанию и размножению человека.

Облегчить общение можно двумя способами: громче говорить или внимательнее слушать. Представляется очевидным, что в процессе естественного отбора преимущество получат те животные, которые будут звуками, своим видом или каким-либо другим образом хвастаться своей сексуальной привлекательностью. Те животные, которые будут застенчиво ждать, что их наконец заметит Тот или Та Самая, безусловно, проиграют. Сложнее понять, почему «эгоистичный» отбор благоприятствует и тем видам, которые путем звукового или другого сигнала могут оповестить других об опасности или местонахождении пищи. Разобраться в этом будет проще, если мы поймем, что этот «кричащий» ген, вероятно, присутствует не только в «крикуне», но и в тех, кто его слушает. Не будем забывать, что генетическая эволюция отбирает гены, а не конкретные индивиды.

Что касается восприятия сигналов, то естественный отбор будет благоприятствовать тем животным, которые смогут бросить все и уделить внимание полученной информации, а не тем, которые будут склонны ее проигнорировать. С точки зрения гена, важной информацией является все, что будет защищать и увеличивать число копий этого гена: то есть сведения об опасности, пище и сексе. Если бы мать Бемби немного раньше услышала треск ветки под ногой охотника, то сегодня она еще могла бы рассказывать историю о том, сколь своевременно она смогла все понять.

Средства коммуникации развивались с целью передачи информации о трех конкретных предметах: об опасности, о пище и о сексе. Поэтому мы как продукт эволюции, как правило, предпочитаем говорить о проблемах безопасности, о пропитании и сексе и уделяем этим темам больше внимания, чем другим.

Мемы, имеющие отношение к опасности, пище и сексу, распространяются быстрее других, поскольку по своей природе мы к ним очень чувствительны - в нашем сознании для этих предметов есть свои «кнопки».

Те живые организмы, набор коммуникативных способностей которых были лучше, чем у остальных, получали в эволюционном процессе больше шансов на выживание и дальнейшее воспроизводство потомства. О какой конкретно информации заходит разговор? Прежде всего, о том, что можно отнести к упомянутым выше факторах 4F: информация о степени опасности, о местонахождении еды, о том, что эти животные достигли полового возраста.
Наш разум в значительной степени смог облегчить для нас процесс копирования разного рода идей - мемов-стратегий, мемов-ассоциаций, мемов-различий. Сложно переоценивать важность воспроизведения идей для последующей эволюции культуры человека и наук. Если бы само наше сознание полностью было лишено способности копирования идей и, таким образом, возможности передавать их от человека к человеку, нам всем пришлось бы довольствоваться только знаниями, которые мы успели накопить за период своей жизни. что это?

На отдельно взятой стадии эволюции разум получил дополнительный инструмент, называемый нами языком. Речь революционным образом смогла преобразовать процесс человеческих коммуникаций. Благодаря языку и речи появилась возможность воссоздавать новые понятия, проводить определенные различия, вырабатывать связи между ассоциативными вещами, а также передавать определенные стратегии остальным людям. Низшие животные вышеописанной возможностью не наделены. Борьба за усовершенствование коммуникационных органов продолжается и сегодня, ведь она должна в значительной мере способствовать выживанию, а также размножению человека.

Облегчить общение между людьми можно двумя методами: громче говорить либо слушать по внимательнее. Представляется очевидным, что в процессах естественного отбора преимущество смогут получить те животные, которые будут различными звуками, своим видом либо же любым другим образом восхвалять свою сексуальную привлекательность. Те животные, которые застенчиво будут ждать, что их заметит Тот либо Та Самая, конечно, проиграют. Сложнее понять, все-таки почему «эгоистичный» отбор по-своему благоприятствует тем видам, которые при помощи звукового либо другого сигнала оповещают других об опасности либо же местонахождении пищи. Во всем этом будет проще разобраться, если мы уясним, что этот «кричащий» ген, возможно, присутствует не только в самом «крикуне», но и в его слушателях. Не стоит забывать, что генетическая эволюция производит тщательный отбор генов, а не конкретных индивидов.

Что касаемо восприятия сигналов, то отбор будет благоприятствовать тем группам животных, которые смогут все бросить и уделить особое внимание вновь полученной информации, а не тем, видам которые будут склонны к ее игнорированию. С точки понимания гена, важной информацией считается все, что будет увеличивать и защищать число копий данного конкретного гена: то есть определенные сведения об опасности, сексе и пище. Если бы мама Бемби немного раньше смогла услышать треск ветки под ногами охотника, то сегодня она могла бы еще рассказывать какую-нибудь историю.

Эволюция средств коммуникации проходила развивитие с целью ускорения передачи информации о трех предметах: о пище, об опасности и собственно, о сексе. Поэтому мы как эволюционный продукт, как правило, предпочитаем вести разговор о проблемах безопасности, о сексе и пропитании и уделяем данным темам намного больше внимания, чем остальным. Мемы, имеющие прямое отношение к опасности, сексу, а также пищи распространяются намного быстрее других, так как по своей природе мы ко всем ним достаточно чувствительны - в нашем сознании предметов такого рода существуют свои «кнопки».

В XIX и вплоть до середины XX века коммуникации существовали в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е. средства, которые печатались на бумаге и распространялись методами физической транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это телеграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообщения или речь передавались средствами радиосигналов или по кабельной связи от человека к человеку. Сейчас технологии, некогда существовавшие в разных областях применения, стирают эти различия, так что потребители информации получают в свое распоряжение множество альтернативных средств, что порождает и ряд сложных проблем с точки зрения законодателей.

В дело с неизбежностью вовлекаются мощные частные интересы. Точно так же, как замена угля нефтью и конкуренция между грузовым автотранспортом, железными дорогами и газопроводами привели к существенным изменениям в распределении корпоративной власти, в структурах занятости, в профсоюзах, географическом расположении предприятий и тому подобном, так и колоссальные изменения, происходящие в комбинационной технологии, затрагивают отрасли промышленности, связанные с коммуникациями.

В самом общем плане здесь можно выделить 5 проблем.

1. Слияние телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель. С эти связан вопрос будет ли передача информации осуществляться преимущественно через телефонную связь или возникнет какая-либо иная независимая система передачи данных; какова будет относительная доля микроволновых станций, спутников связи и коаксиального кабеля в качестве каналов передачи.

2. Замена бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистанционное копирование документов.

3. Расширение телевизионной службы через кабельные системы со множеством каналов и специализированными услугами, что позволит осуществлять прямую связь с домашними терминалами потребителей. Транспорт будет заменен телекоммуникациями с использованием видеофонов и систем внутреннего телевидения.

4. Реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для исследовательских групп; прямое получение информации из банков данных через библиотечные и домашние терминалы.

5. Расширение системы образования на базе компьютерного обучения, использование спутниковой связи для сельских местностей, особенно в слаборазвитых странах; использование видеодисков как для развлечений, так и для домашнего образования.



Технологически коммуникации и обработка информации сливаются в единую модель, получившую название КОМПЬЮНИКАЦИЯ. По мере того, как компьютеры все шире используются в коммуникационных сетях в качестве коммутирующих систем, а средства электронной коммуникации становятся неотъемлемыми элементами в компьютерной обработке данных, различия между обработкой информации и коммуникацией исчезают. Основные проблемы здесь - правовые и экономические, и основной вопрос - должна ли эта новая область подлежать государственному регулированию или ей лучше развиваться в условиях свободной конкуренции.

Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающаяся во времени технически опосредованный процесс создания, хpанения, pаспpеделения, pаспpостpанения, воспpиятия инфоpмации и обмена его между

социальным субъектом (коммуникатоpом) и объектом (коммуникантом).

Актуальность дальнейшей теоpии pазpаботки вопpоса о pоли системы сpедств массовой коммуникации в духовной культуpе общества обусловлена:

1. ее pолью в жизнедеятельности и культуpе совpеменного общества, постоянно возpастающей благодаpя pезкому обостpению идеологической боpьбы между социальной и буpжуазной идеологией;

2. pеальным pостом в миpе количества создаваемой социальной инфоpмации, котоpая хаpактеpизуется ситуацией так называемого "инфоpмационного взpыва", вызывает в обществе социальнуюю потpебность в создании более мощной, технически оснащенной и опеpативно действующей системы сpедств массовой коммуникации, способной доставить общесту эту инфоpмацию;

3. сама культуpа общества начинает pассматpиваться как динамическая система социальной инфоpмации, pаспpостpанение котоpой возможно лишь пpи помощи системы сpедств массовой коммуникации.

Влияние системы сpедств массовой коммуникации на духовную культуpу общества выступает основной целью пpедпpинимаемого исследования.

Цель исследования pаскpывается в ходе филосовско - социалогического анализа двух социальных феноменов - системы сpедств массовой коммуникации и духовной культуpы общества. Коммуникация - это специфическая фоpма человеческого общения. Коммуникация выступая в качестве момента содеpжания сфеpы духовной жизни, является в то же вpемя выpажением системного качества последней. Сама культуpа, пpи этом, pассматpивается как динамическая система функциониpования инфоpмации, на основе чего дается вывод: коммуникация - это специфическая культуpная фоpма духовного общения людей. Значимые ценности культуpы игpают pоль опpеделенных инфоpмационных сигналов, pаспpостpаняемых в обществе в знаковой, символической, а также обpазной фоpме. В ходе общения культуpные ценности способствуют пеpедаче жизненного опыта внутpи и между поколениями. Таким обpазом, обмен духовными ценностями оказывается главным содеpжанием в pазвивающейся культуpе общества. Сpедства коммуникации выступают вещественным, матеpиальным компонентом коммуникативного пpоцесса и всегда выpажают собой способ пеpедачи, сохpанения, пpоизводства и pаспpостpанения культуpных ценностей в обществе.

Два типа сpедств коммуникации:

1. естественно возникший (язык, мимика, жесты)

2. искусственно созданный (технический)

а) тpадиционный (пpесса, книгопечатание, письменность)

б) типично совpеменный (pадио, телевидение,кинематогpаф).

В ходе анализа истоpических этапов pазвития системы сpедств массовой коммуникации в исследовании особое внимание уделяется pассматpению двух взаимоисключающих точек зpения. Согласно пеpвой - возникновение системы сpедств массовой коммуникации связывается с появлением типично совpеменных сpедств, появлением pадио, кинематогpафа и телевидения. Hа этом основании отpицается, в свою очеpедь, наличие "споpадически" возникающего пpоцесса массовой коммуникации в общественных фоpмациях. Согласно втоpой - пpедпосылки появления пpоцесса массовой коммуникации и обеспечивающих его сpедств pассматpиваются в связи с пpоцессом становления и pазвития культуpы человеческого общества. Эволюция сpедств массовой коммуникации, pассматpивая сквозь пpизму pазвития человеческой культуpы, показывает как постепенно увеличивалась скоpость обмена инфоpмацией, с тем, чтобы сохpанить путь к овладению человеком суммы знаний, добытых пpедшествующими поколениями людей. Сpедства коммуникации не только ведут к состоянию тотального воспpиятия и сиюминутности осознания действительности, но и способствуют pасшиpению оpганов и чувств человека в пpостpанстве и во вpемени. Изучение сpедств массовой инфоpмации в узком системном аспекте тем более важно, что в последние десятилетия, и особенно в последние годы, наблюдается совпадающая с pасцветом научно - технической pеволюции известная пеpеоценка этих сpедств. И это не случайно, потому что система массовой инфоpмацииявляются теоpетическими сpедствами СМИ: их функциониpование немыслимо без соответствующего технического обеспечения в отличие, напpимеp,от сpедств устной агитации, связанных в пеpвую очеpедь с живым, естественным, непосpедственным общением между людьми. Hаучно-техническая pеволюция создает оптимальные условия для технического pазвития сpедств массовой инфоpмации, поpождая в то же вpемя опpеделенные иллюзии об их всемогуществе и слабости живых, естественных сpедств массовой коммуникации. Системы сpедств массовой коммуникации связаны между собой чеpез сpеду, чеpез поле общения, то есть они связаны между собой словом котоpое в начале было устным. Развитие коммуникаций включает в себя и такие пpоцессы, в ходе котоpых инфоpмация не только пеpедается, но и искажается, может самопpоизвольно возpастать или угасать. Массовая коммуникация по самой своей пpиpоде тpебует инноваций и жадно ассимилиpует, что пpидает ей динамичность и непpедсказуемость ее эффектов. В условиях свободы слова, гласности, пpава каждого на получение и pаспpостpанение инфоpмации, общество должно учиться использовать возможности массовой коммуникации с максимальным эффектом.

Язык возник как средство трансляции опыта как внутри поколения, так и между поколениями. С другой стороны, язык - средство накопления опыта, а также средство, обеспечивающее практику.

Язык - знаковая система. Каждый элемент культуры предстает в виде знака. В каждом знаке есть два элемента: означающее (материальная форма знака), означаемое:

Социальное значение: предметное значение (предмет) и смысловое значение (способ).

Личностный смысл: переживание оценочного отношения, оценочное отношений.

Этапы развития знаков:

1. первыми знаками были сами объекты - орудия труда (они непосредственно опредемечивают опыт).

2. Знаки иконические (рисунки, жесты)

3. знаки индексные, основанные не на подобии, а на причинно-следственной связи (дым - сигнал опасности)

4. знаки символические, знаки человеческой речи

5. письменность

7. электронные средства передачи информации, современные информационные технологии.

Чем выше положение животного в эволюционной иерархии, тем сложнее его органы чувств и тем совершеннее аппарат биокоммуникации. Например, у насекомых глаза не могут фокусироваться, поэтому они видят лишь расплывчатые силуэты предметов; напротив, у позвоночных глаза фокусируются, поэтому они воспринимают предметы вполне отчетливо.

У большинства таксономических групп животных присутствуют и одновременно функционируют все органы чувств.

Однако в зависимости от их анатомического строения и образа жизни функциональная роль разных систем оказывается неодинаковой. Человек и многие животные издают звуки с помощью голосовых связок, расположенных в гортани. Насекомые издают звуки, потирая одну часть тела о другую, а некоторые рыбы "барабанят", щелкая жаберными крышками, змеи отпугивают противников, громко шурша чешуей и т.д. У человека и других млекопитающих органы обоняния находятся в носовой полости, а органы вкуса – в ротовой. У некоторых же животных, например у членистоногих, органы обоняния располагаются на усиках, а вкусовые органы – на конечностях. Усики – антенны и чувствительные волоски – сенсиллы служат насекомым органами тактильного чувства, или осязания.

Сенсорные системы хорошо дополняют друг друга и обеспечивают полную информацию живого организма о факторах внешней среды. В то же время, в случае полного или частичного выхода из строя одной или даже нескольких из них, оставшиеся системы усиливают и расширяют свои функции, чем компенсируют недостаток информации. Так, например, ослепшие и оглохшие животные оказываются способны ориентироваться в окружающей среде с помощью обоняния и осязания. Хорошо известно, что глухонемые люди легко научаются понимать речь собеседника по движению его губ, а слепые – читать при помощи пальцев.

В зависимости от степени развития у животных тех или иных органов чувств, при общении могут использоваться разные способы коммуникаций. Так, во взаимодействиях многих беспозвоночных, а также некоторых позвоночных, у которых отсутствуют глаза, доминирует тактильная коммуникация. У многих беспозвоночных имеются специализированные тактильные органы, например антенны насекомых, часто снабженные хеморецепторами. Благодаря этому их осязание тесно связано с химической чувствительностью. Особенно большое значение химическая коммуникация имеет для общественных насекомых, социальная организация которых может соперничать с организацией человеческого общества.

Рыбы используют по крайней мере три типа коммуникативных сигналов: звуковые, зрительные и химические, часто их комбинируя.

Земноводные и пресмыкающиеся имеют все характерные для позвоночных органы чувств, хотя формы их коммуникации сравнительно просты.

Коммуникации птиц достигают высокого уровня развития, за исключением хемокоммуникации, имеющейся буквально у единичных видов. Общаясь с особями своего, а также других видов, в том числе с млекопитающими и даже с человеком, птицы используют главным образом звуковые, а также зрительные сигналы. Благодаря хорошему развитию слухового и голосового аппарата, птицы имеют прекрасный слух и способны издавать множество разных звуков. Стайные птицы используют более разнообразные звуковые и зрительные сигналы, чем птицы одиночные. У них существуют сигналы, собирающие стаю, извещающие об опасности, сигналы "все спокойно" и даже призывы к трапезе.

В общении наземных млекопитающих довольно много места занимает информация об эмоциональных состояниях – страхе, гневе, удовольствии, голоде и боли. Однако этим далеко не исчерпывается содержание коммуникаций даже у животных, не относящихся к приматам. Кочующие группами животные посредством зрительных сигналов поддерживают цельность группы и предупреждают друг друга об опасности.

Коммуникативные сигналы млекопитающих были выработаны для общения между особями одного вида, но нередко эти сигналы воспринимаются и особями других видов, оказавшимися неподалеку. В Африке один и тот же источник иногда используется для водопоя одновременно разными животными, например, антилопой гну, зеброй и водяным козлом. Если зебра с ее острым слухом и обонянием чует приближение льва или другого хищника, ее действия информируют об этом соседей по водопою, и они соответственно реагируют. В этом случае имеет место межвидовая коммуникация.

Человек использует для общения голос в неизмеримо большей степени, чем любой другой примат. Для большей экспрессивности слова сопровождаются жестами и мимикой. Остальные приматы используют в общении сигнальные позы и движения гораздо чаще, чем мы, а голос – гораздо реже. Эти компоненты коммуникативного поведения приматов не являются врожденными – животные обучаются различным способам общения по мере взросления.

Воспитание детенышей в дикой природе основано на подражании и выработке стереотипов. Родители ухаживают за ними, наказывают, когда необходимо; детеныши узнают о том, что съедобно, наблюдая за матерями, и учатся жестам и голосовому общению в основном методом проб и ошибок. Усвоение коммуникативных стереотипов поведения – процесс постепенный. Наиболее интересные особенности коммуникативного поведения приматов легче понять, если учесть обстоятельства, в которых используются разные типы сигналов – химические, тактильные, звуковые и зрительные.

Основная философско-методологическая установка М. Маклюэна заключается в том, что средства коммуникации – это своего рода социальный код развития цивилизации. Изучение их принципов позволяет раскрыть ключ к развитию и основам построения цивилизации. М. Маклюэн выделяет 4 этапа эволюции средств массовой коммуникации: устный (дописьменный); письменный (рукописный); книгопечатный («Галактика Гутенберга») и электронный («Глобальная деревня»).

В соответствии с этими этапами эволюции существуют устный, письменный, типографский и электронный типы человеческой личности, а также ряд важных элементов, присущих любому обществу на разных этапах его развития. Сюда относятся способ коммуникации, тип человеческой личности, ментальность, уровень развития искусства и науки, экономическое и политическое устройство.

Остановимся на каждом из этих этапов эволюции средств массовой коммуникации более подробно.

Устный (дописьменный) этап эволюции средств массовой коммуникации. Как уже ясно из названия, системообразующее средство коммуникации данного этапа – устная речь . Для того чтобы передать информацию, существует очень много способов, кажущихся нам сейчас, мягко говоря, необычными. Это ритуальный танец, магический обряд, песня, миф, магические заклинания. Для устного типа личности характерно преобладание тактильного и слухового восприятия окружающего мира.

Устная культура отличается устойчивостью, традиционностью. Ее характерные признаки – это эмоциональность, чувственность, живость восприятия, взаимопроникновение и слияние слова и дела («имплозия»); одновременность действий и реакций; метафоричность стиля мышления, мифофольклорность и магическое мироощущение; коллективизм; отождествление и единство идеальных и материальных начал в восприятии окружающего мира.

На устном этапе социально-экономической системы присутствует разделение труда на охотничество, собирательство, земледелие и рыболовство. Хозяйственный обмен имеет натуральный характер, «деньги» для бесписьменного человека такой же товар, как и многие другие, с помощью которого можно удовлетворять различные потребности.

Форма организации общественного устройства – деревня, в которой важное значение имело социальное и родовое единение. Естественно, существовала строгая иерархия родоплеменных отношений. Передача информации в основном осуществлялась с помощью устной речи, языка магии, наблюдаются первые попытки кодирования информации.

Письменный этап развития средств массовой коммуникации. Системообразующее средство коммуникации данного этапа эволюции – алфавит. Язык, рукописные тексты, символы, определившие начало развития цивилизации, служили основными средствами передачи информации «рукописного типа человека». Здесь уже преобладает тактильное и зрительное восприятие окружающего мира.

Происходит смещение акцента со слухового восприятия на визуальное постижение мира. Мы видим, что увеличивается значение зрения и символов; нарушается единство мифологической цельности мышления – происходит раскол между словом и делом. Мировосприятие отличается религиозностью, индивидуализмом.

Развитие науки и искусства письменного общества характеризуется формированием и развитием философии, науки, драматической поэзии, живописи, архитектуры. Появляется число, благодаря которому возникает счет и арифметика.

Социально-экономическая система представляет собой феодально-поместную структуру общества. Экономические связи носили характер натурально-денежного обмена.

В общественно-политическом устройстве прослеживается смена общественных форм организации и социального управления: деревня, город-государство, империя. Технические изобретения способствовали строительству дорог и освоению морского пространства.

Социальное управление общественными отношениями осуществлялось в соответствии с религиозными предписаниями, а также классовой иерархией и сводом законов, направленных на защиту интересов богатых слоев населения. Основной способ передачи информации в процессе социального управления, наряду с устной речью – рукописные визуальные коды и символы, естественные языки.

Книгопечатный этап развития средств массовой коммуникации. Данный этап эволюции средств массовой коммуникации у М. Маклюэна получил название «Галактика Гуттенберга». Естественно, системообразующее средство коммуникации данного этапа эволюции – печать. Большое значение здесь имеют печатные тексты, визуальные коды, символы. «Типографскому» (индустриальному) типу человека становится доступным печатное слово, массовое распространение которого привело к формированию особого вида человеческой индивидуальности, порождающей соответствующие общественные отношения, экономику, науку, технику, культуру.

Ментальность « типографского типа» личности характеризуется господством визуального постижения мира; «линейностью» восприятия информации; распространением стандартов визуального мышления; критичностью и абстрактностью мышления; формированием национальных языков и государств; усилением процессов фрагментации общества (специализация); индивидуализмом; демократичностью.

Развиваются естественные науки – физика, механика, химия, а также искусство, литература, живопись, архитектура. Появляются паровая машина и железная дорога. Природа из священного храма превращается в мастерскую, где человек – творец.

Что касается социально-экономической системы «Галактики Гуттенберга», то она определяется формированием системы цен и рынков, использованием наемного труда, ремесленного производства, частнособственнического предпринимательства, демократизации общества.

«Галактики Гуттенберга» определяется возникновением национальных демократических государств с различными формами правления.

Социальное управление общественными отношениями осуществляется в соответствии с классовой иерархией и законами, направленными на защиту интересов разных слоев населения. Основной способ передачи информации в процессе социального управления, наряду с устной речью – рукописные и печатные визуальные коды. Получают развитие искусственные языки, кодирование и декодирование информации.

Электронный этап развития средств массовой коммуникации. Данный этап развития средств массовой коммуникации получил у М. Маклюэна название «Глобальная деревня». Основными средствами коммуникации, наряду с печатными СМИ, являются электронные медиа: телевидение, радио, телефон. Воздействие телевидения на электронный тип человека помогает ему вобрать в себя особенности предыдущих типов на основе усиления зрительного восприятия окружающего мира.

Для ментальности человека электронного типа характерно: поличувствительность и полиприсутствие; «шарообразность», «мозаичность», абстрактность, критичность, самостоятельность и мифичность мышления; изменчивость и неустойчивость ценностных ориентиров; скрытость и многогранность смыслов; индивидуализм; стремление к свободе самовыражения, творчеству; ослабление значения традиционных институтов и связей (семьи, брака, образования, воспитания); демократичность; фрагментация и специализация общественной жизни.

Уровень научно-технологического развития и искусства определяется возрождением первобытных органических ценностей в искусстве и архитектуре XX века. Это происходит из-за влияния технологии нашего времени (электромагнитных волн, радио, телевидения и т. д.). Большое развитие получают абстрактные искусства (например, натурализм, реализм, кубизм, театр абсурда и др.). Проявляется мифическая направленность в продукции массового искусства.

Социально-экономическая система характеризуется трансформацией трудовых отношений, труд вытесняется чистым движением информации, деньги как хранилище труда сплавляются воедино с информационными формами кредита и кредитной карточки. Информация – востребованный товар, движение которого обеспечивает эффективный товарный обмен.

Общественно-политическое устройство «Глобальной деревни» основано на разрушении организации «центр – периферия» в рамках одного государства, теперь целые страны становятся периферией по отношению к новому ядру – группе развитых стран, которые потребляют большую часть произведенной энергии, товаров и услуг.

Социальное управление общественными отношениями осуществляется в соответствии с законами, обязательными для всех. Основной способ передачи информации в процессе социального управления, наряду с прежними средствами и технологиями, – электронные коды и символы, большое значение приобретают искусственные языки программирования, кодирование и декодирование информации.

В середине XX века механические скорости “Галактики Гутенберга” встретились с электрическими скоростями, которые как бы сжали (трансформировали, упразднили) образное пространство “Галактики Гутенберга” до размеров “глобальной деревни”. На смену печатным средствам коммуникации пришли электронные, радикально преобразующие всю сферу межчеловеческой коммуникации. Началось слияние изолированных друг от друга индивидов, наций и рас в единое коммуникативное сообщество, названное М. Маклюэном в 1962 г. «электронным сообществом». Граждане «электронного сообщества» – это жители «глобальной деревни», в которой может жить только «электронный человек» с его восприятием, мышлением, мировоззрением и психологией, адаптированными электронными средствами коммуникации. М. Маклюэн очень точно подметил тенденцию развития общества на ближайшие десятилетия.

Информационное общество как современный этап развития средств массовой коммуникации. В 80-х годах XX века мир вступил в информационное общество, или общество знания, как его сегодня называют многие исследователи. Это очередная фаза общественного развития, пришедшая на смену индустриальной, в которой основным фактором экономики становится информация. Термин «информационное общество» был введен К. Коямой в 1969 году. Основным товаром здесь становится информация, а главным видом деятельности – интеллектуальный труд. Благодаря этим составляющим человечество осуществляет значительный скачок в своем развитии, результатом которого становится глобальное общество, объединенное единым информационным пространством.

Важнейшую роль в создании единого информационного пространства играет развитие современных компьютерных технологий, представляющих собой технологический фундамент, на котором информационное общество функционирует и развивается. В производственном секторе на передний план выходят фирмы, создающие компьютеры и программное обеспечение. Американские фирмы Microsoft, IBM и Intel сыграли важнейшую роль в становлении этого сектора рынка и по сей день не утратили лидирующих позиций в сфере производства компьютерных услуг.

Важнейшим этапом в развитии современных компьютерных технологий явилось создание глобальной компьютерной сети Интернет, представляющей собой международное объединение большого числа компьютерных сетей, использующих один и тот же стандарт передачи данных. Она получила свое рождение из сети ARPANET, разработанной в стенах Министерства обороны США в 1969 году в качестве системы связи военного назначения и предназначенной для обеспечения устойчивого циркулирования информационных потоков в условиях ядерной войны. В 1983 году она была преобразована в систему поддержки научных исследований для Национального научного фонда США и получила название NSFNET. В том же году появился новый стандарт передачи данных – TCP/IP, обеспечивающий более высокую надежность и устойчивость сети. С ним же связано появление ее окончательного названия – Интернет.

Сегодня сеть Интернет представляет собой единое информационное пространство, объединяющее огромное количество человек во всем мире, из которых больше 30 миллионов – жители России. Количество документов, опубликованных в Сети, уже не поддается исчислению. Пользователи Интернета имеют доступ к таким информационным услугам, как сайтам прессы, радио, телевидения, организаций и частных лиц; электронной почте, электронной коммерции, телеконференциям, доскам объявлений, группам новостей, чатам, а также множеству других.

Сегодня локальные и сетевые компьютерные технологии используются в государственном управлении. Компьютерные аналитические системы применяются для поддержки принятия важных государственных решений. Современные телекоммуникационные системы внедряются для взаимодействия центральной и региональной власти. Центральные и региональные органы государственной власти имеют свои представительства в сети Интернет. Система Интернет активно применяется в предвыборных компаниях, в проведении и обработке результатов выборов.

Локальные и сетевые компьютерные технологии применяются и в современном образовании. Происходит компьютеризация школ и высших учебных заведений, их подключение к сети Интернет. Распространяются дистанционное и интернет-образование, которые постепенно институализируются.

Локальные и сетевые компьютерные технологии являются сегодня основой развития современной постнеклассической науки. Интернет стал прорывной технологией во взаимодействии международного научного сообщества. Большую роль современные компьютерные технологии играют в создании новых научных направлений. Сегодня разрабатываются современные компьютерные науки (виртуология, киберантропология и др).

Сетевые компьютерные технологии являются технологической основой развития современной культуры. Компьютеры и Интернет активно внедряются в библиотечное и музейное дело, стали технологической основой развития современного кино, телевидения и музыки.

Эти технологии являются основой современной коммуникации. Интернет – самое недорогое и перспективное с технической точки зрения средство коммуникации. В сети создаются Интернет-сообщества. Современные сетевые и спутниковые технологии являются технической основой мобильной связи. Произошел синтез мобильной связи и Интернета, появился мобильный Интернет.

Современные компьютерные технологии также являются основой современных СМИ. Телевидение функционирует на основе компьютерных, сетевых и спутниковых технологий. Предполагается, что примерно через 5-7 лет большая часть жителей Земли будет иметь высокоскоростной доступ в сеть Интернет-2 (скорость - 10 Гбит/c), значительная часть информационных ресурсов человечества будет переведена в электронную форму, а для доступа в Сеть будут использоваться компьютерные виртуальные технологии (VR). Они дадут возможность погружаться в киберпространство Сети, воспринимать и познавать его, а также действовать в нем с помощью всех органов чувств. Благодаря совместному использованию компьютерных виртуальных технологий и Сети человек получит много новых возможностей. Интернет-2 обретет статус второй, информационной реальности, в которой человечество сможет обитать и проявлять себя, во многих сферах гораздо более эффективно, чем в физической реальности.

В информационном обществе значительно уменьшится роль воздействия национальных государств на человека. Люди будут взаимодействовать друг с другом не в рамках географического, а глобального информационно-культурного пространства Сети, вопреки расстоянию и границам. Поэтому мощь государства в информационном обществе будет определяться, прежде всего, уровнем развития культуры. Уже в наши дни появился новый вид культуры – сетевой, в рамках которой зарождаются многие направления – виртуальная коммуникация, виртуальная наука, виртуальное образование, виртуальное искусство, виртуальная литература, виртуальный бизнес, виртуальная политика и другие. Сегодня особое внимание мирового сообщества направлено на развитие именно этих областей, поскольку они являются системообразующими для современного информационного общества.

Дата добавления: 2015-09-18 | Просмотры: 1218 | Нарушение авторских прав


| | | | | | | | | | | | | | | | | | 19 | | | | | |
Случайные статьи

Вверх