Промывание мозгов. Феномен оранжевых-бархатных революций в контексте эволюции сознания и политтехнологий(продолжение). Правильно формулируй запреты

В сентябре 1950 года газета «Майами Ньюз» опубликовала сенсационную статью под заголовком «Тактика промывания мозгов». С тех пор этот термин - «брейн уошинг» - прочно вошел в международный лексикон. Эдвард Хантер, автор статьи и оперативник ЦРУ в области пропаганды, прикрытием которого служила журналистская деятельность, позже опубликовал целую серию книг и статей на эту тему. Он образовал свой термин из китайского выражения «си-нао» («чистить разум»), не имевшего в Китае никакого политического оттенка.Технику промывания мозгов ЦРУ разрабатывало сначала в рамках проекта «Синяя птица», затем - «Артишок», а с 3 апреля 1953 года секретные работы получили новое кодовое наименование - проект «МК-Ультра». Цель экспериментов стала куда более зловещей: не просто оказать влияние на человека, а кардинально перестроить его образ мыслей.Инициаторам этой программы к тому же не давали покоя случаи «коренного перерождения» американских солдат, попавших в плен в ходе корейской войны. Они начинали вовсю порочить и чернить правительство США и его политику. Их выступления через каналы радиопропаганды Севера, как сообщали с фронта, «были полны риторики Москвы и Пекина».Более того, по возвращении из плена на родину эти некогда патриотичные молодые люди не находили себе пристанища, распространяя листовки в поддержку Северной Кореи, и даже требовали вернуть их коммунистам.К концу корейской войны 70% американских военнопленных, число которых в Китае достигало 7190 человек, либо признались в совершении преступлений, либо поставили свои подписи под призывами прекратить войну в Азии. 15% полностью сотрудничали с китайцами, и только 5% стойко сопротивлялись нажиму. Поведение американцев контрастировало не в их пользу по сравнению с поведением англичан, австралийцев, турок и других военнопленных ООН, среди которых коллаборационизм встречался редко, хотя, как показали исследования, с ними обращались примерно так же плохо, как с американцами. Американский президент, общественность страны были обескуражены и требовали объяснений. В том числе и от ЦРУ.Сейчас «корейский синдром» хорошо изучен, его описание можно встретить едва ли не во всех учебниках по психологии влияния. А тогда столь «неестественную» трансформацию мало кто был склонен объяснять просто переоценкой личностных ценностей. Объясняли другим - коммунисты якобы завладели тайной перерождения личности, здесь что-то нечисто.Директор ЦРУ Аллен Даллес лично занялся выявлением мотивов отказа американских парней воевать в Азии. Был привлечен всемирно известный невролог Гарольд Вольф, которому в конце 1953 года было предложено заняться исследованием методов «промывания мозгов».Начались поиски «нечистой силы». Причем порой в буквальном смысле: были привлечены и специалисты оккультных наук. В ведомстве «плаща и кинжала» усиленно штудировали труды своих коллег из средних веков - святой инквизиции. Снова изучались работы нацистских психиатров-практиков в концлагерях.В больницах и тюрьмах врачи проводили секретные эксперименты, устанавливая воздействие на организм человека, таких наркотиков, как ЛСД и марихуана. ЛСД давал эффект временного помешательства подопытных. Но по окончании действия препаратов никаких радикальных сдвигов в их сознании не отмечалось. А нужны были именно такие изменения.Тогда Аллен Даллес прибегнул к помощи профессора Эвена Камерона. Психиатр и директор ЦРУ давно знали друг друга. Впервые они встретились в Нюрнберге осенью 1945 года во время процесса по делу немецких военных преступников. Камерон был направлен туда с единственной целью - определить перед началом суда психическое состояние Рудольфа Гесса, бывшего заместителя фюрера. Как пишет в своей книге Гордон Томас, между Камероном и Даллесом быстро установилось взаимопонимание.В свое время, спасаясь от ненастий «великой депрессии», этот психиатр перебрался из США в Канаду, где позднее возглавил ведущую психиатрическую клинику в Монреале - «Мемориальный институт Аллана». Имея блестящее медицинское образование, Камерон не просто занимался изучением шизофрении. Он поставил перед собой задачу открыть механизм контроля над поведением человека.Он утверждал, что он может вызывать «дифференциальную амнезию», а это значит, что подопытный забывает то, что нужно забыть. Именно эти задачи преследовали «Артишок» и «Ультра». Камерон «обогатил» свою практику такими методами воздействия на психику, как многократное повторение фраз, вызывающих у больных приступы страха или наплывы неприятных беспокоящих воспоминаний, электрошок, лишение пациентов сна, или наоборот, длительное, на недели и месяцы погружение их в небытие посредством применения сильнейших снотворных. Это делалось с целью изменить личность пациента, начисто вытравить из его памяти все события биографии, лишить его старых привычек и убеждений, навязав новые.Сам Камерон писал: «Пациенты проходили три стадии курса. На первой они утрачивали большую часть памяти. Но при этом понимали, где они находятся и почему. На второй - они утрачивали представление о времени и пространстве, но еще старались удержать что-то в памяти. Правда, они уже были не способны ответить на такие вопросы, как «где я?» Подобное состояние их волновало, вызывало сильное беспокойство. На третьей стадии беспокойство исчезало. Наступало состояние полного забытья»

Камерон определял изменение схемы поведения личности (паттерна) нормальных людей и шизофреников с помощью интенсивного электрошокового воздействия, которое обычно сочеталось с длительным сном под воздействием снотворных препаратов. Таким образом, это был психиатр, согласный (причем крайне охотно) полностью стереть человеческий разум. Ранее, в 1951 г.. Морзе Аллен в рамках программы ARTICHOKE назвал это процессом «создания растения». Камерон оправдывал этот метод создания «чистой доски» (tabula rasa) своей теорией «дифференцированной амнезии» как метода лечения шизофрении, хотя он и не подтвердил ее какими-либо статистическими данными. Он просто утверждал, что после «полной амнезии» к человеку постепенно вернется память о нормальном поведении без его шизофренической составляющей. Камерон бездоказательно постулировал возможность «дифференцированной амнезии». Такая возможность применительно к человеку, который знает слишком много и которого можно заставить забыть то, что он знает, издавна была мечтой и целью программ ARTICHOKE и MKULTRA.

От ЦРУ через подставную организацию «Общество исследования среды обитания человека» Камерон получил 19 тыс. долларов. Одновременно с субсидированием перед директором клиники были поставлены конкретные задачи.Нужно было добиться такого положения, чтобы «стереть» существующий стереотип поведения человека, а затем запрограммировать и ввести новый стереотип. Проще говоря, человек навсегда должен забыть все секретное и важное в своей «прошлой» жизни, работе и безропотно выполнять любые задания ЦРУ.Канадская газета «Лидерпост» в номере от 13 декабря 1980 года так описывала существо секретных исследований: «Камерон… применял воздействие электрошоком, в 75-100 раз превышающим нормальную дозу, в то время как пациентов часами заставляли слушать записанные на магнитофон команды… Бомбардировка слуха фразами-кувалдами сочеталась с вводом наркотиков, чтобы погрузить человека в сон длительностью более недели и таким образом заставить забыть, что его поведение было искусственно запрограммировано».

Изменение паттерна, которому Камерон подвергал пациентов, начинались с 15-30 дней «сонной терапии». Как явствует из названия лечебного курса, пациенты спали почти сутками. По рассказам одного из больничных докторов, который давал пациентам то, что он называл «сонным коктейлем», один из врачей будил пациента трижды в день, чтобы вновь дать ему лекарство, состоявшее из 100 мг. торазина, 100 мг. нембутала, 100 мг. секонала, 150 мг. веронала и 10 мг. фенергана.

Другой врач будил того же пациента два или три раза в день для «лечения» электрошоком. Этот доктор со своим помощником вкатывал в палату портативную машину, с помощью которой они производили местную анестезию и вводили мышечный релаксант, что позволяло предотвратить возникновение травм во время предстоящих судорог. Приложив электроды, погруженные в солевой раствор, помощник удерживал пациента, а врач включал электрический ток. При стандартной электрошоковой терапии пациент получал электрическую дозу напряжением 110 В на протяжении доли секунды один раз в день или через день. В отличие от этого, Камерон подвергал пациента воздействию током в течение периода в 20-40 раз большей длительности 2 и 3 раза в день под напряжением до 150 В. Метод, названный по имени своих английских изобретателей методом Пейджа - Рассела, состоял из начального шока, продолжительностью в 1 секунду, который вызывал основную судорогу, и 5-9 дополнительных шоков в середине первой и последующих судорог. Даже изобретатели метода, врачи Пейдж и Рассел, ограничивались одним ежедневным сеансом, причем они всегда прекращали его, как только пациент начинал проявлять «явное неприятие» или после того, как наступало «изменение поведения». Но Камерон приветствовал такие симптомы в качестве признака успешного лечения и полностью проводил всю программу.

Частые вопли пациентов, раздававшиеся в госпитале, не удерживали Камерона и большинство его единомышленников от полного «изменения паттерна» пациентов. Другие пациенты позже вспоминали, как они застывали перед «спальными палатами», где проходило «лечение»; обычно они предпочитали перемещаться вдоль противоположной стороны коридора.По словам Камерона, это была комбинированная терапия, при которой электрошок и сон применялись от 15 до 30 дней, а у некоторых пациентов - до 65 дней (причем в последнем случае их будили в течение трех дней в середине процесса лечения). Иногда, как в случае с Лорен Г., пациенты пытались бежать, как только прекращали действовать применявшиеся препараты; в этом случае персоналу приходилось их ловить. Как вспоминает один из врачей, хорошо знакомый с методами Камерона, «особенно сложно было добиться того, чтобы во время лечения люди ходили». Этот врач рисует картину, когда оглушенные пациенты, неспособные заботиться о себе, бродили по госпиталю, мочась прямо на пол.

В 1957 году Камерон занялся экспериментами по лишению сенсорных ощущений - сенсорной депривации *. Суть опытов заключалась в следующем. Подопытного помещали в маленькую комнату, надевали темные очки, закрывали специальными наушниками уши. Таким образом обеспечивалась полная изоляция от мира. После нескольких суток такой изоляции испытуемые начинали громко кричать и рыдать самым душераздирающим образом. В «тисках науки» могли держать от 40 часов до 35 дней, с последующим продолжением до 101 дня в несколько другой вариации. Оказалось, что методом изоляции можно сломить любого человека, независимо от его интеллигентности и силы воли. Позже этот метод активно стало использовать ЦРУ, помещая подозреваемых в шпионаже лиц в изоляцию с последующим сенсорным ограничением; после нескольких недель пребывания в изоляции заключенный, как правило, бывал сломлен и легко «кололся».

*Сенсорная депривация (от лат. deprivatio - потеря, лишение), сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств. С явлением Д. встречаются космонавты, спелеологи и др. Чтобы блокировать зрительные, слуховые, осязательные и др. стимулы, человека можно поместить в насыщенный солевой раствор, температура которого близка к температуре тела. Камера должна быть затемнена и изолирована от внешних шумов. Кратковременная сенсорная изоляция создает благоприятные условия для расслабления и отдыха, погружения во внутренний мир. Длительное (несколько дней) пребывание в изолированной камере приводит к появлению галлюцинаций, расстройству памяти, лишает человека самоконтроля и контроля над окружающим миром.

В предложении, которое он сделал ЦРУ, Камерон заявил, что он будет испытывать кураре, южноамериканский яд для стрел, который при использовании в большом количестве убивает, парализуя внутренние органы. В нелетальных дозах кураре вызывает частичный паралич, который блокирует эти органы, но не прекращает их функционирования. Согласно сделанным Камероном записям, сохранившимся в Американской психиатрической ассоциации, он вводил пациентам кураре при одновременном ограничении сенсорных восприятий; возможно, это делалось с целью еще больше их обездвижить. Камерон тоже испытывал ЛСД в сочетании с психическим стимулированием, а также использовал другие методы.

В 1964 году по неизвестным причинам Э. Камерон прекратил свои занятия. В 1967 году, в возрасте 66 лет, он умер, поднимаясь в горы. Американский психиатрический журнал напечатал длинный, полный всяческих похвал некролог и дал его большой портрет. Еще через 10 лет, в 1977 году газета «Нью-Йорк Таймс» публично вскрыла тайные связи ЦРУ США с психиатрической клиникой в Монреале. После этих разоблачений девять бывших пациентов клиники обратились в суд с иском к ЦРУ.

Более десяти лет после обличительной статьи в «Нью-Йорк Таймс» ЦРУ отказывалось признать свою ответственность за эксперименты Камерона. Наконец в октябре 1988 года под напором неопровержимых доказательств и требований канадской и американской общественности, не дожидаясь приговора суда, новый директор ЦРУ Уэбстер распорядился «договориться» с пострадавшими. Им было выплачено три четверти миллиона долларов.

Все они давно известны и подвергнуты критике, но это ничего не меняет

В России сегодня управляют так, как говорил профессор из США Ноам Хомский. Что, наши власти действуют по рекомендациям американцев? Нет-нет, спешу успокоить. Упомянутый мною профессор ничего не рекомендовал: он просто сформулировал 10 способов манипулирования народом с помощью средств массовой информации. Причем касается это не обязательно России.

Кто он вообще такой, этот Ноам Хомский? Выдающийся американский ученый, лингвист и политический публицист, профессор Массачусетского технологического института. В общем, интеллектуал с большой буквы. Понятно, что у нас сегодня слово «интеллектуал» стало чуть ли не ругательным, но об этом чуть ниже.

Вот те самые 10 способов манипулирования. Давайте рассмотрим их и оценим, актуальны ли они для современной России.

Способ 1. Отвлечение внимания. Тут все просто: чем больше люди отвлечены от внутренних социальных проблем, тем легче управлять ими. Думающие люди системе не нужны. Как писал Хомский в своей книге «Тихое оружие для спокойных войн», «с поля - в загон, как и все прочие животные». Если люди будут думать, они ведь могут до чего-нибудь и додуматься. Поэтому мы сегодня и наблюдаем явное отвлечение внимания общественности от актуальных внутренних социальных проблем. К примеру, фактом является то, что реальные располагаемые доходы населения падают четвертый (!) год подряд. Даже в текущем 2017 году, когда за январь–сентябрь их снижение составило 1,2% в годовом выражении, об этом официальные СМИ стараются не говорить. Зато огромное внимание уделяется внешнеполитическим сюжетам: США, Украина, Сирия… Плюс добавляются сюжеты про отечественные успехи в спорте, новости шоу-бизнеса или еще что-нибудь такое.

Способ 2. Создавать проблему, а затем предлагать решение. Это тоже практикуется властями. Вспомним про индексацию пенсий в 2016 году. Как известно, в России действовал закон, по которому пенсии должны индексироваться по инфляции предыдущего года. Однако в начале 2016 года пенсии были проиндексированы всего лишь на 4% - при фактической инфляции по итогам 2015 года в 12,9%. Понятное дело, что это сильно ухудшило материальное положение пенсионеров. Однако осенью 2016 года было решено выплатить пенсионерам единовременную компенсацию в 5000 рублей (что и было сделано в начале 2017 года). Классика: создали проблему, а затем предложили способ ее решения. На самом деле единовременная выплата никоим образом не компенсировала потери пенсионеров от недоиндексации. Поэтому это только выглядело как решение проблемы.

Способ 3. Постепенное применение. Вот хороший пример, который как раз находится в стадии реализации: повышение пенсионного возраста в России. Вспомните: нам долгие годы говорили, что это «ни-ни-ни…», ни при каких обстоятельствах. Потом риторика стала постепенно меняться, и вот - для начала - подняли возрастную планку выхода на пенсию для чиновников. А сегодня уже не секрет, что одно из основных предложений в программе социально-экономического развития страны, которая должна реализовываться после президентских выборов 2018 года, состоит в повышении пенсионного возраста (мужчинам до 65 лет, женщинам до 63). И что-то сегодня, обратите внимание, никто из представителей власти уже не говорит, что такого не будет. Будет, еще как будет, не сомневайтесь.

Вот оно, постепенное применение, в действии.

Способ 4. Отсрочка исполнения. Этот способ манипулирования массами теснейшим образом связан с предыдущим. Например, софинансирование медицинской помощи. По факту оно и так-то уже давно практиковалось. Однако в октябре 2017 года о возможности такового было объявлено с самого верху. Так что теперь - дело времени, причем достаточно скорого, когда все это будет официально признано не только возможным, но и необходимым. Готовьте ваши денежки - и пусть при этом вас не смущает статья 41 Конституции Российской Федерации, согласно которой медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно!

Почему важен этот прием - отсрочка исполнения - для властей? Потому что народ склонен скорее соглашаться с неприятными вещами, если власти обещают, что они произойдут не сегодня, не прямо сейчас, а завтра-послезавтра.

Способ 5. Обращаться к народу как к малым детям. Суть такого приема понятна. Если к народу обращаются как к малым детям, то власть вправе не без оснований рассчитывать на то, что и к ней будут относиться с «сыновней любовью». В принципе, расчет совершенно верный. Однако объективности ради следует признать, что как раз этот прием российскими властями используется явно недостаточно. Думаю, так происходит потому, что для такой формы пропагандистских выступлений просто не остается места. Этот прием вытесняется другими, о которых пойдет речь чуть ниже. Когда властные и просто пропагандистские речи вполне определенным образом эмоционально окрашиваются, тогда уже не до «детской» формы обращений к народу.

Способ 6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления. Тут можно привести массу примеров, когда выражения и высокопоставленных чиновников, и главных пропагандистов в СМИ получали необходимую эмоциональную окраску… Даже не знаю, стоит ли в качестве примера приводить что-нибудь из последнего, потому что наша жизнь постоянно обогащается чем-нибудь подобным вновь и вновь. И еще: обратите внимание, с какой одинаковой интонацией вещают видные пропагандисты, как они расставляют ударения…

Способ 7. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность. Яркие примеры того, как реализуется данный способ манипулирования народом, - это наши бесконечные ток-шоу на телеканалах. В качестве сюжетов туда в массовом порядке вытаскивается вся что ни на есть грязная бытовуха, где лучше, чтобы были задействованы деятели шоу-бизнеса и прочие известные фигуры. А еще можно бесконечное количество раз обсуждать результаты анализов ДНК, выясняя родословную. О, это очень популярная тема! Но она потому и популярная, что все это целенаправленно прививалось и культивировалось.

Ярким свидетельством ставки на невежество и посредственность является и то, как у нас пропадали из сетки телевещания по-настоящему аналитические, умные программы. Остались информационно-пропагандистские программы, просмотр которых не предполагает включения мозгов. Люди просто должны смотреть и принимать все как истину в последней инстанции.

Способ 8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью. И пример есть замечательный: Света из Иванова. Помните? Конец 2011 года, после Болотной? Кстати, пусть сама Света на меня не обижается, потому что я говорю, конечно, не о конкретном человеке Светлане Курицыной, а об образе - «Свете из Иванова» - с ее «выдающимся» ответом о достижениях властей: «…мы стали более лучше одеваться». Света из Иванова - это некий собирательный образ, олицетворяющий навязываемую властями героиню нашего времени - «девушку из народа».

Если люди восторгаются подобными образами - они понижают планку требовательности к себе. А это только и требуется.

Способ 9. Усиливать чувство собственной вины. А вот такой способ управления народом у нас практически не используется. Не спешите хоть здесь вздохнуть с облегчением. Просто задействуются другие приемы, которые фактически исключают использование данного метода. Что же, должны же мы чем-то отличаться. Вообще смысл данного способа заключается в том, что если у людей усиливать чувство собственной вины, чтобы они занимались самобичеванием и были от этого в подавленном состоянии, то управлять ими становится проще.

Однако есть у данного метода и слабое место: необходимость признания проблем. Люди сами виноваты во всем, но о проблемах-то придется говорить, а вот этого-то не хотелось бы. Поэтому в современной России пошли другим путем: пусть люди, напротив, будут горды и счастливы в приливе неудержимого патриотизма. А повод для этого власти организуют…

Способ 10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают. Это уже есть, и феномен этот будет только усиливаться. А что вы хотите - эпоха Интернета! Власти действительно уже знают о нас гораздо больше, чем мы сами. Усиливает ли это власть? Несомненно. Но власти и сами забеспокоились на этот счет. В этой связи не могу не процитировать премьера Дмитрия Медведева: «Правительствам во всем мире надо торопиться, пока к власти не пришел искусственный суперинтеллект и не поменял нам органы».

Надо ли беспокоиться нам, простым людям? Ну, органы-то нам вряд ли поменяют, а вот с тем, что власти будут знать о нас все больше и больше, по-видимому, ничего уже не поделать. Так что с этим придется смириться.

Можно ли управлять народом по-другому? Можно, но сделать это значительно тяжелее. Однако потенциал творческой энергии народных масс задействуется в этом случае гораздо полнее. Но все это несет дополнительные риски для власти. А оно им надо? Нет, не надо. Так что все пока… «по-хомски»: «С поля - в загон».

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

Итак, вот как это работает:

1. Изоляция

Промывание мозгов может быть эффективно только в отношении изолированного субъекта, который получает мало (или вообще не получает) информации извне. Вот почему промывание мозгов возможно только в контролируемом обществе.

2. Скандирование

Есть причина, почему вожди используют скандирование. Заставьте людей повторять простой слоган снова и снова. Это заглушит их внутренние мысли, а ваши выдвинет на первый план.

3. Подражание

Подражание - самая эффективная форма промывания мозгов. Повторите последние слова, произнесённые человеком, и он будет более открыт к вам и вашим предложениям.

4. Мы заодно

Найдите врага и покажите, что он «против нас». «Мы» против «них» - отличная схема, вызывающая сильные эмоции, такие как ненависть и преданность.

5. Иллюзия выбора

Предоставьте им возможность выбора, но позаботьтесь, чтобы в любом случае результат был один. Ключ к успеху - заставить их думать, что у них есть выбор, даже если это не так. Вы увидите, какой бы вариант они ни выбрали, они будут более уверены в нём и с большей готовностью возьмутся за его исполнение.

6. Повторение

Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее.

7. Максимализм

Описывайте всё исключительно в чёрных или белых тонах. Это хорошо, это плохо. Это верх, это низ. Людей, не признающих полутонов, легче убедить выполнить приказ немедленно, без лишних размышлений.

8. Страх

Заставьте людей поверить, что они в опасности, и спасите их от этой опасности. Обеспечьте безопасность и кров, или предложите уничтожить источник опасности. Некоторые мошенники, например, скажут своим жертвам, что на них навели порчу, поэтому удача от них отвернулась. Затем предложат снять порчу за небольшую плату.

9. Задействуйте логику

Аргументируйте каждую просьбу. Не просите одолжить машину. Просите одолжить машину, чтобы вы могли добраться до аптеки. Если у вас есть причина для просьбы, она звучит логично. Даже странная просьба может быть исполнена, если ваши слова преисполнены логики.

10. Контролируйте информацию

Предоставляйте информацию в скудном количестве, быстро и небольшими порциями. Через какое-то время всё, что вы говорите, будет звучать значительно, желанно, как истина в последней инстанции.

Познакомьтесь с основами промывания мозгов нужно хотя бы для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием, поведением, идеями.

Если вы готовы к чему-то, то этого часто просто не происходит.

Для начала определимся с терминами.

Промывание мозгов — это воздействие на человека для того, чтобы он изменил свое мнение, поведения, верования, эмоции, вопреки своей воли и желания, и часто, в ущерб собственным интересам.

Упрощенное определение из википедии.

Промывка мозгов — это воздействие на сознание человека с целью изменить его мышление.

Промывка мозгов, из юридической энциклопедии

ПРОМЫВАНИЕ МОЗГОВ (англ. brainwashing) - методы и способы воздействия на сознание с целью изменить мышление человека, то, как он думает и во что верит, вопреки его воли и желания.

Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»).

Из юридической энциклопедии 2015 года:

Так китайцы называли метод воздействия на американских солдат, попавших в плен в Корее и содержавшихся в лагерях, управлявшихся китайскими коммунистами. Китайцы обращались с пленными совсем иначе, чем их союзники, северные корейцы. Корейцы, чтобы добиваться повиновения, предпочитали жестокость и суровые наказания. «Красные» китайцы специально избегали использования грубости, осуществляя так называемую «мягкую политику», тонко организованную психологическую атаку на своих пленных.

После войны американские психологи подробно расспросили возвратившихся заключенных, чтобы выяснить что произошло.

Китайская политика оказалась удивительно эффективной. Например, китайцы добились того, чтобы американцы доносили друг на друга, чего почти не наблюдалось во время Второй Мировой войны. Почти все заключенные в китайских лагерях в той или иной форме сотрудничали с противником.

Основные правила воздействия:

1. Переходить от очевидных утверждений к утверждениям менее очевидным. Если человеку в лоб заявить, что коммунистический режим лучше капитализма, то он займет оборонительную позицию, начнет активно искать аргументы в пользу своих убеждений, его будет трудно переубедить. Начинать надо с тезисов, которые невозможно оспорить. Таких как: «в США есть безработица», «в США огромный разрыв между богатыми и бедными» и т.п.

2. Двигаться маленькими шагами. Никто не призывал американских солдат отрекаться от своих убеждений. Сначала военнопленный должен был согласиться с утверждениями, казалось бы, не имеющими большого значения: «Соединенные штаты несовершенны», «При социализме нет безработицы». После этого военнопленного просили объяснить, почему это так, потом составить список из десяти главных проблем американского общества и т.д.

3. Отсутствие давления при сохранении видимости свободы мнения. Убеждали военнопленных в чем-либо не с помощью насилия, а с помощью дискуссии. Когда пленный был недостаточно разговорчив, его критиковали за неискренность; если он не двигался в нужную сторону, его критиковали за субъективность и индивидуализм.

4. Контроль поведения. Поскольку это был лагерь для военнопленных, все, кто в нем содержался, подчинялись строгому распорядку. Определенные часы были отведены для обсуждения недостатков и проблем США. Определенные часы были посвящены критике поведения, привычек и взглядов лично каждого - своего рода сеанс групповой психотерапии. В результате человек, покидавший лагерь, нес в себе целый набор новых для себя ощущений.

Бывший военнопленный, один из тех, на ком была проработана технология промывки мозгов, так описал свои ощущения: «Когда я покидал Китай, у меня было странное чувство: теперь я еду в империалистический мир. Никто не будет заботиться обо мне. Я буду безработным и потерянным - все будут смотреть на меня, как на преступника».

Книга «Промывание мозгов в красном Китае»

Термин «промывание мозгов» (Brain washing) впервые использовал в начале 1950-х гг. американский журналист Эдвард Хантер для перевода китайского разговорного выражения hsi nao (буквально оно означает «промывать мозг»). Это выражение Хантер цитировал с подачи своих китайских консультантов, описывавших его применение после коммунистического переворота. Распространению выражения способствовал выход в свет (1951) книги Э. Хантера «Промывание мозгов в красном Китае».

Познакомьтесь с основами промывания мозгов только для того, чтобы не позволять другим манипулировать вашим сознанием. Предупреждён – значит вооружён.

Итак, вот как это работает:

1. Изоляция

Промывание мозгов может быть эффективно только в отношении изолированного субъекта, который получает мало (или вообще не получает) информации извне, вот почему промывание мозгов возможно только в контролируемом обществе.

Правда: если вы знаете истину и реальные законы почему, что и как происходит, вам очень тяжело навязать ложную точку зрения.

2. Скандирование

Есть причина, почему вожди используют скандирование. Заставьте людей повторять простой слоган снова и снова. Это заглушит их внутренние мысли, а ваши выдвинет на первый план.

Правда:когда орет толпа это уплотняет смысл произносимого — вот, смотрите, все говорят.

3. Подражание

Подражание – самая настоящая форма промывания мозгов. Повторите последние слова, произнесённые человеком, и он будет более открыт к вам и вашим предложениям. У него будет иллюзия, что вы думаете также как и он.

Правда: не ведитесь на этот прием манипуляции.

4. Мы заодно

Найдите врага и покажите, что он против “нас”. “Мы” против “них” – отличная схема, вызывающая сильные эмоции, такие как ненависть и преданность.

Правда: из врага иногда можно сделать друга. Ну или просто перестать враждовать. И для вражды всегда должен быть третий, кому это выгодно .

5. Иллюзия выбора

Предоставьте им возможность выбора, но позаботьтесь, чтобы в любом случае результат был один. Ключ к успеху – заставить их думать, что у них есть выбор, даже если это не так. Вы увидите, какой бы вариант они ни выбрали, они будут более уверенны в нём и с большей готовностью возьмутся за его исполнение.

Правда: если есть два варианта и они оба вас не устраивают, ищите третий.

6. Повторение

Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте утверждение или мысль, чтобы звучать убедительнее. Повторяйте, что небо красное до тех пор, пока все не признают этого.

Правда:это просто продавливание. Не стоит вестись на это.

7. Максимализм

Описывайте всё исключительно в чёрных или белых тонах. Это хорошо, это плохо. Это верх, это низ. Людей, не признающих полутонов, легче убедить выполнить приказ немедленно, без лишних размышлений.

Правда: существует тысячи оттенков серого, белого, черного. И нужно видеть в них различие.

Заставьте людей поверить, что они в опасности, и спасите их от этой опасности. Обеспечьте безопасность и кров, или предложите уничтожить источник опасности. Или просто убедите всячески избегать опасности и не смотреть туда — там опасно.

Некоторые мошенники, например, скажут своим жертвам, что на них навели порчу, поэтому удача от них отвернулась. Затем предложат снять порчу за небольшую плату.

Правда: не доверяйте тем, кто пытается убедить вас в том, что «там» опасно. Обычно все сильно преувеличено. Разберитесь сами, посмотрите, взвесте все независимым взглядом.

9. Задействуйте логику

Аргументируйте каждую просьбу. Не просите одолжить машину. Просите одолжить машину, чтобы вы могли добраться до аптеки. Если у вас есть причина для просьбы, она звучит логично. Даже странная просьба может быть исполнена, если ваши слова преисполнены логики. Завалите человека логическими аргументами.

Правда: истина проста. Ищите истинную причину поведения или происходящих вещей.

10. Контролируйте информацию

Предоставляйте информацию в скудном количестве, быстро и небольшими порциями. Через какое-то время всё, что вы говорите, будет звучать значительно, желанно, как истина в последней инстанции.

Правда: изучайте разные точки зрения и основные законы жизни. Тогда вы сможете видеть истину.

Многие из этих приемов очень хорошо показаны в книге Джорджа Оруэла « », но об этом ниже.

Результат промывки мозгов

Результат промывки мозгов всегда один: человек не хотя, не осознанно изменил свое мнение так, как нужно было промывателям.

И высшее искусство — это когда «2 ⋅ 2 = 4» становится равным 5.

В противовес, другой метод. Предоставляются данные, законы жизни, которые приводят человека к другому видению мира, мироощущению. Но это основано на понимании жизни и ее законов. И человек тут свободен отказаться от идеи — прежде, чем он ее принимает он соотносит ее со своей жизнью, опытом. Если это правда, то он «берет это себе». По сути это — обучение.

Программа промывки мозгов от доктора Шейна

А вот эта программа промывки мозгов в тюрьмах была описана доктором Шейном из Массачусетского университета, который поначалу занимался вопросами влияния на людей, а после переключился на корпоративную культуру и тимбилдинг. Не знаю, насколько отечественные тюремщики знакомы с разработками американских учёных, но многие из описанных приёмов они активно применяют в своей практике. И весьма успешно.
Уровень преступности это, конечно же, не снижает.

Итак, 24 пункта доктора Шейна:

1. Заключённые помещаются в место, которое должно быть в достаточной мере изолировано от окружающего мира. Тесные эмоциональные связи должны быть оборваны или, по крайней мере, ослаблены.
2. Должны быть устранены естественные лидеры (natural leaders).
3. В качестве лидеров используются заключённые идущие на сотрудничество.
4. Запрещается любая групповая активность, которая не перекликается с целями промывки мозгов.
5. Имена заключённых вписываются в фальшивые объяснительные записки и доносы, которые позже показываются другим.
6. За заключёнными следят, собранная информация передаётся дальше.
7. Используются оппортунисты и информаторы.
8. Заключённых следует убеждать, что они никому не должны верить.
9. С заключёнными, согласными взаимодействовать, следует обращаться мягче, чем с теми, кто отказывается.
10. Наказывать тех, кто своим поведением противится сотрудничеству.
11. Следует систематически задерживать и ограничивать почту.
12. Следует предотвращать контакт заключённых с теми, кто не согласен с методикой перевоспитания и контроля.
13. Ликвидируются все внутригрупповые нормы в среде заключённых.
14. Заключённые должны осознавать себя изолированной группой, от которой отказалось общество.
15. Нужно уничтожать любую эмоциональную поддержку.
16. Заключённые не должны писать родным или друзьям об условиях жизни в исправительном учреждении.
17. Нужно разрешать доступ к книгам и прессе, но делать возможным получение только тех материалов, которые формируют желаемую новую модель поведения.
18. Нужно ставить индивидов в новые и двусмысленные ситуации, выход из которых неясен, а потом осуществлять на них давление, чтобы они, пытаясь уйти от этого давления, получить передышку или преимущества, выбирали выгодную вам стратегию поведения.
19. Индивидов, чья воля многократно ослаблялась или ломалась, нужно сталкивать с другими заключёнными, которые, в той или иной мере, уже подстроились под режим. Их задача - дальше разрушать эмоциональную защиту индивида.
20. Применяются техники по ослаблению характера, такие как: унижение, клевета, крики (чтобы вызвать чувство вины, страх и, как следствие, большую податливость). Они применяется в сочетании с лишением сна, особо-строгим режимом содержания и постоянно повторяющимися допросами.
21. Попытки неискренне притвориться, что поддался давлению окружения, нужно встречать с ещё большей враждебностью.
22. Постоянно указывать заключенным посредством их сокамерников, что ни в прошлом ни в настоящем они не жили в согласии даже с их собственной системой ценностей.
23. Через снижение давления и признание человеческого достоинства заключенных, следует поощрять послушное проведение, соответствующее целям промывки мозгов.
24. Должна быть создана социальная и эмоциональная поддержка, поощряющая новую модель поведения.

Как противостоять промывке мозгов

Один из простых способов. Как только у вас возникают подозрения, что происходит что-то не так, вы можете взять лист бумаги и зафиксировать основные свои идеи, принципы, на которые идет атака. Опишите их, а также то, почему вы их приняли для себя.

Каждый день воскрешайте в памяти свое изначальное понимание ситуации. Это поможет вам удержать свое видение жизни, даже если вы находитесь под давлением.

Фильмы, которые стоит посмотреть

Посмотреть, но не подражать. Помните о законе бумеранга

Но, лучше знать и быть готовым к применению к вам таких технологий манипуляции, чтобы не вестись на удочку. Фильмы определенно относятся к категории 18+. Прочем фильм «Пила» гораздо страшнее и жестче.

Заводной апельсин

«Заводной апельсин» (или «Механический апельсин» — англ. A Clockwork Orange) - фильм 1971 года режиссёра Стэнли Кубрика.

В фильме был произведен исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества.

«Заводной апельсин». На малайском языке слово «orang» значит «человек», а на английском «orange» - «апельсин». Робот.

Подробнее о фильме «Заводной апельсин» на кинопоиске

Джордж Оруэлл, «1984»

Писатель Джордж Оруэлл закончил работу над своей главной книгой в 1948 году. Название романа « » — это скрытая отсылка к дате его создания (две последние цифры меняются местами).

Роман был написан в первые послевоенные годы, когда вся Европа пережила ужасы нацизма. В первую очередь писатель на страницах «1984» продолжил развивать те идеи, которые он положил в основу другой своей знаменитой повести — «Скотный двор », написанной несколько раньше.

Формулой свободы личности в книге становится формула «2 ⋅ 2 = 4», как символ здравого смысла: «Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре».

Но в конце «2 ⋅ 2» становится равным пяти. Это книга достойна прочтения.

Свобода - это возможность сказать, что дважды два - четыре

StarCraft

Видео об истории мира StarCraft. Хоть это и фантастика, но вполне подходящий пример использования «промывки мозгов»:

3 средства от беспомощности

Полезная статья от Елизаветы Мусатовой

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли.
Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель - сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги - удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.

Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие - даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

А что же люди?

Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически:
— испытывает поражение, несмотря на все усилия;
— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;
— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию -
у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать.

Приходит апатия, а за ней - депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: «Что воооля, что невоооля - все равно».

Порой даже абьюзивного партнера или начальника-самодура не нужно. Геля Дёмина, студентка на стажировке в Корее, рассказывает, как на одном занятии профессор дал классу задание. Из букв на листочках нужно сложить названия стран. Когда выходит время, профессор просит поднять руки тех, кто уверен в своем ответе. И так раз за разом. К последнему заданию половина студентов скисли.
«После того, как решили все пункты, мы начали проверять ответы, — рассказывает Геля. — У правой стороны было почти все правильно. А у ребят слева не было верных ответов вообще. Последнее задание (D E W E N S — Sweden) решили только двое из десяти человек с левой стороны. И тут профессор говорит: «Вот вам и подтверждение гипотезы». На экране появляются два варианта теста, который у нас был. В то время, как правая группа получила совершенно нормальный тест, у левой группы во всех заданиях была перепутана одна буква. Правильный ответ в их случае получить было невозможно. Вся соль была в последнем вопросе, про Швецию. Он у двух команд одинаковый. У всех была возможность получить правильный ответ. Но за прошлые пять вопросов ребята полностью убедили себя, что не могут решить задание. К моменту, когда настала очередь верного ответа, они просто сдались».
Как противостоять хаосу? Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?

Можно. И здесь ученые с жизнью снова заодно.

Средство 1: Делайте что-нибудь.
Серьезно: что угодно. Психолог Бруно Беттельгейм выжил в концлагере с политикой постоянного хаоса. Руководство лагеря, рассказывал он, устанавливало новые запреты, часто бессмысленные и противоречащие друг другу. Охранники ставили заключенных в ситуации, где любое действие могло привести к суровому наказанию. В этом режиме люди быстро теряли волю и ломались. Беттельгейм предложил противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать вместо того, чтобы обсуждать лагерные слухи? Ложись. Можешь почистить зубы? Чисть. Не потому, что хочешь спать или заботишься о гигиене. А потому, что так человек возвращает субъективный контроль в свои руки. Во-первых, у него появляется выбор: сделать то или иное. Во-вторых, в ситуации выбора он может принять решение и немедленно его исполнить. Что важно - это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ.

Эффективность этого способа в 70-е годы подтвердили американские коллеги Беттельгейма. Эллен Лангер и Джудит Роден провели эксперимент в местах, где человек наиболее ограничен в свободе: тюрьма, дом престарелых и приют для бездомных. Что показали результаты? Заключенные, которым разрешили по-своему расставить мебель в камере и выбирать ТВ-программы, стали менее подвержены проблемам со здоровьем и вспышкам агрессии. У пожилых людей, которые могли по своему вкусу обставить комнату, завести растение и выбрать фильм для вечернего просмотра, повышался жизненный тонус и замедлялся процесс потери памяти. А бездомные, которые могли выбрать кровать в общежитии и меню на обед, чаще начинали искать работу - и находили.
Способ справляться: делайте что-нибудь потому, что можете. Выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные. Переставьте мебель в комнате так, как вам удобнее. Находите как можно больше точек контроля, в которых вы можете принимать собственное решение и исполнять его.

Что это может дать? Помните про собак Селигмана? Проблема не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Так и у людей: проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий. Подход «делаю, потому что выбрал делать» позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, укрывшись простыней, а человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

Средство 2: Прочь от беспомощности - маленькими шагами.
Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» складываются из частных случаев. Мы, как в детской забаве «соедини точки», выбираем какие-то истории и соединяем их одной линией. Получается убеждение о себе. Со временем человек все больше обращает внимание на опыт, который подтверждает это убеждение. И перестает видеть исключения. Хорошая новость в том, что убеждения о себе можно изменить таким же образом. Этим занимается, например, нарративная терапия: вместе с помогающим практиком человек учится видеть альтернативные истории, которые со временем соединяет в новое представление. Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, о возможности влиять на происходящее.

Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Так же важно обращать внимание на настоящее - вот здесь помогут маленькие достижимые цели. Например, навести порядок в кухонном шкафчике или сделать важный звонок, который давно откладываете. Нет слишком маленьких целей - все важны. Справился? Получилось? Прекрасно! Нужно отметить победу! Известно, что где внимание - там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой предпочитаемой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.
Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.

Что это может дать? Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах. Нанизывайте новый опыт как бусины на леску. Со временем из отдельных деталей получится ожерелье - новая история о себе: «Я важен», «Мои действия имеют значение», «Я могу влиять на свою жизнь».

Средство 3: Другой взгляд.
Селигман открыл проблему, а дальнейшую жизнь и карьеру посвятил поиску решения. Ученый выяснил, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них есть предыдущий опыт успешных действий. Собаки, которые сначала могли отключить ток, нажимая головой на панель в вольере, продолжали искать выход, даже когда их фиксировали.
В сотрудничестве с известными психотерапевтами Селигман начал изучать поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства. Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится», быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.

Селигман предложил схему переосмысления опыта и перестройки восприятия. Называется она «Схема ABCDE»:
A – Adversity, неблагоприятный фактор. Вспомните неприятную ситуацию, которая вызывает пессимистичные мысли и чувство беспомощности. Важно для начала выбирать ситуации, которые по шкале от 1 до 10 вы оцениваете не выше, чем на 5: так опыт обучения будет более безопасным.
B – Belief, убеждение. Запишите вашу интерпретацию события: все, что думаете о произошедшем.
C - Consequence, последствия. Как вы повели себя в связи с этим событием? Что чувствовали в процессе?
D – Disputation, другой взгляд. Запишите доказательства, которые подвергают сомнению и опровергают ваши негативные убеждения.
E – Energizing, активизация. Какие чувства (и, возможно, поступки) вызвали новые аргументы и более оптимистичные мысли?
Способ справляться: попробуйте опровергнуть пессимистичные убеждения письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме ABCDE. Перечитывайте свои записи каждые несколько дней.

Что это может дать? Стрессовые ситуации будут возникать всегда. Но со временем и практикой можно научиться более эффективно справляться с беспокойством, не сдаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии реакции и поведения. Энергия, которая раньше обслуживала пессимистичные убеждения, высвободится, и ее можно вложить в другие важные области жизни.

Итог

Теперь вы знаете, что и как с промыванием мозгов. Это — манипулирование людьми.

А манипулировать, по словарю, значит: скрыто управлять кем-либо против его воли. Более подробно о манипулировании можно прочитать .

И не забывайте поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Не забывайте про закон бумеранга : сначала делаете вы, а потом, неизбежно, вам.

Использовались материалы:

Тайны человеческого мозга Попов Александр

«Промывка мозгов»

«Промывка мозгов»

Считается, что первым технологию «промывки мозгов» стал использовать Джонатан Эдвардс, основатель христианского движения ривайвализма (от лат. revivo - воскресать). Скорее всего, он случайно изобрел эту технику во время религиозного «крестового похода» в Нортхэмптоне, штат Массачусетс, в 1735 году.

Убеждая собравшихся в том, что они грешники, Эдвардс сопровождал свою проповедь яркими сценами устрашающего характера, постепенно нагнетая напряжение. Так он обнаружил, что способен добиться от своей аудитории полного подчинения. Он сумел смоделировать условия, при которых старые постулаты жизни его слушателей оказались стерты, а их место заняли новые.

«Вы грешники! - проповедовал Эдвардс. - Вы обречены на вечные муки!». В итоге два его слушателя решили покончить с собой. Одного удалось спасти, но соседи «новообращенных» свидетельствовали, что те были настолько потрясены проповедью, что, хотя и обрели «вечное спасение», никак не могли простить себе предыдущей грешной жизни.

Дело в том, что «промывка мозгов» потому так и называется, что все старые убеждения слушающего оказываются стерты, после чего их место должны занять новые. Эдвардс переходил к позитивной программе только в самом конце проповеди, и потому те, кто не дослушал его выступление, оказывались целиком под воздействием негативной программы.

Через четыре года, в 1739-м, еще один ривайвалист, Чарльз Финни, использовал наработки Эдвардса во время проповедей в Нью-Йорке. Технология Эдвардса, разложенная на составляющие и гораздо более тщательно проработанная, применяется и по сей день. Она используется не только в религиозных культах, но и в тренингах по развитию личностных возможностей, в вооруженных силах Соединенных Штатов, в различных бизнес-тренингах, которые добрались нынче и до нас, и еще много где…

Принцип действия этой техники сформулировал академик Павлов, выделив три раздельные и последовательные стадии торможения (состояния, предшествующего гипнозу). Первая - фаза равновесия, во время которой мозг дает одинаковую реакцию и на сильные, и на слабые стимулы. Вторая фаза - парадоксальная, когда мозг начинает реагировать на слабые стимулы сильнее, чем на сильные. В третьей, сверхпарадоксальной фазе, реакции и характер поведения из позитивного превращается в негативный, а из негативного - в позитивный.

На первой стадии манипулятор воздействует на эмоции личности или группы людей, стремясь довести аудиторию до ненормального, повышенного уровня гнева или страха. Способность слушателей рассуждать в таком состоянии снижается, а внушаемость - повышается. Уже на первой мозговой фазе овладеть умами слушателей значительно легче, и можно заменить имеющиеся ментальные программы на новые. В сектах, помимо психологического воздействия, применяется еще и физиологическое: пост, регуляция дыхания, пение мантр, уменьшение количества сна. Также возможно воздействие световыми или звуковыми эффектами, необычным запахом благовоний или даже психотропными веществами.

Если вы хотите увидеть методики современной промывки мозгов на практике, посетите собрание секты или семинар сетевого маркетинга. Правда, этот способ вряд подойдет людям, которые не до конца уверены в своей психологической устойчивости. И там, и там вы увидите почти одинаковую картину: пока люди собираются, играет монотонная музыка, однообразный ритм которой очень близок к ритму сердца. Так что уже на предварительном этапе значительный процент посетителей (а оказываются на таких собраниях люди с внушаемостью выше среднего) впадет в измененное состояние сознания, так называемое состояние альфа. Человек в таком состоянии в двадцать пять раз более внушаем, чем находящийся в здравом рассудке - состоянии бета. Одна и та же музыка (или одинаковый ритм) звучит обычно на всех службах, и пришедшие мгновенно, без перехода, впадают в состояние альфа, подсознательно вызывая в себе те ощущения, которые они испытывали в прошлые разы.

Затем появляется ведущий и начинает лекцию отлично поставленным «голосом-метрономом»: он говорит чуть громче обычного, четко и в определенном ритме. Именно такой способ используют гипнотизеры, вводя пациента в транс: слова произносятся в ритме 45–60 ударов в минуту. При этом ритме речи достигается максимальный гипнотический эффект. В речи ведущего используются яркие, но жуткие образы: он говорит о болезнях, бедности, несчастных родственниках и прочих негативных вещах и событиях.

Затем, когда аудитория «созревает», начинается «позитивная» часть процесса. Ведущий рассказывает о том, как изменится ваша жизнь, если вы приобретете данный продукт (ну или уверуете в бога), как благотворно повлияет на вас этот выбор: вы станете здоровым, богатым и т. п. Потом, зачастую, из зала выходят очевидцы: «Я был очень больным, (бедным, толстым), но стоило мне начать потреблять и продавать этот продукт (или придти в секту), как все сразу изменилось в лучшую сторону!».

Выслушав несколько подобных историй, обычный человек начинает верить в то, что он-то уж точно сможет пустить свою жизнь в такое русло. Тут же к нему подходят помощники ведущего или менеджеры и предлагают или купить то, что было предложено со сцены, или, если это секта, поговорить «более обстоятельно».

В случае с сетевым маркетингом человек после недолгой беседы вынимает кошелек, а потом дома (в этот же вечер или через несколько дней, тут зависит от степени внушаемости) искренне удивляется: зачем же я это сделал, ведь я никогда не умел ничего продавать! С сектой все немного сложнее: человек должен придти еще несколько раз, с каждым новым визитом все сильнее запутываясь в тщательно расставленной «промывателями» мозгов сети. Со временем он становится своеобразным наркоманом, который уже не может, вернее, боится, жить без тех ощущений транса, которые он переживает на собраниях секты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Случайные статьи

Вверх