Произведение парус. Парус «Белеет парус одинокой…». Лермонтов М.Ю. Анализ стихотворения Лермонтова «Парус»

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, ищет бури,

Как будто в бурях есть покой!

А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!

А он, мятежный, просит бури…

Великие строки М.Лермонтова из стихотворения «Парус». Как знаем, поиски той самой бури и привели к тому, что случилось вскоре в «тогдашней» России. То есть, политические процессы, ведущие к смене одной общественной формации другой, были всегда.

А то, что имеет место сегодня? - Надо сказать откровенно и конкретно - всё это, по большому счёту, есть ни что иное, как «чрезвычайные ситуации» социально - политического характера, вызывающие, в той или иной мере дестабилизацию этой самой социально-политических процессов в том регионе, где это происходит. Что, как сами понимаем, может вести к определённому ущербу в материальной области, в общественном сознании населения. Или - не к ущербу, а качественно новому изменению этого сознания. А это - очередной «виток» исторического развития самого общества, то есть - явление неотвратимое. Так, что, отнесёмся к этим самым чрезвычайным ситуациям - так обозначим возникшие коллизии, спокойно и посмотрим, что же проистекает на самом деле.

В общем-то, «чрезвычайные ситуации» распределяются на: чрезвычайные ситуации техногенного, природного, социально-политического и военного характера. Чем дальше мы уходим от того общества, которое называли тоталитарным, тем больше получаем такого рода ситуаций во многих республиках бывшего СССР – Азербайджане, Грузии, Молдове, Украине... Всё, вроде-бы, свидетельствует в пользу того, что процессы под названием «чрезвычайные ситуации» - неотвратимы и поочерёдно «подбираются» ко всё новым и новым регионам «постсоветского пространства».

События, произошедшие в Киргизии, ставшие уже достоянием истории, можно охарактеризовать как «чрезвычайная ситуация социально-политического характера», связанная, в какой-то мере, и с противоправными действиями части населения, устремившейся в мародёрство и погромы. То есть, чрезвычайная ситуация социально-политического характера несёт в себе угрозу, для населения, прежде всего. Но такая угроза может возникать при определённых условиях, в частности – при отсутствии организующей роли какого-то головного органа этой «бури», слабости этого органа (возглавляемого спонтанно появившимся вожаками) или при несвоевременной реакции лидеров чрезвычайной ситуации - на агрессивные поползновения толпы. Таким образом, «вольно - невольно», мы приходим к тому, что толпа – серьёзный двигатель социальных катаклизмов, которая, во-многом, определяет исход чрезвычайной ситуации. Постараемся же проанализировать феномен толпы. Итак, толпа – это значительное скопление людей на улице, чьё внимание привлекло какое-либо событие.

Может быть случайная толпа - скопление людей, которое возникло при наблюдении: за дорожно-транспортным происшествием; за общественной акцией политической партии; за акцией предприятия, представляющего свою продукцию; на футбольном матче… С одной стороны, такая толпа - это совершенно неагрессивное скопление народа, и ожидать каких-либо неприятностей от этого, вроде бы, не приходится. С другой – при случайно возникших экстраординарных обстоятельствах, эта мирная толпа может стать источником повышенной опасности. К примеру, в Аргентине случилось возгорание магазина, торгующего пиротехническими изделиями, и получился красочный фейерверк. На это зрелище устремилась случайно возникшая толпа, которая затруднила доступ к очагу возгорания полиции и пожарных, вследствие чего пожар быстро распространился. От него пострадали очень многие в этой же толпе. Или, вот, футбольные фанаты ведут себя совершенно по-разному, в зависимости от успехов или неуспехов своей команды. То есть, неагрессивное, сначала, скопление народа под названием толпа становится причиной возникновения экстраординарных обстоятельств, определяемых как ситуация повышенной опасности. Можно сказать, что случайная толпа зачастую и есть тот самый двигатель социальных катаклизмов, которые потрясают общество.

Экспрессивная толпа – создаётся из людей, которые совместно выражают свои чувства (радость, горе, протест, солидарность). Такая толпа, в принципе, более опасна, чем случайная. Например, свадьба, где гуляют, часто, до тех пор, пока не разразится скандал и «мордобитие». Не случайно, поэтому, перед свадьбой часто спрашивают: «А драку заказывали?». Или, вот митинги в знак протеста или солидарности: противоположная сторона, спровоцированная агрессивными действиями экспрессивной толпы, может вступить в «рукоприкладство» с митингующими, или, хуже того, - применить оружие. В качестве «спускового крючка» при агрессивных действиях экспрессивной толпы может быть употребление спиртного отдельными индивидуумами в ней, «нарывающимися» на конфликты и неприятности со всеми вытекающими последствиями.

Конвенционная толпа – это участники массовых развлечений, которые могут также, в состоянии алкогольного опьянения перейти в состояние толпы экспрессивной и, как говорится, «натворить дел»! Футбольные фанаты, «разогретые» спиртным, часто так и делают, впоследствии сами не могут понять, как случилось всё то, что они натворили.

Действующая толпа – та, которая не ограничивается, как явствует из названия, одним созерцанием, она - в движении, в действии. И, в зависимости от видов действий, может быть агрессивной, панической, корыстной и повстанческой.

Всякая толпа, при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств, может начать действовать, становясь либо агрессивной, либо панической, либо корыстной или повстанческой. К примеру, при дегустации продукции ликёро-водочного завода, когда собравшиеся (случайная толпа) несколько «подхмелели», вдруг ловят карманного вора. В парах спиртного, кто-то начинает самосуд, вся толпа поддерживает расправу, в итоге, уже действующая агрессивная толпа наносит увечья пострадавшему. Такая же агрессивность присуща толпе, возмущённой социальной несправедливостью, тогда-то, также при определённых условиях (призыв, провокация, алкоголизация, вызывающее поведение оппонентов и прочее), она и реализует свою агрессивность.

И, опять обратимся к свадьбам, где экспрессивная толпа часто переходит рамки, вступая в пределы агрессии, становясь толпой агрессивной. То же касается и конвенционной толпы - при массовых развлечениях. Опять о футболе: вероятен переход такой толпы в действующую агрессивную, в связи с событиями, происходящими на поле – необъективность судьи; замечания противоположной стороны, задевающие честь и достоинство нации; прочее… И, конечно, - толпа на массовых собраниях на улицах и майданах…

Не будем подробно останавливаться на остальных видах действующей толпы: паническая – массовый побег людей от неожиданных опасностей; корыстная – овладение какими-либо ценностями или благами; повстанческая – справедливое возмущение против власти, которая проводит антинародную политику, принимает необоснованные кадровые решения…

Обратимся, всё же, к тем общественно-политическим событиям, что наблюдаются в последнее время и у нас, и в других, можно сказать, «горячих точках» бывшего СССР.

Украина: роль толпы оказалась чрезвычайно важной, но, как показали события, толпа толпе – рознь! Достаточно большая группа людей, существующая на протяжении короткого времени – та самая толпа, которая известна во все времена и у всех народов. Этой толпе присущи все признаки, о которых было сказано. В течение короткого времени составляющие толпу люди не успевают определиться в симпатиях и интересах. Потому такая толпа может претерпевать изменения, которые случайную, экспрессивную или конвенционную толпу могут преобразовывать в действующую. Это случается необязательно, но, в принципе, может наблюдаться. Полагаем, именно такого рода события происходили в Киргизстане, когда повстанческая толпа, которой двигали благие намерения и которая справедливо «возбудилась» против власть имущих, в силу короткого периода её существования, принялась громить, грабить и совершать другие акты насилия. То есть, она превратилась в действующую, агрессивную и корыстную толпу. Надо сказать, что участники толпы размещаются в ней на небольшой площади, чаще всего, очень тесно, что и даёт им возможность поддерживать между собой определённый контакт. Они постоянно получают информацию от соседей о происходящем за пределами толпы, сами не обладая какими-либо возможностями «отслеживать» происходящие события. Потому-то, внешние стимулы, слова ораторов (которых они могут и не слышать), реплики неуравновешенных в психическом состоянии лиц, находящихся рядом, могут серьёзно воздействовать на эмоциональные проявления остальных, вовлекая их в свою напряжённость. В итоге появляются черты «коллективной души» толпы, присущие, в большей или меньшей степени, всем разновидностям толпы. Проникнувшись единым настроением и чувствуя свою монолитность, толпа очень быстро может стать гневной, агрессивной, склонной к действиям, стоящим на грани закона и правопорядка или явно их нарушающими.

Такой ход развития событий, имея место в Киргизии, предопределил сумбурность их исхода, сводя «на нет» завоевания, которые логически вытекали из действий и внутреннего содержания толпы повстанческой. Нельзя сказать, что, в итоге, не произошли качественные позитивные изменения в общественно-политическом устройстве. Однако эти события могут заметно отличаться от чрезвычайных ситуациях в других странах и регионах (догадаемся сами, в каких!). И, как было, замечено, из-за того, что «толпа – толпе – рознь!».

Поясним это более детально. Психика и проявление эмоций каждого, отдельно взятого индивидуума, в толпе неминуемо изменяются. Под влиянием атмосферы, царящей в таком скоплении людей, часто в возвышенном и приподнятом настроении, что можно расценить и как эйфорию, субманиакальное состояние, сама личность просто нивелируется, «растворяется». Нет уже особенного и неповторимого, что свойственно данной личности, всё «отходит на задний план». Эмоционально окрашенные действия происходят на подсознательном уровне. В едином, как говорят, - порыве!

И как много зависит, при этом, от лидеров, «трибунов», которые возглавляют толпу, что так склонна к преобразованиям в ней к а ч е с т в е н н о. Насколько важно сохранить в толпе черты, которые привели людей на улицу или майдан. Это, прежде всего, верность идее, которая формирует саму суть толпы повстанческой и нацеленность на конечный результат. Отсюда выскажем соображения в связи с имевшими место общественно- политическими катаклизмами в современном обществе. Полагаем, произошедшие события на Майдане Незалежности в Киеве несколько отличались от феномена толпы, который укладывался в рамки приведенной выше классификации. Существо повстанческой толпы претерпело качественные изменения, превратив её в орудие достижения совсем других целей (сугубо личных, корыстных и совсем не отвечающих чаяниям повстанческой толпы) - её лидерами. Эмоционально окрашенные действия с единой всепоглощающей идеей, с категоричной уверенностью в своих безграничных силах привели к тому, что многих и многих в этой толпе, и, прежде всего её руководителей, просто…понесло. Более того, исторические события часто демонстрируют тот факт, что чувство полной безопасности может трансформироваться в безответственность, безнаказанность и вседозволенность, что может привести к непоправимым последствиям.

Социальные опасности (исходящие от определённых групп людей и угрожающие жизни и здоровью граждан), практически, отсутствовали повсеместно, с самого начала и до окончания процессов при этих чрезвычайных событиях. Отсюда следует, что в самих группированиях людей, стоящих и на площади, и возглавлявших те или иные структуры с обеих противоборствующих сторон, просто не было носителей таких опасностей социального характера, которые, в иных условиях и ином государстве обуславливают возникновение экстремальных ситуаций, имеющих чрезвычайный разрушительный характер. Похоже, что лидеры толпы на Майдане и другой противоборствующей, имеют очень приличную подготовку в вопросах стратегии и тактики, а также прекрасно ориентировались в психологии толпы.

А, что есть «мятежный»? «Праведный» или нет? Покажет, как говорится, время! Но, факт, что он - «мятежный», ищет бури.... И «буря» должна была грянуть, ибо таким представлялось течение истории. Пусть это не та самая буря, а чрезвычайные события, но они уже состоялись, и других, судя по всему, не ожидается. «Проскочим» очередные выборы, и, согласно историческому ходу событий, должен настать покой. Чего и ждём со всей определённостью!

Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член Межрегионального союза писателей Украины, врач.

В работе использованы данные из книги « Безпека життєдіяльності”, Харків, 2000, автори: О.С.Бабьяк, О.М.Сітенко, Ф.В.Ківва, І.В.Капусник, Б.М.Заболотний,

В поэзии Лермонтова неизменно присутствуют "вопросы о судьбе и правах человеческой личности». Лермонтов постоянно искал ответы на вопросы, касающиеся человеческого бытия, пытался докопаться до его цели и смысла. Поэт был уверен в том, что существует смысл жизни, какая-то цель бытия, пусть пока ему и неведомая. Поэтому и парус, казалось бы бесцельно слоняющийся по морю, найдет пристанище среди житейской суеты и рано или поздно найдет разгадку своего бытия. И важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.

Никола́й Дми́триевич Мордви́нов (2 февраля 1901 - 26 января 1966, Москва) - советский российский актёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец), театральный режиссёр. Лауреат Ленинской (1965) и трёх Сталинских премий (1942, 1949, 1951). Народный артист СССР (1949).

«Парус » («Белеет парус одинокий…») - стихотворение, написанное 18-летним Михаилом Лермонтовым в Петербурге. Хрестоматийный пример поэзии романтизма. Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1841, том 18, № 10) через 9 лет после написания. Стихотворение, написанное в 1832 году, которое благодаря своей краткости, простоте и яркой образности вошло и прочно закрепилось в классике русской литературы.

«Парус » состоит из трёх четверостиший и одновременно - из шести «перемежающихся двустиший». Произведение построено таким образом, что две первые строчки каждой строфы представляют собой «пейзажную половину», в которую включено описание моря и паруса; две следующие строки каждого стиха - это поток раздумий поэта.

Оригинальный текст выглядит так:

Михаил Лермонтов
ПАРУС

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Примечательно, что в раннем варианте первая строка звучала как «Белеет парус отдаленный», а не «одинокой».

Лермонтов М — Парус (стих и песня С.Лемешев)

«Парус » - стихотворение пейзажно-символическое. Это означает, что пейзаж, как и обычно в творчестве Лермонтова, не является описательным: он отображает внутренний мир поэта. В начале Лермонтов рисует картину «белеющего в тумане» паруса, но во второй и третьей строфах он приближает картину и показывает подробности такими, какими их не мог бы видеть зритель из первой строфы.

Композиция стихотворения такова, что первые две строки каждой строфы рисуют собственно пейзаж, а последние две - рефлексию поэта, пытающегося познать мотивацию и судьбу привлёкшего его внимание паруса. Однако, Лермонтов при этом отказывается от характерной для него монологичности лирики.

Символическое значение стихотворения связано с романтической тематикой свободы и одиночества. Это своеобразное переосмысление тем, свойственных для ранней лирики Лермонтова, который писал «Парус» в тяжёлый переходный период своей жизни, вызванный разрывом уз, связывающих его с прошлым, рассматривая своё прежнее «Я» не как преодолённое, но как потерянное. Поэтому в ранних редакциях выражалась бесцельность странствий («Увы! он ничего не ищет»), заменённая впоследствии утверждением о бесцельности лишь поиска счастья и подчёркнутым финальным вызовом миру.

История создания стихотворения «Парус»

Стихотворение «Парус было написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 году. Это было время, когда молодого поэта за «свободолюбивые взгляды» отчислили из Московского университета. Лермонтов приехал в Петербург в надежде продолжить образование в столичном университете. Однако ему не захотели зачислить двух московских лет учебы, а предложили поступать заново – на первый курс. Обиженный несправедливостью, Лермонтов подает документы в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная казарменная жизнь была не по душе привыкшему к свободе поэту. Лермонтов не знал, что ждет его впереди. Ясно было одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. Но хотел ли он сам жизненного покоя?

Этот период в жизни Лермонтова наполнен размышлениями о смысле человеческого существования. Поэт чувствовал глубокое одиночество. В детстве воспитанный бабушкой в отрыве от своих сверстников, Лермонтов и в самостоятельной жизни испытывал сложности в отношениях с окружающими. Возможно, это происходило потому, что Лермонтов «перерос» свою эпоху. Большинство его сверстников были напуганы подавлением восстания декабристов, а поэтому выбирали для себя примиренческую жизненную позицию. Лермонтов – великий последователь А.С. Пушкина. Мятежный и пылкий характер Лермонтова не позволял ему смириться с действительностью. Он чувствовал разлад со своим поколением. Да и не только с ним. Покоя и гармонии поэт не находил и в собственной душе. Бродя по Петербургу, он часто останавливается у Финского залива. В одну из таких прогулок и было создано стихотворение «Парус».

Расстроенный и подавленный, поэт в одиночестве бродит по городу, размышляя о будущем. В письме, адресованном Марии Александровне Лопухиной, сестре Варвары Бахметевой, он признаётся, что не видит «впереди ничего особенно утешительного».

В том же письме (2 сентября 1832) Лермонтов отправляет Лопухиной текст стихотворения, сочинённого им «на берегу моря»:

Voilà plusieures semaines déjà que nous sommes séparés, peut-être pour bien longtemps, car je ne vois rien de trop consolant dans l’avenir, et pourtant je suis toujours le même, malgré les malignes suppositions de quelques personnes que je ne nommerai pas.
Voici encore des vers, que j’ai faits au bord de la mer:
Вот уже несколько недель, как мы расстались и, может быть, надолго, потому что впереди я не вижу ничего особенно утешительного; однако я всё тот же, вопреки лукавым предположениям некоторых лиц, которых не стану называть.
Вот ещё стихи, которые я сочинил на берегу моря:

По мнению лингвиста Николая Шанского, три четверостишия «Паруса» гораздо лучше, нежели письма, объясняют то состояние душевного смятения, в котором пребывал поэт летом и осенью 1832 года.

Сам Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно, а потому не включил этот поэтический экспромт в собственное собрание сочинений (1840).

«Парус», анализ стихотворения Лермонтова

Знаменитое стихотворение «Парус » написано в 1832 году в Петербурге. 17-летний Лермонтов создал его во время одной из прогулок по берегу Финского залива. В первоначальном варианте первая строка звучала: «Белеет парус отдаленный». Окончательный вариант этой строки был заимствован из поэмы «Андрей, князь Переяславский» А. А. Бестужева-Марлинского.

В стихотворении нашли отражение личные переживания юноши. Незадолго до этого он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию любимой бабушки Лермонтов переехал в Петербург, намереваясь поступить в юнкерскую школу. Перед поступлением молодой человек много размышлял о своем прошлом и возможной будущей судьбе – эти мысли и чувства легли в основу произведения.

Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя: в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя.

Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря, символизирующий жизненные перипетии, а парус – символ самого человека, его души. Конфликт «парус – море» переходит в конфликт «человек – жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору (что ищет, что кинул), синтаксический параллелизм, инверсию (парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом). Поэт широко использует олицетворения (ветер свищет, играют волны), метафоры (струя светлей лазури), эпитеты (луч солнца золотой). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе (стране далекой – краю родном, кинул – ищет).

Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».

В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. «Парус » — стихотворение Лермонтова о самом себе, ведь настоящий Поэт всегда остается «одиноким» и «мятежным», а его свободолюбивая душа, полная тревожной неуспокоенности, жаждет вечных поисков, жаждет бури.

В чем смысл жизни? Над этим риторическим вопросом задумывался не один философ, не один писатель и поэт. Последний, а именно Михаил Юрьевич Лермонтов, как-то раз прогуливаясь по побережью Финского залива, сочинил удивительное стихотворение «Парус» – философское размышление о смысле жизни, творческой миссии каждого человека. Случилось это в 1832 году в северной столице России, когда великому русскому поэту исполнилось всего семнадцать лет. Он только покинул стены Московского университета и навсегда распрощался с мечтой стать филологом. Впереди, по требованию бабушки, поступление в юнкерскую школу и туманное будущее: «Что ищет он в стране далекой?» Читать стих «Парус» Лермонтова Михаила Юрьевича можно полностью онлайн на нашем сайте.

В исходной версии стихотворения «Парус» первая строчка звучала иначе. Вместо знакомого всем эпитета «одинокий», Лермонтов использовал слово «отдалённый». Однако, нередко черпая вдохновение у А.А. Бестужева-Марлинского, поэт и на этот раз он обратился к тексту поэмы «Андрей, князь Переяславский», и в окончательном варианте произведения использовал его образное выражение - «парус одинокий». Оно как нельзя точно передало суть самого поэта - его мятежность и вместе с тем бесконечное одиночество среди безбрежного океана жизни.

Композиционно произведение складывается из трех четверостиший. Первые две строки каждой строфы описывают сам парус и меняющейся морской пейзаж, а две последующие - внутренние переживания лирического героя, который наблюдает со стороны за всем происходящим и олицетворяет себя с белеющим вдали парусом. Не зря поэт неоднократно, точнее, шесть раз использует местоимение «он» вместо существительного «парус». В целом, автор создал очень емкие, яркие и запоминающиеся аллегорические образы моря и паруса. Под первым скрывается жизненный путь, порой туманный или бурный, полный перипетий, а порой тихий, мирный, безветренный. А парус - это сам человек, его скитающаяся душа, которая извечно ищет покой, но обретает себя, лишь пройдя через жестокий шторм. Но всегда ли буря очистительная? Автор утверждает, что нет. Счастье заключено внутри нас. Извне не ищут ни друга, ни врага. Ни тот, ни другой не в силах помочь обрести внутреннюю гармонию. Человеку суждено брести в одиночестве. Только оно позволяет заглянуть внутрь и найти долгожданный покой. Учить текст стихотворения Лермонтова «Парус» и подготовиться к уроку литературы в классе теперь легко. На нашем сайте можно скачать данное произведение абсолютно бесплатно.

В поэзии Лермонтова неизменно присутствуют "вопросы о судьбе и правах человеческой личности». Лермонтов постоянно искал ответы на вопросы, касающиеся человеческого бытия, пытался докопаться до его цели и смысла. Поэт был уверен в том, что существует смысл жизни, какая-то цель бытия, пусть пока ему и неведомая. Поэтому и парус, казалось бы бесцельно слоняющийся по морю, найдет пристанище среди житейской суеты и рано или поздно найдет разгадку своего бытия. И важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.

Дата написания: 1832 год

Читает Михаил Царев
Михаи́л Ива́нович Царёв (18 ноября 1903, Тверь, - 10 ноября 1987, Москва) - советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1973).

Случайные статьи

Вверх