Процесс распада британской империи. Падение империй на фоне падения их валют - война и мир

БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ (British Empire) – крупнейшая империя в истории человечества, в период между Первой и Второй мировыми войнами занимала до четверти всей земной суши.

Состав империи, управлявшейся из метрополии – Великобритании – был сложным. В нее входили доминионы, колонии, протектораты и подмандатные (после первой мировой войны) территории.

Доминионы – страны с большим числом выходцев из Европы, добившиеся сравнительно широких прав самоуправления. Северная Америка, а позднее Австралия и Новая Зеландия были главными направлениями эмиграции из Великобритании. Ряд североамериканских владений во второй пол. 18 в. провозгласили независимость и образовали США , а в 19 в. Канада , Австралия и Новая Зеландия постепенно добивались расширения самоуправления. На имперской конференции 1926 было решено называть их не колониями, а доминионами со статусом самоуправления, хотя фактически эти права Канада получила в 1867, Австралийский Союз в 1901, Новая Зеландия в 1907, Южно-Африканский Союз в 1919, Ньюфаундленд в 1917 (в 1949 вошел в состав Канады), Ирландия (без северной части – Ольстера, оставшейся в составе Великобритании) добилась подобных прав в 1921.

В колониях – их было ок. 50 – жило подавляющее большинство населения Британской империи. Среди них, наряду со сравнительно небольшими (как, например, острова Вест-Индии), были и такие крупные как о-в Цейлон. Каждая колония управлялась генерал-губернатором, которого назначало Мин-во по делам колоний. Губернатор назначал законодательный совет из старших чиновников и представителей местного населения. Крупнейшее колониальное владение – Индия – официально вошла в состав Британской империи в 1858 (до этого в течение полутора столетий она управлялась Британской Ост-Индской компанией). С 1876 британский монарх (тогда – королева Виктория) стал именоваться и императором Индии, а генерал-губернатор Индии – вице-королем. Жалованье вице-короля в начале 20 в. в несколько раз превышало оклад премьер-министра Великобритании.

Характер управления протекторатами и их степень зависимости от Лондона были различными. Различна и степень допускавшейся Лондоном самостоятельности местной феодальной или племенной верхушки. Система, при которой этой верхушке предоставлялась значительная роль, называлась косвенным управлением – в отличие от прямого управления, осуществлявшегося назначаемыми чиновниками.

Подмандатные территории – бывшие части Германской и Османской империй – после первой мировой войны переданы Лигой Наций под управление Великобритании на основе т.н. мандата.

Английские завоевания начались в 13 в. с вторжения в Ирландию, а создание заморских владений – с 1583, захвата Ньюфаундленда, который стал первой опорной базой Великобритании для завоеваний в Новом Свете. Путь к британской колонизации Америки был открыт разгромом огромного испанского флота – Непобедимой Армады в 1588, ослаблением морского могущества Испании, а затем и Португалии, и превращением Англии в мощную морскую державу. В 1607 основана первая английская колония в Северной Америке (Вирджиния) и заложен первый английский поселок на американском континенте – Джеймстаун. В 17 в. английские колонии возникли в ряде районов вост. побережья Сев. Америки; Новый Амстердам, отвоеванный у голландцев, был переименовал в Нью-Йорк.

Почти одновременно началось и проникновение в Индию. В 1600 группа лондонских купцов основала Ост-Индскую компанию. К 1640 она создала сеть своих факторий не только в Индии, но и в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. В 1690 компания начала строить город Калькутта. Одним из результатов ввоза английских промышленных товаров стало разорение ряда местных культурных промыслов.

Первый кризис Британская империя испытала, потеряв 13 своих колоний в результате войны британских поселенцев Северной Америки за независимость (1775–1783). Однако после признания независимости США (1783) десятки тысяч колонистов перебрались в Канаду, и там укрепилось британское присутствие.

Вскоре активизировалось английское проникновение в береговые области Новой Зеландии и Австралии и на острова Тихого океана. В 1788 в Австралии возникло первое английск. поселение – Порт-Джексон (будущий Сидней). Венский конгресс 1814–1815, подводя итог наполеоновским войнам, закрепил за Великобританией Капскую колонию (Южн. Африка), Мальту, Цейлон и др. территории, захваченные в кон. 18 – нач. 19 вв. К серед. 19 в. в основном завершилось завоевание Индии, проводилась колонизация Австралии, в 1840 английск. колониалисты появились в Новой Зеландии. В 1819 был основан порт Сингапур. В серед. 19 в. Китаю были навязаны неравноправные договоры, ряд китайских портов открыт для английск. торговли, Великобритания захватила о.Сянган (Гонконг).

В период «колониального раздела мира» (последняя четверть 19 в.) Великобритания захватила Кипр, установила контроль над Египтом и Суэцким каналом , завершила завоевание Бирмы, установила фактич. протекторат над Афганистаном, завоевала обширные территории в Тропической и Южной Африке: Нигерия, Золотой Берег (ныне – Гана), Сьерра-Леоне, Южн. и Сев. Родезия (Зимбабве и Замбия), Бечуаналенд (Ботсвана), Басутоленд (Лесото), Свазиленд, Уганда, Кения. После кровопролитной англо-бурской войны (1899–1902) захватила бурские республики Трансвааль (офиц. название – Южно-Африканская Республика) и Оранжевое Свободное государство и объединив их со своими колониями – Капской и Наталем, создала Южно-Африканский Союз (1910).

Все новые и новые завоевания и гигантское расширение империи стало возможным не только благодаря военной и военно-морской мощи и не только благодаря умелой дипломатии, но и из-за широко распространившейся в Великобритании уверенности в благотворности британского влияния для народов других стран. Идея британского мессианства пустила глубокие корни – и не только в сознании правящих слоев населения. Имена тех, кто распространял британское влияние, от «пионеров» – миссионеров, путешественников, отходников, торговцев, – до таких «строителей империй» как Сесил Родс , окружались ореолом почтения и романтики. Огромную популярность приобретали и те, кто, как например, Редьярд Киплинг , опоэтизировал колониальную политику.

В результате массовой эмиграции в 19 в. из Великобритании в Канаду, Новую Зеландию, Австралию и Южно-Африканский Союз, в этих странах создавалось многомиллионное «белое», в основном англоговорящее население, и роль этих стран в мировой экономике и политике становилась все более значительной. Их самостоятельность во внутренней и внешней политике укрепилась решениями Имперской конференции (1926) и Вестминстерским статутом (1931), согласно которому объединение метрополии и доминионов было названо «Британским Содружеством Наций». Их экономические связи закреплялись созданием в 1931 стерлинговых блоков и Оттавскими соглашениями (1932) об имперских преференциях.

В итоге первой мировой войны, которая велась и из-за стремления европейских держав к переделу колониальных владений, Великобритания получила мандат Лиги Наций на управление частями распавшихся Германской и Османской империй (Палестина, Иран, Трансиордания, Танганьика, часть Камеруна и часть Того). Южно-Африканский Союз получил мандат на управление Юго-Западной Африкой (ныне – Намибия), Австралия – на часть Новой Гвинеи и прилегающие острова Океании, Новая Зеландия – на острова Зап. Самоа.

Антиколониальная война, усилившаяся в различных частях Британской империи во время Первой мировой войны и особенно после ее окончания, заставила Великобританию в 1919 признать независимость Афганистана. В 1922 признана независимость Египта, в 1930 прекращен англ. мандат на управление Ираком, хотя обе страны остались в сфере британского господства.

Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. И хотя Черчилль провозгласил, что он не для того стал премьер-министром Британской империи, чтобы председательствовать при ее ликвидации, ему все же, во всяком случае во время его второго премьерства, пришлось оказаться в этой роли. В первые послевоенные годы предпринималось немало попыток сохранить Британскую империю как путем маневрирования, так и колониальными войнами (в Малайе, Кении и др. странах), но все они потерпели крах. В 1947 Великобритания была вынуждена предоставить независимость самому большому колониальному владению: Индии. При этом страна была разделена по региональному признаку на две части: Индия и Пакистан. Независимость провозгласили Трансиордания (1946), Бирма и Цейлон (1948). В 1947 Ген. Ассамблея ООН приняла решение о прекращении брит. мандата на Палестину и создании на ее территории двух государств: еврейского и арабского. В 1956 провозглашена независимость Судана, в 1957 – Малайи. Первой из британских владений в Тропической Африке стал (1957) независимым государством Золотой Берег, приняв название Гана. В 1960 британский премьер-министр Г.Макмиллан в речи в Кейптауне в сущности признал неизбежность дальнейших антиколониальных свершений, назвав это «ветром перемен».

1960 вошел в историю как «Год Африки»: 17 африканских стран провозгласили свою независимость, среди них крупнейшие британские владение – Нигерия – и британский Сомалиленд, который, объединившись с частью Сомали, находившейся под управлением Италии, создал Республику Сомали. Затем, перечисляя лишь важнейшие вехи: 1961 – Сьерра-Леоне, Кувейт, Танганьика, 1962 – Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда; 1963 – Занзибар (в 1964, объединившись с Танганьикой, образовал Республику Танзания), Кения, 1964 – Ньясаленд (стал Республикой Малави), Северная Родезия (стала Республикой Замбия), Мальта; 1965 – Гамбия, Мальдивы; 1966 – Брит. Гвиана (стала Республикой Гайана), Басутоленд (Лесото), Барбадос; 1967 – Аден (Йемен); 1968 – Маврикий, Свазиленд; 1970 – Тонга, 1970 – Фиджи; 1980 – Южная Родезия (Зимбабве); 1990 – Намибия; 1997 – Гонконг стал частью Китая. В 1960 Южно-Африканский Союз провозгласил себя Южно-Африканской Республикой и затем вышел из Содружества, но после ликвидации режима апартеида (апартхейда) и перехода власти к черному большинству (1994) был снова принят в его состав.

К концу прошлого века само Содружество также претерпело коренные изменения. После провозглашения независимости Индией, Пакистаном и Цейлоном (с 1972 – Шри-Ланка) и их вхождения в Содружество (1948) оно стало объединением не только метрополии и «старых» доминионов, а всех государств, возникавших в пределах Британской империи. Из названия Британское Содружество Наций было изъято «британское», а в дальнейшем стало принято называть просто: «Содружество». Отношения между членами Содружества также претерпевали множество перемен, вплоть до военных столкновений (крупнейшие – между Индией и Пакистаном). Однако экономические, культурные (и языковые) связи, возникавшие в течение многих поколений существования Британской империи, удерживали подавляющее большинство этих стран от выхода из Содружества. В нач. 21 в. оно насчитывало 54 члена: 3 – в Европе, 13 – в Америке, 8 – в Азии, 19 – в Африке. В Содружество был принят Мозамбик, который никогда не входил в Британскую империю.

Население стран Содружества превышает 2 млрд. человек. Важным наследием Британской империи является распространение английского языка как в странах, которые входили в эту империю, так и за ее пределами.

Отношения между Британской и Российской империями всегда складывались сложно, зачастую весьма недружелюбно. Противоречия между двумя крупнейшими империями привели в середине 19 в. к Крымской войне , затем к резкому обострению в борьбе за влияние в Центральной Азии. Великобритания не позволила России воспользоваться плодами ее победы над Османской империей в войне 1877–1878. Великобритания поддерживала Японию в русско-японской войне 1904–1905. В свою очередь, Россия всячески симпатизировала южноафриканским бурским республикам в их войне против Великобритании в 1899–1902.

Конец открытому соперничеству наступил в 1907, когда перед лицом усиления военной мощи Германии Россия присоединилась к Сердечному Согласию (Антанте) Великобритании и Франции. В Первой мировой войне Российская и Британская империи сражались вместе против Тройственного Союза Германской, Австро-Венгерской и Османской империй.

После Октябрьского переворота в России ее отношения с Британской империей обострились снова ( (1917)). Для большевистской партии Великобритания была главной зачинательницей в истории капиталистической системы, носительницей идей «гнилого буржуазного либерализма» и душительницей народов колониальных и зависимых стран. Для правящих кругов и значительной части общественного мнения Великобритании Советский Союз, утверждая свои амбиции, был рассадником идей свержения власти колониальных метрополий по всему миру самыми различными методами, вплоть до терроризма.

Даже во время Второй мировой войны, когда СССР и Британская империя были союзниками, членами антигитлеровской коалиции , взаимное недоверие и подозрительность отнюдь не исчезли. С началом холодной войны взаимные обвинения стали неотъемлемой чертой взаимоотношений. В период распада Британской империи советская политика была направлена на поддержку сил, способствовавших ее распаду.

На русской дореволюционной литературе (в том числе и исторической) о Британской империи долгое время отражалось соперничество и противоречия двух крупнейших империй – Российской и Британской. В советской литературе внимание заострялось на британских антисоветских действиях, на антиколониальных движениях, кризисных явлениях в Британской империи и свидетельствах ее распада.

Имперский синдром в сознании многих британцев (как и жителей других бывших метрополий) вряд ли можно считать вполне выветрившимся. Однако следует признать, что в британской исторической науке в годы распада Британской империи шел постепенный отход от традиционных колониалистских взглядов и поиски взаимопонимания и сотрудничества с нарождающейся исторической наукой стран, провозгласивших свою независимость. Рубеж 20 и 21 вв. ознаменовался подготовкой и выходом ряда фундаментальных исследований по истории Британской империи, в том числе – по проблемам взаимодействия культур народов империи, по различным аспектам деколонизации и по трансформации империи в Содружество. В 1998–1999 вышла пятитомная Оксфордская история Британской империи. М., 1991
Трухановский В.Г. Бенджамин Дизраэли или история одной невероятной карьеры . М., 1993
Остапенко Г.С. Британские консерваторы и деколонизация . М., 1995
Porter B. The Lions Share. A Short History of British Imperialism 1850–1995 . Harlow, Essex, 1996
Давидсон А.Б. Сесил Родс – строитель империи . М.– Смоленск, 1998
Oxford History of the British Empire . Vols. 1–5. Oxford, New York, 1998–1999
Хобсбаум Э. Век империи . М., 1999
Empire and others: British Encounters with Indigenous people . Ed. by M.Daunton and R.Halpern. London, 1999
Boyce D.G. Decolonisation and the British Empire 1775–1997 . London, 1999
The Commonwealth in the 21st Century. Ed. by G. Mills and J Stremlau . Pretoria, 1999
Cultures of Empire. Colonizers in Britain and the Empire in the Nineteenth and Twentieth Century . A Reader. Ed. by C. Hall. New York, 2000
Lloyd T. Empire. The History of the British Empire . London and New York, 2001
Royal Historical Society. Bibliography of Imperial, Colonial and Commonwealth History since 1600 . Ed. by A. Porter. London, 2002
Heinlein F. British Government Policy and Decolonisation 1945–1963 . Scrutinising the Official Mind. London, 2002
Butler L.J. Britain and Empire. Adjusting to a Post-Imperial World . London, New York, 2002
Черчилль У. Мировой кризис. Автобиография. Речи . М., 2003
Бедарида Ф. Черчилль . М., 2003
James L. The Rise and Fall of the British Empire . London, 2004



Хочу затронуть эту тему, в связи с той ролью, которую сыграла Британия в распаде нашей империи. Не долго она просуществовала на карте, после Первой мировой. Что же случилось? В голове не укладывается, империя, которая смогла похоронить всех своих конкурентов, вдруг практически за 50 лет развалилась прямо на глазах всего мира?
Особенно меня интересует как способствовал СССР и США этому. Ведь не может же быть случайностью, тот факт, что главный распад БИ начался после ВОВ когда СССР и США заметно усилились?

Впервые на грани распада Британская империя оказалась в 70-80 е гг. XVIII столетия, когда восставшие колонии в Северной Америке выиграли войну за Независимость (что и положило начало образованию США). Хотя Британии и не удалось восстановить контроль над этой территорией (еще одна попытка была предпринята в 1812-1814 гг.), но в течение XIX в. были значительно расширены оставшиеся территории, завоеваны новые владения. Памятуя о прошлом, правители страны с беспокойством следили за развитием ситуации в переселенческих владениях. Подтверждением обоснованности тревог стало вспыхнувшее в 1837-1838 гг. восстание в Канаде, которое удалось подавить лишь ценой больших усилий. В середине века наиболее дальновидные британские политики пришли к выводу, что удержать такие владения в орбите британского влияния можно лишь путем уступок - допустить объединение отдельных колоний в союзы, построенные по принципу федерации, и предоставить им в рамках империи автономию. Для обозначения подобных образований был введен термин "доминион". Первой в 1867 г. статус доминиона получила Канада - самая развитая из британских колоний, имевшая в своем составе некогда отобранный у Франции Квебек и к тому же граничившая с США. В 1901 г. этот статус приобрела Австралия, а в 1907 г. - Новая Зеландия. После кровопролитной англо-бурской войны 1899-1902 гг. к уже имевшимся у Британии владениям на Юге Африки были присоединены республика Трансвааль и Оранжевое Свободное государство. В 1910 г. был создан Южно-Африканский Союз - федерация старых и новых владений, официально получившая статус доминиона в 1921 г.

Автономия доминионов и их права расширялись. После первой мировой войны делегации доминионов стали принимать участие в международных конференциях. С одной стороны, благодаря этому Великобритания приобретала дополнительных союзников на сложных переговорах по послевоенному урегулированию; с другой - приглашение доминионов на международные переговоры самого высокого уровня было свидетельством укрепления их позиций. В середине 1920 х гг. доминионы добились фактического равенства с метрополией в международных делах, что в 1931 г. было закреплено Вестминстерским статутом - своеобразной конституцией Британской империи. Доминионы превратились в полностью суверенные государства, сохраняющие лишь формальную привязку к политической системе метрополии (институт генерал-губернатора, назначаемого британским монархом по рекомендации местного парламента и т.д.).

Процесс суверенизации доминионов растянулся, таким образом, на многие десятилетия и представлял собой цепь последовательных уступок имперского центра динамично развивающимся переселенческим владениям, в конце концов, обогнавшим по многим показателям метрополию. При этом новые нации, формировавшиеся в переселенческих колониях Великобритании, были готовы довольствоваться изменением реального статуса своей страны при сохранении внешней, ритуальной формы зависимости от метрополии, что рассматривалось как дань сложившейся традиции и общему прошлому. Иное дело - национальные владения, где сепаратистское движение развивалось под лозунгами свержения иноземного господства, восстановления независимости. Характерно, что предоставление статуса доминиона Ирландии в 1921 г. и Индии в 1947 г. не удовлетворило народы этих стран, и там были провозглашены республики.

Ирландская проблема остро встала в политической жизни Великобритании в последние десятилетия XIX в. Вокруг вопроса о гомруле - самоуправлении для Ирландии - развертывались жестокие политические сражения, от исхода которых нередко зависела судьба английских правительств. Участники национально-освободительного движения в Ирландии применяли различную тактику действий - от вооруженного восстания до ненасильственного сопротивления. Именно борцам за свободу этой страны принадлежит изобретение тактики бойкота и обструкции, которую они с успехом использовали. В конце первой мировой войны коалиционное правительство, возглавляемое Д.Ллойд-Джорджем, приняло решение о предоставлении Ирландии самоуправления, но разногласия по поводу его осуществления привели к новому восстанию на острове, закончившемуся обретением им фактической независимости. Антианглийские же настроения в Ирландии были так сильны, что в годы войны с фашизмом страна, оставаясь формально британским доминионом, чуть было не выступила на стороне Гитлера.

Потеряв Ирландию и превосходство над доминионами, Британия после первой мировой войны не только удержала, но и расширила свои "туземные" владения. Под ее контроль попала значительная часть "подмандатных территорий" - бывших германских колоний и турецких провинций. Однако продолжавшееся отставание метрополии в темпах экономического развития, ослабление ее военно-морской мощи и общие изменения на мировой арене делали неизбежным окончательный распад империи. Накануне и в годы второй мировой войны уже разрабатывались планы изменения статуса Индии в составе Британского Содружества. Но предоставление в 1947 г. лейбористским правительством К.Эттли фактической независимости крупнейшей британской колонии вызвало шок у многих жителей метрополии. Некоторые из них переживали эвакуацию британских властей из Индии так же болезненно, как если бы они эвакуировались из граничащего с Лондоном графства Кент. Резкой критике подвергли действия лейбористов представители консервативной партии. После начала войны между Индией и Пакистаном и установления диктаторского режима в также получившей независимость Бирме правительство К.Эттли решило перейти в колониальном вопросе к политике сдерживания. Консерваторы, вернувшись в 1951 г. к власти, попытались занять еще более жесткую позицию в отношении освободительного движения в колониях. К уже шедшей войне в Малайе добавились военные действия в Кении и на Кипре. Кульминацией усилий консерваторов спасти остатки империи стала попытка интервенции против Египта, предпринятая в 1956 г. совместно с Францией и Израилем (Суэцкий кризис). Возглавлявший в то время правительство А.Иден не решился открыто заявить народу своей страны о характере происходивших событий и вынужден был капитулировать вместе с союзниками после угроз со стороны СССР и негативной реакции США. Поэтому завершение распада империи стало лишь вопросом времени.

Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме "размывания", чем "взрыва" или "обвала". Процесс этот имел немалые издержки и жертвы. И все же вовремя принимавшиеся нестандартные решения позволили метрополии избежать более губительных последствий, в том числе на заключительной стадии имперского распада. Доказательством тому может служить история Франции, которая со второй половины 1940 х и до начала 1960 х гг. вела целую серию колониальных войн, из них две весьма крупные - в Индокитае и Алжире. Но принесенные жертвы не изменили результата - империя распалась.

Британцы и французы не без основания полагают, что в большой степени обязаны окончательным распадом своих колониальных систем после второй мировой войны США и СССР. Немалую роль в кризисе обеих империй сыграло идеологическое влияние - либерального эгалитаризма и социалистического интернационализма соответственно. Но влияние супердержав на колониальную периферию прежде всего стало следствием ослабления позиций ведущих европейских стран в экономике и военной сфере. Известный историк П.Кеннеди, проведя сравнение совокупного потенциала Британии, Франции и Италии с потенциалами США и СССР на рубеже 1940-1950 х гг., доказал, что и с точки зрения экономической мощи, и с точки зрения военной силы европейские страны оказались в тот период "на заднем плане".

Однако, освободившись от бремени колониальных забот, страны Западной Европы укрепили свои позиции. Пойдя же по пути интеграции, достигнув устойчивого экономического роста и значительного повышения стандартов жизни, они стали мощным центром притяжения для многих "формальных" и "неформальных" составлявших советской империи. Новые центры притяжения возникли и на южных границах СССР. В то же время экономика самого Союза и советское общество в целом находились уже в состоянии "застоя".

Ну и более тайные сведения, уж не знаю насколько они объективны. Автор ставит в вину (или заслугу) роль президента Рузвельта в крушении Британской империи:

Совещания военных представителей обеих сторон, состоявшиеся в течение дня, повлекли за собой некоторое нарушение идеального единства, которым было отмечено утро. Англичане снова всячески старались убедить нас уделять как можно больше материалов по ленд-лизу Англии и как можно меньше Советскому Союзу. Я не думаю, чтобы ими непосредственно руководили политические мотивы, хотя следует признать, что в сущности их неверие в способность России к сопротивлению носило политический характер. На этих совещаниях и Маршалл, и Кинг, и Арнольд продолжали настаивать на том, что вполне разумно оказывать Советам всяческую возможную помощь. Ведь как бы то ни было, доказывали они, германские армии находятся в России; танки, самолеты, пушки в руках Советов будут нести гибель нацистам, тогда как для Англии ленд-лиз в данное время будет означать лишь наращивание запасов. Кроме того, мы, конечно, не могли забывать и о потребностях собственной обороны, о том, что необходимо для укрепления наших армии и флота.

Со своей стороны, адмирал Паунд, генерал Дилл и главный маршал авиации Фримен на все лады доказывали, что, в конечном счете, эти запасы будут более полезными для решающих военных усилий союзников. Они упорно твердили свое, - что военные материалы, передаваемые Советам, неизбежно будут захвачены нацистами, что в интересах самой Америки направлять большую часть материалов в Англию. К счастью, американские представители по-иному понимали интересы самой Америки, а также интересы войны в широком смысле. Я же задавался вопросом, не стремится ли Британская империя к тому, чтобы нацисты и русские уничтожали друг друга, пока Англия будет накапливать силы.

Тем временем отец трудился с Самнером Уэллесом над проектом какого-то документа. Тогда мы еще не знали, что это такое; как оказалось, они работали над текстом Атлантической хартии и над письмом к Сталину, в котором выражалась наша общая решимость добиваться совместными усилиями общей победы над гитлеризмом.

В тот вечер премьер-министр вновь обедал на «Августе». Этот обед выглядел менее официально; высших военных чинов на нем не было. Присутствовали только отец, премьер-министр, их ближайшие помощники, мой брат и я. Поэтому здесь было гораздо больше возможностей познакомиться с Черчиллем поближе.

Он снова был на высоте положения. Его сигары сгорали дотла, коньяк неуклонно убывал. Но это, повидимому, совершенно не сказывалось на нем. Его мысль работала не менее, если не более ясно, а язык стал еще острее.

И все же в сравнении с предыдущим вечером разговор протекал по-иному. Тогда Черчилль прерывал свою речь только для того, чтобы выслушать вопросы, которые ему задавали. Теперь и другие прибавляли кое-что в общий котел, и поэтому в котле забурлило, и раза два он чуть не ушел через край. Чувствовалось, что два человека, привыкшие главенствовать, уже померялись силами, уже прощупали друг друга, а теперь готовились бросить друг другу прямой вызов. Нельзя забывать, что в то время Черчилль был руководителем воюющей страны, а отец - только президентом государства, достаточно ясно определившего свою позицию.

После обеда Черчилль все еще руководил разговором. Однако перемена уже начинала сказываться. Впервые она резко проявилась в связи с вопросом о Британской империи. Инициатива исходила от отца.

Конечно, - заметил он уверенным и несколько лукавым тоном, - конечно, после войны одной из предпосылок длительного мира должна быть самая широкая свобода торговли.

Он помолчал. Опустив голову, премьер-министр исподлобья пристально смотрел на отца.

Никаких искусственных барьеров, - продолжал отец. - Как можно меньше экономических соглашений, предоставляющих одним государствам преимущества перед другими. Возможности для расширения торговли. Открытие рынков для здоровой конкуренции. - Он с невинным видом обвел глазами комнату.

Черчилль заворочался в кресле. Он понимал, что если пустить в доминионы доллар, то будет конец Империи. Хотя и конец эпохи доллара тоже когда-нибудьь наступит...

Торговые соглашения Британской империи: - начал он внушительно. Отец прервал его:

Да. Эти имперские торговые соглашения, - о них-то и идет речь. Именно из-за них народы Индии и Африки, всего колониального Ближнего и Дальнего Востока так отстали в своем развитии.

Шея Черчилля побагровела, и он подался вперед.

Господин президент, Англия ни на минуту не намерена отказаться от своего преимущественного положения в Британских доминионах. Торговля, которая принесла Англии величие, будет продолжаться на условиях, устанавливаемых английскими министрами.

Понимаете, Уинстон, - медленно сказал отец, - вот где-то по этой линии у нас с вами могут возникнуть некоторые разногласия. Я твердо убежден в том, что мы не можем добиться прочного мира, если он не повлечет за собой развития отсталых стран, отсталых народов. Но как достигнуть этого? Ясно, что этого нельзя достигнуть методами восемнадцатого века. Так вот:

Кто говорит о методах восемнадцатого века?

Всякий ваш министр, рекомендующий политику, при которой из колониальной страны изымается огромное количество сырья без всякой компенсации для народа данной страны. Методы двадцатого века означают развитие промышленности в колониях и рост благосостояния народа путем повышения его жизненного уровня, путем его просвещения, путем его оздоровления, путем обеспечения ему компенсации за его сырьевые ресурсы.

Все мы наклонились вперед, стараясь не проронить ни слова из этой беседы. Гопкинс улыбался, адъютант Черчилля, коммодор Томпсон помрачнел и был явно встревожен. У самого премьер-министра был такой вид, как будто его сейчас хватит удар.

Вы упомянули Индию, - прорычал он.

Да. Я считаю, что мы не можем вести войну против фашистского рабства, не стремясь в то же время освободить народы всего мира от отсталой колониальной политики.

А как насчет Филиппин?

Я рад, что вы упомянули о них. Как вам известно, в 1946 г. они получат независимость. А кроме того, они уже располагают современными санитарными условиями, современной системой народного образования; неграмотность там неуклонно снижается:

Какое бы то ни было вмешательство в имперские экономические соглашения недопустимо.

Они искусственны:

Они составляют основу нашего величия.

Мир, - твердо сказал отец, - не совместим с сохранением деспотизма. Дело мира требует равенства народов, и оно будет осуществлено. Равенство народов подразумевает самую широкую свободу торговой конкуренции. Станет ли кто-нибудь отрицать, что одной из главных причин возникновения войны было стремление Германии захватить господствующее положение в торговле Центральной Европы?

Спор на данную тему между Черчиллем и отцом не мог привести ни к чему. Разговор продолжался, но премьер-министр снова начал овладевать им. Черчилль говорил уже не отдельными фразами, а целыми абзацами, и с лица коммодора Томпсона начало сходить встревоженное, мрачное выражение. Премьер-министр говорил все увереннее, его голос снова заполнял комнату. Однако один вопрос остался без ответа; он не получил ответа и на, следующих двух конференциях, на которых встретились эти люди. Индия, Бирма были живым упреком англичанам. Сказав о них вслух однажды, отец и впредь напоминал о них англичанам, бередя своими сильными пальцами раны их больной совести, подталкивая, подгоняя их. Он поступал так не из упрямства, а потому, что был убежден в своей правоте; Черчилль это знал, и именно это беспокоило его больше всего.

Он ловко перевел разговор на другое, так же ловко втянул в него Гарри Гопкинса, брата, меня - всех нас, лишь бы только увести отца от этой темы, не слышать его высказываний по колониальному вопросу и его настойчивых, раздражающих рассуждений о несправедливости преференциальных имперских торговых соглашений.

Был уже третий час ночи, когда английские гости распрощались. Я помог отцу добраться до его каюты и уселся там, чтобы выкурить с ним по последней папиросе.

Настоящий старый тори, не правда ли? - проворчал отец. - Настоящий тори старой школы.

Мне одно время казалось, что он взорвется.

Ну, - улыбнулся отец, - мы с ним сработаемся. На этот счет не беспокойся. Мы с ним прекрасно поладим.

Если только ты не будешь затрагивать Индию.

Как сказать? Я полагаю, что мы еще поговорим об Индии более основательно, прежде чем исчерпаем эту тему. И о Бирме, и о Яве, и об Индо-Китае, и об Индонезии, и обо всех африканских колониях, и о Египте и Палестине. Мы поговорим обо всем этом. Не упускай из виду одно обстоятельство. У Уинни{1} есть одна высшая миссия в жизни, - но только одна. Он идеальный премьер-министр военного времени. Его основная, единственная задача заключается в том, чтобы Англия выстояла в этой войне.

И, на мой взгляд, он этого добьется.

Верно. Но заметил ли ты, как он меняет тему, когда речь заходит о какой-нибудь послевоенной проблеме?

Ты поднимал щекотливые вопросы. Щекотливые для него.

Есть и другая причина. У него идеальный склад ума для военного руководителя. Но чтобы Уинстон Черчилль руководил Англией после войны? Нет, не будет этого.

Жизнь показала, что в этом вопросе английский народ согласился с отцом.

На следующее утро, часов в одиннадцать, премьер-министр снова явился в капитанскую каюту «Августы». Он просидел у отца два часа, занимаясь Хартией. До завтрака он, Кадоган, Самнер Уэллес, Гарри Гопкинс и отец работали над последним ее вариантом. В течение этих двух часов я несколько раз входил в каюту и ловил налету обрывки разговора; при этом я все старался понять, каким образом Черчилль сумеет примирить идеи Хартии с тем, что он говорил накануне вечером. Думаю, что он и сам этого не знал.

Следует отметить, что самый большой вклад в создание Хартии был сделан Самнером Уэллесом, который больше всех потрудился над ней. Хартия была его детищем с того самого момента, как она была задумана в Вашингтоне; он вылетел из Вашингтона с рабочим проектом окончательного ее текста в портфеле; весь мир знает, как велико было и остается значение этой декларации. И, конечно, не он и не отец виновны в том, что она так плохо выполняется.

Во всяком случае, работа над редакцией отдельных формулировок продолжалась до завтрака; затем премьер-министр и его помощники вернулись на свой корабль. После завтрака отец занимался почтой и законопроектами конгресса, требовавшими его внимания: самолет в Вашингтон вылетал в тот же день. К середине дня Черчиллю удалось урвать несколько минут для отдыха. С палубы «Августы» мы наблюдали, как он сходил с «Принца Уэльского», намереваясь пройтись по берегу и взобраться на утес, высившийся над бухтой. На воду спустили вельбот; английские матросы пригнали его на веслах к трапу, и премьер-министр быстро сбежал по ступенькам. На нем была вязаная фуфайка с короткими рукавами и штаны, не доходившие до колен. С нашего наблюдательного пункта он казался огромным толстым мальчиком, которому нехватало только игрушечного ведерка и лопатки, чтобы поиграть в песке на пляже. Очутившись в вельботе, он направился прямо к рулю и стал командовать. До нас доносились его отрывистые распоряжения; матросы гребли с большим усердием. Наконец, все они скрылись из вида, но нам потом рассказали о дальнейшем ходе событий. Премьер-министр быстро полез на утес, возвышавшийся на триста-четыреста футов над берегом. Вскарабкавшись туда, он посмотрел вниз и увидел, что некоторые его спутники привольно расположились на пляже в надежде на проблески солнца. Черчилль тотчас же набрал горсть камешков и стал развлекаться, разгоняя своих напуганных спутников удачными попаданиями. Веселые забавы сильных мира сего!

В семь часов премьер-министр опять приехал к нам на обед - на сей раз по-настоящему неофициальный: кроме отца и Черчилля, присутствовали только Гарри Гопкинс, мой брат и я. Это был вечер отдыха; несмотря на вчерашний спор, все мы были как бы членами одной семьи и вели неторопливую и непринужденную беседу. Все же Черчиллем попрежнему владело стремление убедить нас, что Соединенные Штаты должны немедленно объявить войну Германии, но он понимал, что в этом вопросе он обречен на поражение. Сообщения о совещаниях наших военных представителей, происходивших непрерывно в последние дни, говорили о растущей убежденности обеих сторон в том, что для достижения окончательной победы Англия нуждается в американской промышленности и в активных действиях Америки; впрочем, в этом вряд ли кто-нибудь сомневался и раньше.

Сознание этой зависимости не могло не сказаться на отношениях между двумя руководителями. Постепенно, очень медленно, мантия вождя сползала с плеч англичанина на плечи американца.

В этом мы убедились позже, вечером, при новой вспышке того самого спора, который накануне заставил всех нас затаить дыхание. Это был своего рода заключительный аккорд воинствующего черчиллевского консерватизма. Черчилль встал и расхаживал по каюте, ораторствуя и жестикулируя. Наконец, он остановился перед отцом, помолчал секунду, а затем, потрясая коротким, толстым указательным пальцем перед самым его носом, воскликнул:

Господин президент, мне кажется, что вы пытаетесь покончить с Британской империей. Это видно из всего хода ваших мыслей об устройстве мира в послевоенное время. Но несмотря на это, - он взмахнул указательным пальцем, - несмотря на это, мы знаем, что вы - единственная наша надежда. И вы, - голос его драматически дрогнул, - вы знаете, что мы это знаем. Вы знаете, что мы знаем, что без Америки нашей империи не устоять.

Со стороны Черчилля это было признанием, что мир может быть завоеван только на основе условий, поставленных Соединенными Штатами Америки. И, сказав это, он тем самым признал, что английской колониальной политике пришел конец, точно так же, как и попыткам Англии занять господствующее положение в мировой торговле

Так кто же прав и от чего развалилась империя которая складывалась веками и достигла пика своего территориального роста накануне распада, предварительно выиграв обе мировые войны, покоряя колонии поверженных противников?

Некоторые историки прямо объясняют распад Британской империи либерализацией международной торговли. Так, Д. Ливен пишет: «Империя имеет экономический смысл в зонах протекционизма и закрытых торговых объединений... После 1945 года мировая экономика, в которой господствовали Соединённые Штаты, сделала свободную торговлю реальностью и в этом смысле приложила руку к делу упразднения империй». Другие авторы, как Р. Камерон, высказываются относительно причин распада империй более осторожно. Они указывают, что причиной утраты европейскими державами контроля над колониями были «их собственная послевоенная слабость, растущая сила движений за национальную независимость и амбивалентная позиция Соединённых Штатов». В этих условиях «империалистические державы всё больше приходили к пониманию того, что лучше добровольно уступить контроль, чем идти на издержки и риски войны». В частности, Великобритания начала подготовку колоний к самоуправлению, а затем вынуждена была уступить движению за независимость. Однако экономический аспект проблемы в издании, посвящённом экономической истории, практически игнорируется.

Между тем распад колониальных империй и в особенности Британской империи имел, помимо политических, и существенные экономические предпосылки. Однако эти предпосылки вовсе не сводились к тому, что свободная торговля шла на смену протекционизму. Если рассматривать проблему в долгосрочном аспекте, то становится очевидным, что режим внешней торговли Великобритании в период распада империи был гораздо более протекционистским, чем на завершающем этапе ее формирования. Импортные пошлины на промышленные товары были отменены Великобританией в 1860 г. и не применялись до 1932 г. Великобритания в период до Первой мировой войны добивалась принятия режима свободной торговли и другими странами. Однако развитые страны оказали сопротивление этой идее. Импортные пошлины в США начали повышаться сразу после победы Севера в гражданской войне, а в странах континентальной Европы - с конца 70-х годов XIX в. Наибольший успех имела либерализация торговли в слаборазвитых странах. Помимо британских колоний, ввозить британские товары беспошлинно или облагать их пошлинами по низким ставкам обязались также страны Латинской Америки, Османская империя, Китай, Таиланд. В результате к началу XX в. «третий мир был океаном либерализма без островов протекционизма».

В то же время британские доминионы (Канада, Австралия, Новая Зеландия) проводили протекционистскую политику. В результате британским товарам в ряде случаев было труднее попасть на их рынки, чем на рынки многих слаборазвитых стран, не входивших в Британскую империю. Так, в Канаде с 1887 г. ставки импортных пошлин на промышленные товары составляли в среднем 25-35% их таможенной стоимости. Британским товарам с 1898 г. предоставлялась 25-процентная скидка с этих пошлин, т.е. фактически они облагались пошлинами по ставкам от 18,75 до 26,25%. Между тем ставки импортных пошлин в слаборазвитых странах в большинстве случаев не превышали 5% . Таким образом, Великобритания обеспечивала доступ своих товаров на рынки слаборазвитых стран, даже если на них не распространялся её суверенитет. Соответственно целью расширения империи было вовсе не формирование «закрытых торговых объединений». Большую роль играли стратегические соображения. Что же касается экономического аспекта проблемы, то британские власти стремились расширить сферу своего правового контроля и избежать попадания новых стран в сферу действия протекционизма других государств. Агитация за имперский таможенный союз стала развиваться лишь в 1880-е годы. Однако в полной мере этот союз так и не был создан.

Уровень тарифного протекционизма западноевропейских стран и США в период от 1875 г. (канун раздела Африки между европейскими державами) до 1950 г. (первый этап распада колониальных империй) показан в табл. 16. Данные таблицы никак не согласуются с гипотезой, что этот распад был следствием либерализации международной торговли, инициированной США. Верно, что в послевоенные годы импортный режим США существенно либерализовался, и их доля в британском экспорте увеличилась. Однако таможенные барьеры в большинстве развитых стран Западной Европы в 1950 г. понизились лишь по сравнению с пиком протекционизма во время «великой депрессии». По сравнению с 1913 г. они либо возросли, либо снизились несущественно (за исключением Дании и Швеции).

Торговые режимы западноевропейских стран в 1950 г., когда начиналась деколонизация, были гораздо менее либеральны, чем в 1875 г., когда активно строилась Британская империя. Между тем после Второй мировой войны доля стран континентальной «шестёрки» во внешней торговле Великобритании была выше, чем доля США, и увеличивалась, несмотря на протекционистские барьеры. Таким образом, либерализация торговли была скорее следствием, чем причиной возросшей заинтересованности развитых стран во взаимном товарообороте. Объяснять же эту заинтересованность следует скорее тем, что по мере повышения уровня экономического развития возрастает значение внутриотраслевого разделения труда. «Чем более развита страна в промышленном отношении, чем больше удельный вес в структуре её производства науко- и техноёмких отраслей, тем выше должна быть доля внутриотраслевой торговли в её внешнем товарообороте». Соответственно в географическом отношении эта торговля концентрируется на других высокоразвитых странах, обладающих достаточным потенциалом для внутриотраслевого товарообмена.

Следует заметить, что, по подсчётам А. Майзелса, ещё в 1913 г. большая часть промышленного экспорта континентальных стран Западной Европы и США направлялась в другие развитые страны (Великобритания, в промышленном экспорте которой доля этих стран составляла менее трети, представляла собой исключение). Таким образом, её роль лидера мировой торговли, генератора глобального спроса, посредника между Европой и другими континентами тормозила закономерный переход к более интенсивному товарообмену к более развитыми странами, который стал нарастать по мере повышения технологического уровня экономики.

Сама Великобритания в послевоенный период входила в число наиболее протекционистских развитых стран. Несмотря на отказ от политической власти над колониями, она ещё продолжала нуждаться в привилегированных отношениях с ними, используя для этого не только торговые преференции, но и валютные рычаги.


Распад Британской империи начался на втором этапе общего кризиса. Уже в период второй мировой войны резко сказывались процессы разложения империи, усиления национально-освободительной борьбы колониальных народов.

«После второй мировой войны резко обострился общий кризис капиталистической системы. В его развитии наступил новый этап. Освободительная борьба народов Востока приняла невиданный ранее размах. Колонизаторы не могли больше безраздельно господствовать в странах Азии и Африки, а поращенные народы больше не желали терпеть насилия захватчиков. Колониальная система империализма перешла в стадию распада.

Этот процесс охватил и британскую колониальную систему империализма. В ней начался мощный подъём национально-освободительного движения, являвшийся основным и решающим фактором обострения кризиса этой империи…»

Обострение кризиса Британской империи в период второй мировой войны

Поражения Англии на Дальнем Востоке и оккупация там японцами большинства английских колоний сильно дискредитировали английский империализм и колониализм вообще в глазах народа и дали в их руку новые политические, моральные и материальные средства борьбы. «Англия оказалась неспособной защитить от японской оккупации свои владения в Юго-Восточной Азии – Бирму, Малайю, Саравак, Северное Борнео» .

Распад Британской империи начался в Южной и Юго-Восточной Азии. Английский империализм под ударами национально-освободительного движения и в обстановке нового соотношения сил вынужден был пойти в 1947 году на предоставление независимости Индии, Пакистану, Цейлону и Бирме. Одновременно начался распад «Британской средневосточной империи» - своеобразный комплекс английских колоний, подмандатных территорий, сфер влияния, нефтяных концессий, баз и коммуникаций в обширном районе между Средиземном морем и Индийским океаном. «Ход исторического развития привёл Британскую империю к распаду. Начало этому распаду было положено в Азии. Английские колонии в этой части света было значительно более развиты в экономическом, политическом и культурном отношении, чем в Африке, а их народы имели большой опыт антиимпериалистической борьбы» .

Коренные политические изменения в положении бывших колоний создали предпосылки для ломки всей империалистической структуры Британской империи. Освободившиеся колонии обрели возможность покончить с экономической монополией английских монополистов. Они стали развивать экономические отношения со всеми странами. Благодаря этому политическая независимость бывших колоний оказалось более мощным средством экономического развала Британской империи, чем это могли предположить английские колонизаторы.

Завоевание Индией независимости

Когда стала очевидной неизбежность предоставления Индии политической независимости, правящие круги Англии главное внимание направили на сохранение в ней своих экономических позиций. Они стремились оставить Индию в своей зависимости, главным образом экономической. Предоставление Индии независимости сопровождалось политическими маневрами, которые должны были обеспечить возможность вмешательства в её внутренние дела путём использования старого принципа «разделяй и властвуй». Этот метод английские империалисты использовали при «предоставлении» политической независимости другим колониям.

Завоевание статута доминиона Индией знаменовало фактически начало распада Британской колониальной империи. После того как Индия получила независимость, уже невозможно было сохранять колониальный режим в других владениях.

Став республикой, Индия создала важный прецедент для других колоний, боровшихся за своё освобождение. «Завоевание Индией независимости оказало большое влияние на развитие национально-освободительного движения в соседних с нею странами: Цейлоне, Бирме, Малайе».

После освобождения Индии, Бирмы и Цейлона в остальных колониях повсеместно начали возникать политические партии, выдвинувшие программу завоевания независимости для своей страны.

В первой половине 1950-х годов английскому империализму были нанесены тяжёлые удары национально-освободительными движениями в тех районах, которые не входили в Британскую империю, но были важными сферами её монопольного господства. Для ускорения распада империи это имело не меньшее значение, чем завоевание политической независимости колониями, входившими в её состав.

Крушение колониальных режимов на Ближнем Востоке и в Африке

Когда речь идёт о распаде Британской империи, нельзя ограничиваться анализом только тех изменений, которые произошли в судьбе входивших в неё стран. При этом нужно учитывать, что важнейшие экономические и стратегические базы британского империализма были расположены за её пределами. Такими базами были Суэцкий канал и долина Нила, а также «Нефтяная Империя» Ближнего Востока. Народное движение за национализацию британской нефтяной монополии в Иране, развернувшееся с большой силой в 1951-53 гг., было подавлено лишь совместными усилиями империалистов Англии и США.

Вскоре после событий в Иране внимание всего мира было приковано к национальному освободительному движению в Египте. «Мощный подъём антиимпериалистического движения охватил после второй мировой войны страны Арабского Востока и прежде всего самую крупную из них – Египет». Это создавало прямую угрозу потери английскими империалистами монопольного контроля над важнейшими стратегическими коммуникациями на Ближнем Востоке.

После национализации Египтом Суэцкого канала в 1956 г, Англия, совместно с Францией и Израилем, начала интервенцию против Египта, которая завершилась провалом. «Суэцкая авантюра, в которой главную роль играли британские империалисты, потерпела полный провал»Против интервенции выступили Индия, Пакистан и Цейлон, а это грозило расколом Содружества.

Провал интервенции в Египте ускорил распад Британской империи. «Это было знаменем времени, которое свидетельствовало о крахе колонизаторской политики английских правящих кругов в Египте…». Вскоре английскому империализму был нанесён удар в Западной Африке. «Англо-франко-израильская агрессия против Египта в 1956 г была воспринята афро-азиатскими странами как вызов самому существованию Содружества». В Аккре собралась первая конференция народов Африки, которая выдвинула требование независимости для всех африканских колоний.

Важной вехой в распаде Британской империи явилась революция в Ираке в июле 1958 г. Иракская революция в то время нанесла огромный урон английскому империализму и его военно-стратегическим позициям. Распад Британской империи в Южной и Юго-Восточной Азии и на Среднем Востоке был результатом неодолимого натиска национально-освободительного движения народов. У английских правящих кругов не оставалось выбора. И в ряде случаев они проявили маневренность. Лейбористы понимали, что силой им не противостоять могучему потоку освободительной борьбы, что такая попытка только усилила бы последовательного прогрессивные элементы колониального общества, что, следовательно, надо искать какого-то компромисса.

Английский империализм проявлял известную гибкость, предохраняя себя от излишних «ран». Маневрирование английской политики заключается в том, чтобы спасти то, что ещё можно спасти, и сохранить освободившееся страны не только в системе мирового капиталистического хозяйства, но и в системе международной политике современного капитализма.

Суэцкий кризис, потрясший до основания всё здание Британского Содружества, обнажил не только пропасть, но и глубокие трещины во взаимоотношениях между Англией и старыми доминионами. Эти разногласия сказались в той или иной мере во всех основных вопросах внешней политики Англии и Содружества, в частности в вопросе об агрессивных военных пактах, в которых участвует Англия. «Суэцкий кризис показал окончательно несбыточность надежд британских колониалистов и вынудил правительство приступить к кординальному пересмотру своих внешнеполитических концепций относительно стран «третьего мира»».

Бурный процесс освобождения колоний развернулся в 1960 году, который вошёл в историю как «год Африки», т.к. в течение этого года 17 колониальных стран этого континента добились независимости. «Борьба за независимость охватывает широкие круги народов Африки, той Африки, которую буржуазные публицисты ещё недавно именовали «последней надеждой» капиталистического мира».

К концу 1963 года Британская империя как политическая система господства над народами фактически перестала существовать. Почти все бывшие колонии, за исключением нескольких протекторатов в Африке и небольших островных владений, добились политической независимости. Но политическая независимость не освободила ещё бывшие колонии полностью от гнёта английских монополий.

Английские империалисты, потерпев поражение в борьбе за сохранение колониализма старого типа, стремятся удержать под своим господством былые владения на основе неоколониализма.

Чем больше ослабевали узы, связывающие Содружество, тем упорнее правящие классы Англии и некоторые имперские круги старых доминионов искали путей и средств осуществления кокой-то общей внешней и военной политики.

Здесь возникает вопрос, а для чего английские правящие круги стремятся найти общий язык со странами Содружества?

Война причинила Англии громадный ущерб. Промышленный потенциал не пострадал, но прямые материальные потери – потопленные морские суда, разрушенные здания и т.д., а также различные косвенные убытки составили огромную сумму.

Особенно сложной проблемой послевоенной Англии оказалась внешняя торговля. Борьба за рынки стала ещё более острой, чем раньше. После войны многие страны порвали с капитализмом и поэтому сфера его деятельности в целом сократилась. На суженой арене конкуренция капиталистических монополий обострилась.

Положение ставило под вопрос стабильность английской валюты и грозило подорвать кредит Англии, а с ним и её ведущую роль в международной торговле и финансах.

Английская буржуазия не собиралась уходить с мировой арены. Она намеревалась сохранить как можно больше позиций в мировой экономике и политике. В борьбе за влияние в мире она рассматривала свои колониальные владения как основной залог успеха; в них она видела подлинный якорь спасения. «Преобладала точка зрения, что Содружество всё ещё представляет ценность, особенно если иметь в виду отношения с «третьим миром».

Империя представляла собой огромный рынок сбыта для английских товаров, которые пользовались в колониях и доминионах значительными льготам. «… Эти страны всё ещё остаются важным рынком для английского импорта, а Британские острова – важным рынком для их экспорта».

Империя служила также неисчерпаемым резервом и источником сырья и продовольствия для Англии.

Якорь спасения

Положение крупнейшего покупателя колониальных продуктов, сырья и продовольствия давало Англии преимущества, которые она преминула использовать в своих деловых отношения со странами империи, добиваясь льгот. В то же время это позволяло ей навязывать в обмен свои товары.

Британская империя служила для английской буржуазии источником очень высоких прибылей, превосходящие капиталы в самой Англии. «Во всех странах Содружества английский частный капитал занимал важные а в ряде случаев господствующее положение.»

Опираясь на свои колониальные владения, Англия после войны оставалась могущественной державой. Английские войска и английский морской флот продолжали контролировать стратегические пункты по всему земному шару.

Таким образом, империя представлялась английской буржуазии базой, на которой можно было удержаться в быстро меняющемся послевоенном мире.

Идя на предоставление независимости и выдавая этот вынужденный шаг за добровольную уступку, англичане пытались обставить его максимальным числом оговорок и условий, подчас ущемляющих суверенитет новых государств. В качестве условия получения независимости для всех африканских государств было выдвинуто членство в Британском содружестве и сохранение прежних имперских связей. «Первоначально бывшие британские колонии, получая независимость, довольно охотно вступали в Содружество – это объяснялось как энергичными усилиями дипломатии Лондона, так и нежеланием соответствующих стран резко подрывать наложенные связи с метрополией, а также между собой.»Уступая своим бывшим колониям английская буржуазия не собиралась уходить из них. Напротив, её тактика была рассчитана на то, чтобы как можно прочнее закрепиться, прежде всего в их экономике. … Пересмотр привычных концепций и выработка нового курса вовсе не означали полного ухода Англии из бывших колониальных владений. Речь шла о другом – выработке гибкой политики призванной решить стратегическую цель, а именно «уходя, оставаться», сохранить свои позиции.» Завоевание политического суверенитета ещё не означало действительного освобождения этих стран. Экономическая отсталость и слабость делали их независимость прозрачной. Английский капитал продолжал тысячами нитей связывать колониальную экономику и эксплуатировать народы бывших колоний, формально ставших свободными.

Новое положение бывших колоний было в некоторых отношениях даже более выгодным для английской буржуазии. Продолжая господствовать хотя и косвенно в бывших колониях, она в то же время избавлялась от забот и хлопот по их управлению. Кроме того, англичане избегали таким путём конфликтов и столкновений, а это открывало путь к усилению их влияния и расширения торговли.

Английский империализм в условиях распада Британской империи

Потеря политического господства над бывшими колониями не ослабляли английский империализм. Потеря империи, главным образом в Африке, означала не крушение колониализма, крушение старого колониализма. «… В последний период развития империалистической политики был разработан и уточнён новый метод. Этот метод, по которому прибегают всё чаще и чаще, можно назвать «новым колониализмом». Суть этого метода заключается в том, что колониальной стране юридически предоставляют независимость, а фактически стремятся сохранить и продолжить своё господство в ней по средствам специальных договоров, экономического закабаления и экономических «советников», оккупации военных баз и включения её в военные блоки, находящиеся под контролем империалистов.»

В результате распада Британской империи имперская оборона отнюдь не ликвидировалась. Она лишилась колониальных армий и обширных территорий на континентах, используемых в качестве стратегических плацдармов. Но изгоняемые из многих стран вооружённые силы британского империализма, предназначенные для борьбы с национально-освободительными движением, отнюдь не сокращались. На их укрепление и наращивание затрачивались колоссальные средства. Имперская оборона из рассредоточенной и разбросанной по обширным владениям по необходимости должна была под ударами национально-освободительного движения становиться более концентрированной и маневренной. Но каждая очередная её перестройка имела своей целью сохранить возможность подавлять революционную борьбу народных масс по всему периметру Британской империи. Для этого всё больше укреплялся стратегический резерв на Британских островах и усиливалось военное сотрудничество с Южной Африкой, Австралией и Новой Зеландией.

Распад колониальной империи и неправомерность экономического и политического развития подоврали позиции Англии в системе империализма. Плодами этого воспользовались её конкуренты, главным образом США и ФРГ. «Растущие распространение американского влияния на традиционные сферы английских интересов через вывоз капитала и товаров подрывает экономическую основу господства британских монополий, т.е. ломает тот стержень, на котором держится Британское содружество.» Однако Англия до недавнего времени оставалась второй после США страной по удельному весу в мировой промышленности продукции капиталистических стран. Англия всё ещё экономический центр Содружества.

С ним её связывает система таможенных преференций. Она возглавляет наиболее крупные валютно-финансовые объединения в капиталистическом мире – стерлинговую зону, имеет наиболее разветвлённую банковскую систему и самую широкую сеть колониальных монополий. Лондон остается финансовым центром для значительной части капиталистического мира.

В чём же источник сохранения Англией её мировых позиций, несмотря на распад Британской империи? Всё дело в том, что ломка экономических отношений, составляющих основу разделения труда внутри Содружества, а также между Англией и рядом освободившихся стран, остающихся в орбите британского империализма, происходит гораздо медленнее, чем изменение политического положения этих стран.

Империалистическое разделение труда, подкреплённое серией двусторонних и многосторонних соглашений, продолжает видимыми и невидимыми нитями привязывать экономику обширной части капиталистического мира к экономике Англии.

Ресурсы Британских островов – лишь часть общего экономического потенциала Англии и значительной частью экономических ресурсов этих стран английские монополии продолжают распоряжаться.

В обстановке распада Британской империи происходит перестройка всей структуры английского империализма: его индустриальной базы, финансово-банковской системы, стратегии и политики.

«Проявляя свою обычную гибкость, английская буржуазия в обстановке решительной, последовательной и настойчивой борьбы народов Азии и Африки за свою свободу и независимость пытается выйти из под удара, заменяя старые обветшалые формы колониализма новыми – «неоколониализмом», более отвечающим требованиям момента.»

В то же время сферы влияния Англии становятся объектом экономической и военно-стратегической экспансии других империалистических государств.

Миф об «исторической неизбежности» вступления Англии в «Общий рынок»

За последние годы в экономике и политике капитализма всё более важную роль играют процессы империалистической «интеграции», нашедшей наиболее полное воплощение в деятельности Европейского Экономического Сообщества. Создание ЕЭС свидетельствовало об изменении соотношения сил континентальной Западной Европы. Намерения правящих кругов Англии включить свою страну в «Общий рынок» было одним из наиболее ярких проявлений падения роли Англии в мировой капиталистической системе, распада Британской империи. «Стремление английского правительства присоединиться к Общему рынку может привести к разрыву старых экономических и торговых связей со странами Содружества.» 28 Включение этой страны в ЕЭС способствовало бы дальнейшему развитию центробежных сил в Содружестве. Процессы «интеграции» в Западной Европе не ограничиваются рамками «Общего рынка». Интернационализация хозяйственных связей при капитализме выступает в различной форме. Вопрос об участии в ЕЭС и ЕАСТ стал одним из центральных во всей экономической политике и внутриполитической борьбе в Англии.

Традиционные экономические связи Англии со странами Содружества, сохранение таких экономических рычагов, как имперская преференциальная система и стерлинговая зона, при помощи которых Англия в течение многих лет осуществляет своё господство в имперских странах, длительное время определяли колебания Англии в отношении её участия в «Общем рынке». «Преимущественно европейское направление английских экономических связей, в случае присоединения Англии к Общему рынку, подорвёт в корне то многовековое разделение труда, на котором покоится Содружество наций.»

Распад Британской колониальной империи явился одной из важнейших причин европейской переориентации Англии. В то же время создание «Общего рынка» способствует ослаблению позиций английского империализма в Содружества. Участие Англии в ЕЭС приведет не к усилению, а к дальнейшему подрыву имперских связей. Конечно, нельзя считать, что, вступая в «Общий рынок», Англия автоматически теряет Содружество, однако, несомненно, что предпочтение Европе усилит проникновение монополий других империалистических стран в Содружество в ущерб Англии.

Однако, несмотря на падение роли стран Содружества в английском внешнеторговом обороте, торговля с этими странами имеет огромное значение для Англии. Содружество представляет собой своего рода «общий рынок имперских стран»; значительная часть торговли между ними осуществляется на условиях, отличных от их торговли с «третьим миром». Получение дешёвого сырья и продовольствия из стран Содружества способствует повышению конкурентоспособности английских монополий на внешних рынках. Существенная часть английского экспорта, в частности в ЕЭС помимо реэкспорта – это переработанная, облагороженная в Англии продукция периферийных стран Содружества. Участие Англии в «Общем рынке» не только не усилит её позиции в Содружестве, но, наоборот, ослабит их в Европе.

Таким образом, неучастие в «Общем рынке», а ликвидации различного рода замкнутых экономических группировок и развитее взаимовыгодной торговли со всеми странами мира, независимо от их политического или социального строя, откроют перед Англией действительные перспективы роста её внешней торговли, что может служить важным фактором улучшения экономического положения страны, а также её позиций на внешних рынках.

Для того чтобы лучше понять, что такое содружество, необходимо ненадолго вернуться к истории. Название «содружество» было придумано для того, чтобы обозначить новое положение, которое заняли в империи так называемые переселённые колонии, т.е. английские владения, заселённые в большинстве выходцами из Европы. Завоевав автономию, они отказались именоваться колониями и приняли более благозвучное название – доминион.

К концу 30-х годов доминионы представляли собой уже вполне независимые суверенные государства, объединённые лишь общим подданством – английский король, символ единства стран содружества, одновременно является королём и в доминионах. «На языке конституции таким единственным объединяющим фактором, имеющий силу для всех различных частей империи, является «корона». … Однако «корона» - это конституционный символ, а не исполнительный орган власти.» В сущности это была всего лишь юридическая фикция – ни король, ни английский парламент не имели никаких прав контроля или вмешательства в дела доминионов. «… «Корона» не является исполнительной властью в каком-либо доминионе старом или новом, в отношении доминионов «корона» представляет собой «главу содружества» не более». Сохранение этих связей обещало национальной буржуазии этих стран определённые выгоды: продукты сырья и продовольствие доминионов находили обширный рынок в Англии, а оттавские соглашения закрепляли за ними этот рынок, в Англии доминионы получали займы на льготных условиях, под более низкий процент, чем в других странах. Кроме того, поддержка могучего английского флота служила для молодых наций мощным щитом и гарантией против всякого посягательства на их суверенитет.

После второй мировой войны английское политическое господство в ряде стран Азии и Африки пришло к концу, перед новыми государствами, возникшими на месте колоний, встал вопрос о форме государственного существования и об отношении к Содружеству и Англии. Имущие классы, выступающие выразителями национальных интересов этих стран исходили из своего понимания тех преимуществ и выгод, которое обещало им сохранение связей с Англией и Содружеством. Кроме того новые государства, рассматривая перспективу участия в Содружества, имели перед собой уже готовую модель межгосударственных отношений, которая была выработана старыми доминионами и Англией.

В результате подавляющее большинство новых государств приняли решение остаться в составе содружества.

В тоже время было установлено, что каждый член содружества отныне сам устанавливает титул, который носит английская королева, в качестве верховного владыки данного государства.

Между Англией и доминионами преобразовалась система официальных отношений. В июле 1947 года Министерство по делам доминионов должно было преобразоваться в Министерство по делам Содружества. В марте 1964 года специальный комитет, созданный для изучения структуры английских представительств за границей, вынес рекомендацию слить воедино заграничный персонал министерства по делам содружества и министерства иностранных дел – доминионы фактически приравнивались к иностранным державам.

Несомненно, в результате внутреннего развития Содружество сильно изменилось. Все его участники совершенно равноправны и независимы, никто из них не может навязать другим свою волю. Периодически созываемые совещания премьер-министров не принимают обязательных решений, а лишь согласовывают взгляды. Участники Содружества не имеют общей политики и в ряде случаев могут конфликтовать между собой.



Несмотря на упорное противодействие метрополии, в странах Британской империи (особенно в переселенческих колониях и Индии) развивалась промышленность, складывались национальная буржуазия и пролетариат, который становился всё более серьёзной силой в политической жизни. Большое влияние на развитие национально-освободительного движения в Британской империи оказала русская Революция 1905-07. Индийский национальный конгресс в 1906 выдвинул требование самоуправления для Индии. Однако английские власти жестоко подавили антиколониальные выступления.

В первые десятилетия 20 века были образованы доминионы Австралийский Союз (1901), Новая Зеландия (1907), Южно-Африканский Союз (1910), Ньюфаундленд (1917). Правительства доминионов стали привлекаться к обсуждению вопросов внешней политики и обороны Британской империи на имперских конференциях. Капиталисты доминионов вместе с английскими капиталистами участвовали в эксплуатации колониальной части Британской империи.

В конце 19 - начале 20 вв. особое значение приобрели англо-германские империалистические противоречия (в т. ч. их колониальное и морское соперничество), сыгравшие главную роль в возникновении 1-й мировой войны 1914-18 гг. Вступление Великобритании в войну автоматически повлекло участие в ней и доминионов. Господство Великобритании фактически распространялось также на Египет (пл. 995 тыс. км 2 , население свыше 11 млн. чел.), Непал (площадь 140 тыс. км 2 , население около 5 млн. чел.), Афганистан (площадь 650 тыс. км 2 , население около 6 млн. чел.) и на отторгнутые от Китая Сянган (Гонконг) с населением 457 тыс. чел. и Вэйхайвэй с населением 147 тыс. чел.


Я мировая война нарушила сложившиеся хозяйственные связи в Британской империи. Это способствовало ускоренному экономическому развитию доминионов. Великобритания вынуждена была признать их права на ведение самостоятельной внешней политики. Первым выступлением доминионов и Индии на мировой арене было их участие в подписании Версальского мирного договора (1919). В качестве самостоятельных членов доминионы вступили в Лигу Наций.

В результате 1-й мировой войны произошло расширение Британской империи. Империалисты Великобритании и доминионов захватили у своих соперников ряд владений. В Британскую империю вошли подмандатные территории Великобритании (Ирак, Палестина, Трансиордания, Танганьика, часть Того и Камеруна), Южно-Африканского Союза (Юго-Западная Африка), Австралийского Союза (часть Новой Гвинеи и прилегающие острова Океании), Новой Зеландии (острова Западного Самоа). Английский империализм расширил свои позиции в районе Ближнего и Среднего Востока. Многие государства этого района, формально не входившие в состав Британской империи (например, государства Аравийского полуострова), на деле являлись полуколониями Великобритании.

Под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции в колониальных и зависимых странах началось мощное национально-освободительное движение. Развернулся кризис Британской империи, ставший проявлением общего кризиса капитализма. В 1918-22, 1928-33 происходили массовые антиколониальные выступления в Индии. Борьба афганского народа вынудила Великобританию в 1919 г. признать независимость Афганистана. В 1921 после упорной вооруженной борьбы добилась статута доминиона Ирландия (без северной части - Ольстера, оставшегося в составе Великобритании); в 1949 Ирландия была провозглашена независимой республикой. В 1922 Великобритания формально признала независимость Египта. В 1930 был прекращен английский мандат над Ираком. Однако Египту и Ираку были навязаны кабальные «союзные договоры», на деле сохранявшие английское господство.

Происходило дальнейшее усиление политической самостоятельности доминионов. Имперская конференция 1926 г. и так называемый Вестминстерский статут 1931 г. официально признали их полную самостоятельность во внешней и внутренней политике. Но в экономическом отношении доминионы (кроме Канады, становившейся всё более зависимой от США) в значительной мере оставались агро-сырьевыми придатками метрополии. Страны Британской империи (кроме Канады) вошли в созданный Великобританией в 1931 г. стерлинговый блок. В 1932 г. были заключены Оттавские соглашения, установившие систему имперских преференций (предпочтительных пошлин при торговле между странами и территориями Британской империи). Это свидетельствовало о наличии ещё прочных связей между метрополией и доминионами. Несмотря на признание самостоятельности доминионов, метрополия в основном ещё сохраняла контроль над их внешнеполитическими сношениями. Доминионы практически не имели непосредственных дипломатических связей с иностранными государствами. В конце 1933 Ньюфаундленд, экономика которого в результате хозяйничанья английских и американских монополий оказалась на грани краха, был лишён статуса доминиона и перешёл под управление английского губернатора. Мировой экономический кризис 1929-33 гг. значительно обострил противоречия внутри Британской империи. В страны Британской империи проникал американский, японский и германский капитал. Однако английский капитал сохранял в империи господствующее положение. В 1938 г. около 55% общей суммы английских вложений за границей приходилось на страны Британской империи (1945 млн. ф. ст. из 3545 млн. ф. ст.). Великобритания занимала главное место в их внешней торговле.

Все страны Британская империя были охвачены единой системой «имперской обороны», составными частями которой стали военные базы в стратегически важных пунктах (Гибралтар, Мальта, Суэц, Аден, Сингапур и др.). Английский империализм использовал базы для борьбы за расширение своего влияния в странах Азии и Африки, против национально-освободительного движения угнетённых народов.

В самом начале 2-й мировой войны 1939-45 гг. в Британской империи усилились центробежные тенденции. Если Канада, Австралия, Новая Зеландия и ЮАС вступили в войну на стороне метрополии, то Ирландия (Эйре) объявила о своём нейтралитете. В годы войны, выявившей слабость английского империализма, резко обострился кризис Британской империи. В результате ряда тяжёлых поражений, понесённых в войне с Японией, позиции Великобритании были подорваны в Юго-Восточной Азии. В странах Британской империи развернулось широкое антиколониальное движение.

Итоги 2-й мировой войны, завершившейся полным разгромом блока фашистских государств, образование мировой социалистической системы и общее ослабление позиций империализма создали исключительно благоприятные условия для борьбы колониальных народов за своё освобождение и для защиты обретённой независимости. Развернулся процесс распада колониальной системы империализма, составной частью которого явилось крушение английской колониальной империи. В 1946 была провозглашена независимость Трансиордании. Под давлением мощной антиимпериалистической борьбы Великобритания была вынуждена предоставить независимость Индии (1947); при этом страна была разделена по религиозному признаку на Индию (доминион с 1947, республика с 1950) и Пакистан (доминион с 1947, республика с 1956). На независимый путь развития встали также Бирма и Цейлон (1948). В 1947 Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о ликвидации (с 15 мая 1948) британского мандата на Палестину и о создании на её территории двух самостоятельных государств (арабского и еврейского). Пытаясь остановить борьбу народов за независимость, английские империалисты вели колониальные войны в Малайе, Кении, на Кипре, в Адене, применяли вооружённое насилие в др. колониях.

Однако все попытки сохранить колониальную империю потерпели крах. Подавляющее большинство народов колониальной части Британской империи добилось политической независимости. Если в 1945 население английских колоний составляло около 432 млн. чел., то к 1970 - около 10 млн. От английского колониального господства освободились: в 1956 - Судан; в 1957 - Гана (бывшая британская колония Золотой Берег и бывшая британская подопечная территория Того), Малайя (в 1963 вместе с бывшими британскими колониями Сингапур, Саравак и Северное Борнео (Сабах) образовала федерацию Малайзию; Сингапур в 1965 вышел из Федерации); в 1960 - Сомали (бывшая британская колония Сомалиленд и бывшая подопечная территория ООН Сомали, находившаяся под управлением Италии), Кипр, Нигерия (в 1961 в состав федерации Нигерии вошла северная часть подопечной территории ООН Камеруна Брит.; южная часть Камеруна Британского, объединившись с Республикой Камерун, образовала в 1961 федеративную Республику Камерун), в 1961 - Сьерра-Леоне, Кувейт, Танганьика: в 1962 - Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда; в 1963 - Занзибар (в 1964 в результате объединения Танганьики и Занзибара была создана Объединённая Республика Танзания), Кения; в 1964 - Малави (бывшая Ньясаленд), Мальта, Замбия (бывшая Северная Родезия); в 1965 - Гамбия, Мальдивы: в 1966 - Гайана (бывшая Британская Гвиана), Ботсвана (бывшая Бечуаналенд), Лесото (бывшая Басутоленд), Барбадос; в 1967 - бывшая Аден (до 1970 - Народная Республика Южного Йемена; с 1970 - Народная Демократическая Республика Йемен); в 1968 - Маврикий, Свазиленд; в 1970 - Тонга, Фиджи. Были свергнуты проанглийские монархические режимы в Египте (1952) и Ираке (1958). Независимости добились бывшая подопечная территории Новой Зеландии Западная Самоа (1962) и бывшая подопечная территория Австралии, Великобритании и Новой Зеландии Науру (1968). «Старые доминионы» - Канада (в 1949 в её состав вошёл Ньюфаундленд), Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка - окончательно превратились в политически независимые от Великобритании государства.

Франция в XVIII веке была монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и регулярную армию. Существовавший в стране социально-экономический и политический режим сложился в результате сложных компромиссов, выработанных в ходе длительного политического противостояния и гражданских войн XIV-XVI вв. Один из таких компромиссов существовал между королевской властью и привилегированными сословиями - за отказ от политических прав государственная власть всеми бывшими в её распоряжении средствами охраняла социальные привилегии этих двух сословий. Другой компромисс существовал по отношению к крестьянству - в течение длительной серии крестьянских войн XIV-XVI вв. крестьяне добились отмены подавляющего большинства денежных налогов и перехода к натуральным отношениям в сельском хозяйстве. Третий компромисс существовал в отношении буржуазии (которая в то время являлась средним классом, в интересах которой правительство тоже делало немало, сохраняя ряд привилегий буржуазии по отношению к основной массе населения (крестьянству) и поддерживая существование десятков тысяч мелких предприятий, владельцы которых и составляли слой французских буржуа). Однако сложившийся в результате этих сложных компромиссов режим не обеспечивал нормального развития Франции, которая в XVIII в. начала отставать от своих соседей, прежде всего от Англии. Кроме того, чрезмерная эксплуатация все больше вооружала против себя народные массы, самые законные интересы которых совершенно игнорировались государством.

Постепенно в течение XVIII в. в верхах французского общества зрело понимание того, что Старый порядок с его неразвитостью рыночных отношений, хаосом в системе управления, коррумпированной системой продажи государственных должностей, отсутствием четкого законодательства, «византийской» системой налогообложения и архаичной системой сословных привилегий нужно реформировать. Кроме того, королевская власть теряла доверие в глазах духовенства, дворянства и буржуазии, среди которых утверждалась мысль, что власть короля является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны физиократы и энциклопедисты, в умах образованной части французского общества произошёл переворот. Наконец, при Людовике XV и в ещё большей мере при Людовике XVI были начаты реформы в политической и экономической областях, которые неизбежно должны были привести к краху Старого порядка.

Случайные статьи

Вверх