«Последняя гражданка новгородская». Судьба Марфы Борецкой и ее сыновей. Значение борецкая марфа в краткой биографической энциклопедии

Марфа Борецкая (известна как Марфа-посадница , в различных источниках указывается отчество Семёновна или Ивановна) - жена новгородского посадника Исаака Борецкого, один из лидеров новгородской оппозиции к Ивану III. Выступала за независимость Новгорода от Москвы и сближение с Литвой. Потеряла земли и богатство в результате поражения Новгорода в московско-новгородской войне 1477-1478 годов, была увезена из Новгорода, впоследствии приняла постриг и умерла в монастыре или была казнена.

Биография

О начальном периоде жизни Марфы известно очень мало. Известно, что она происходила из боярского рода Лошинских и что она дважды выходила замуж. Первым мужем был боярин Филипп, в браке родилось двое сыновей, Антон и Феликс, которые утонули на Карельском берегу Белого моря. Вторым её мужем был новгородский посадник Исаак Борецкий. Марфа Борецкая никогда не была и не могла быть формально «посадницей». Такое прозвище было просто злой насмешкой москвичей над государственным строем самобытной республики - Великого Новгорода. Будучи вдовой богатого землевладельца и сама владевшая обширными землями по берегам Двины и Студеного моря, она впервые появляется на политической сцене Новгорода в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новгородского. Поддерживаемый ею Пимен не получает сан, а избранного Феофила посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия.

Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы, установленной Яжелбицким миром (1456). Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, её поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода.

Узнав о переговорах о присоединении Новгорода к Великому княжеству Литовскому, великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнен как политический преступник. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III.

В 1478 году в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезён в Москву, выносились приговоры влиятельным горожанам. Земли Марфы были конфискованы, её с внуком Василием Федоровичем Исаковым сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород, где постригли в монашество под именем Марии в Зачатьевском (с 1814 года - Крестовоздвиженский) монастыре, в котором она и умерла в 1503 году. По другой версии Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву в селе Млеве Бежецкой пятины Новгородской земли.

В русских летописях Марфа Борецкая сравнивается с Иезавелью, Далилой, Иродиадой и императрицей Евдоксией. В качестве обвинений в её адрес называют желание вступить в брак с «литовским паном», чтобы владеть Новгородом после его присоединения к Литовскому княжеству.

Марфа Борецкая и Зосима Соловецкий

Житие Зосимы Соловецкого рассказывает, что Зосима Соловецкий, основатель Соловецкого монастыря предсказал падение Марфы Борецкой. Это пророчество связано с посещением Зосимой Новгорода во время конфликта монастыря и Новгородской республики в отношении прав монастыря на рыбную ловлю. Марфа один раз выгнала преподобного из Новгорода и он предрёк: «Настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору; двери дома затворятся и уже не отворятся; этот двор опустеет». Через некоторое время по приглашению архиепископа Феофила Зосима вновь посетил Новгород и Марфа, раскаявшись, принимала его в своём доме. Она дала Соловецкому монастырю грамоту о правах на тони (места для рыбной ловли). Впоследствии появилось мнение, что данный документ не мог быть выдан Марфой, а является поздней подделкой соловецких монахов.

В искусстве

  • Марфа-Посадница, или покорение Новгорода - историческая повесть Николая Карамзина
  • Марфа-Посадница - фильм 1910 года.
  • Телесериал «София», режиссёр Алексей Андрианов - Лидия Байрашевская.
  • Марфа Посадница - стихотворение Сергея Есенина.
  • Марфа-Посадница - роман Дмитрия Балашова (1972)
  • Плач Марфы-посадницы - песня Александра Городницкого (1959)
  • Вдовий плат - повесть Бориса Акунина (2016)
  • Марфа, посадница Новгородская - историческая трагедия в стихах Михаила Погодина (1830)
10 августа 2011, 06:34

Что мы все об иностранках, на Руси тоже были сильные женщины. Одна из них - Марфа Борецкая, известная под прозвищем Посадница. Образ этой удивительной женщины уже несколько веков пытаются осмыслить историки, писатели, поэты, живописцы. Но достоверных сведений о ней сохранилось немного. Это естественно, так как на страницы летописей и официальных документов она попала только тогда, когда оказалась во главе одной из новгородских партий, выступивших за открытую борьбу с Москвой. А так как схватку за власть она в конце концов проиграла, то письменное отражение её деятельности осуществлялось не без предвзятости. Сохранилась даже такая оригинальная, но маловероятная версия её действий по подчинению Новгорода Литве: «Хотячи поити замуж за литовского же пана, за королева, да мыслячи привести его к себе в Великий Новград, да с ним хотячи владети всею Новгородскою землею...». Но вернемся к реальной истории Марфы-посадницы. Её отцом был Семен Лошинский, представитель знатного новгородского боярского рода. Марфа дважды побывала замужем. Сначала её выдали за боярина Филиппа. В этом браке родились сыновья Антон и Феликс, впоследствии погибшие в Заонежье, видимо, во время сбора дани с подвластных земель. После смерти Филиппа Марфа вышла замуж за новгородского посадника Исаака Борецкого. В этот раз мужа себе она выбирала сама, не в последнюю очередь руководствуясь материальными соображениями. В новом браке родилось трое детей: Дмитрий, Фёдор и Ксения. Считается, что после этой женитьбы в руках семьи Борецких оказалось около трети новгородских земель. Колоссальное богатство позволяло Марфе и её мужу оказывать реальное влияние на новгородскую жизнь. К этому времени в политической жизни Великого Новгорода сложилось две крупных боярских группировки: одна выступала за тесный союз с Москвой, а другая, её практически возглавляли Борецкие, за «отложение» к Литве для сохранения республиканских привилегий и большей самостоятельности. Борьба между группировками шла жесткая и кровавая, в ход шли все средства, включая убийства противников. Политическому влиянию рода Борецких способствовало и то, что вслед за отцом, умершим вероятно в 60-е годы, новгородским посадником стал Дмитрий. Стоит оговориться, что в этот период в Великом Новгороде выбиралось и назначалось из Москвы 18 пожизненных посадников, из числа которых на полгода избирался степенный посадник, формально являвшийся главой выборной власти. Любопытно, что Исаак Борецкий был посадником от великого князя Московского, но «смотрел» в сторону Литвы. Несмотря на высокое положение сына, родом Борецких и партией сторонников Литвы уверенно руководила сама Марфа. Но первую крупную политическую схватку она проиграла. Произошло это в 1470 году, когда проводились выборы нового новгородского архиепископа, традиционно имевшего значительный политический вес в республике. В ходе борьбы ставленник Борецких ключарь Пимен, которого планировали посвящать в сан в Киеве, потерпел поражение, а избранного Феофила возвели в сан в Москве. В 1471 году великий князь Иван III, обоснованно рассчитывавший на поддержку новоизбранного архиепископа, объявил войну Новгородской республике. Возможно, он и дольше бы пытался решить дело миром, но под руководством Марфы начались прямые переговоры с Казимиром IV и был даже составлен проект договора о вхождении Новгородской республики в Великое княжество Литовское с сохранением определенной автономии и основных политических прав. Литва обещала Новгороду военную помощь, естественно, что дожидаться её подхода Иван III не стал.
Первый крупный земельный подарок (вклад) Соловецкому монастырю сделала Марфа Борецкая, передав грамоту на владение островами самому святому Зосиме Соловецкому. Это стало началом земельных владений монастыря. Разорив боярыню, великий московский князь Иван III отбирать земли у монастыря не стал. Произошло несколько сражений, крупнейшим из которых стала Шелонская битва. Сорокатысячное новгородское ополчение, возглавляемое степенным посадником Дмитрием Борецким, потерпело сокрушительное поражение. Дмитрий попал в плен и был казнен. Великий Новгород выплатил крупную контрибуцию, уступил часть своих земель Москве и присягнул Ивану III, но сохранил право самоуправления во внутренних делах. Партия сторонников Литвы была разгромлена, но это не остановило Марфу, сохранившую и богатства, и политическое влияние. Марфе снова удалось сплотить вокруг себя недовольных московскими порядками, и в Новгороде практически сложилось двоевластие. В 1475 году Иван III вынужден был приехать в Новгород наводить порядок, но это только усугубило ситуацию. Стремясь окончательно поставить Новгород под свое влияние, Иван III потребовал от мятежной республики официального признания за ним титула государя, полного перехода судебной власти в его руки и создания в городе резиденции великого князя Московского. Сторонники Борецкой смогли на вече добиться отклонения требований Москвы, и республика начала готовиться к очередной войне. В Литву опять отправились послы с просьбой о помощи. Осенью 1477 года армия Ивана III осадила Новгород. Требования великого князя к мятежникам стали еще жестче: «Вечу колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, посаднику не быти, а государство нам свое держати». Реализация этого требования вела к окончательной утрате Новгородом самостоятельности. Естественно, что сторонники Марфы Борецкой яростно выступали против него и призывали к продолжению борьбы. Несмотря на все усилия Марфы, подкрепляемые прямым подкупом новгородцев, которым раздавались продукты и деньги, продолжать защиту города становилось все труднее. На улицах Новгорода между сторонниками и противниками Москвы начались вооруженные столкновения. Вскоре на сторону великого князя открыто перешли архиепископ Феофил и руководивший обороной города князь Василий Гребёнка-Шуйский. 15 января 1478 года Великий Новгород открыл ворота перед великокняжеской армией. Было окончательно упразднено знаменитое новгородское вече и даже вывезен в Москву вечевой колокол. Огромные владения Борецких перешли в великокняжескую казну. Марфа и её сторонники были схвачены и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба Марфы-посадницы точно не известна. По одним сведениям, она была перевезена в Нижний Новгород, пострижена в монахини и скончалась в 1503 году. По другой версии, она умерла или была убита по пути в Москву, произошло это на территории Тверского княжества в селе Млеве. Еще в начале ХХ века в Млев приходили паломники поклониться могиле Марфы, на которой происходили исцеления. Еще долгое время в Новгороде Марфу считали защитницей новгородских вольностей, пострадавшей за активное сопротивление Москве. Естественно, что власть постаралась скрыть время её смерти и место погребения. Политические пристрастия Марфы-посадницы вряд ли вызовут одобрение у наших современников, но та несгибаемая воля и упорство, с которыми она проводила их в жизнь, заслуживают уважения. Деятельность Марфы Борецкой, связанная с падением Новгорода и повлекшая за собой ее собственную гибель, представлялась для многих писателей, начиная с Н.М. Карамзина, написавшего повесть "Марфа-посадница, или Падение Новгорода" (в 1808 г.), прекрасным сюжетом для повести и драмы

Значение БОРЕЦКАЯ МАРФА в Краткой биографической энциклопедии

БОРЕЦКАЯ МАРФА

Борецкая, Марфа, жена посадника Исаака Андреевича, ставшая после смерти мужа во главе литовской парии в Новгороде и потому известная более под именем Марфы-Посадницы. Личность ее, по памятникам, рисуется довольно бледно; видно, что она была женщина умная, энергичная и любившая свободу. Историю падения Новгорода летописец начинает с 1471 г., со времени первого похода Иоанна III на Новгород. В объяснение этого падения он приводит, между прочим, рассказ о сношениях Марфы с Казимиром, королем польским и великим князем литовским, что он называет изменой не только московскому князю, но и православию. В Новгороде составилась значительная партия приверженцев союза с Казимиром, и во главе этой партии в начале княжения Иоанна III стояли Борецкие. Чувствуя за собой силу, партия Борецких часто наносила оскорбления московским наместникам и довольно грубо отвечала на требования Иоанна, искавшего удовлетворения. В 1471 г., при выборе архиепископа, жребий выпал не на ключаря Пимена, любимца Марфы, а на Феофила, тянувшего к Москве. Этим обстоятельством Борецкая воспользовалась для окончательного разрыва с Москвой: на бурном, по сказанию московского летописца, вече партия ее взяла верх, и к Казимиру было отправлено посольство с предложением быть главою Новгорода на основании древних установлений его гражданской свободы. Иоанн пошел походом на Новгород и в нескольких сражениях совершенно рассеял новгородскую рать, не подкрепленную помощью Казимира. Новгород должен был подчиниться Москве и присягнуть Иоанну как своему верховному судье, но на политическую свободу Новгорода и на право самоуправления его во внутренних делах Иоанн не посягнул, но это не успокоило Марфу и ее партию. К тому же новые обещания помощи со стороны Казимира не прекращались. Партия литовская опять стала усиливаться и брать верх над московской. Возникли столкновения между той и другой, и жалобы угнетенных призвали Иоанна в Новгород (1476). После того многие обиженные из новгородцев сами стали ездить в Москву и искать там у великого князя управы. В одну из таких поездок подвойский Назар да дьяк веча Захар, кланяясь Иоанну, назвали его не господином, как обыкновенно называли его новгородцы, а государем. Иоанн, знавший о сношениях партии Борецкой с Казимиром и их приготовлениях, и решившийся покончить с вечевой общиной, отправил посла в Новгород спросить: какого государства хотят новгородцы, т. е. не желают ли они иметь великого князя как государя самодержавного, единственного законодателя и судью. Такой вопрос поверх новгородцев в сильное смущение: всеобщим испугом воспользовалась партия Марфы, подняла волнение, во время которого были перебиты многие из более ревностных сторонников Москвы, и вновь обратилась за помощью к Казимиру, когда была получена складная грамота от Иоанна (1478). Казимир, как и раньше, далее обещаний не шел, и Новгород, несмотря на все усилия Марфы и ее партии защитить свою самобытность, без борьбы впустил войска Иоанновы. На другой день по вступлении в город, 2 февраля 1479 г., Иоанн приказал схватить Марфу с ее внуком и многими боярами и отправить в Москву; ее имения стали достоянием Иоанна. Из Москвы Марфа была отвезена в Нижний Новгород, при пострижении в монахини наименована Марией и заключена в тамошний девичий монастырь. Год смерти ее не известен. - Деятельность Марфы Борецкой, связанная с падением Новгорода и повлекшая за собой ее собственную гибель, представлялась для многих писателей, начиная с Н.М. Карамзина, написавшего повесть "Марфа-посадница, или Падение Новгорода" (в 1808 г.), прекрасным сюжетом для повести и драмы. В. Р-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БОРЕЦКАЯ МАРФА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАРФА
    (Лк 10:38-42) - сестра Лазаря и Марии, живших в Вифании. Дом их нередко посещал Господь И. Христос во время Своей …
  • МАРФА в Большом энциклопедическом словаре:
    см. Марин и …
  • МАРФА
    М́АРФА И МАРИЯ, сёстры Лазаря, упоминаемые в евангельском рассказе о посещении Христом Вифании. Разл. характеры сестёр - практической Марфы и …
  • МАРФА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́АРФА (в миру Ксения Ив. Шестова) (ок. 1573-1631), мать царя Михаила Фёдоровича. Супруга Ф.Н. Романова (см. Филарет). В 1600 …
  • МАРФА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    "…посадница " (Карамзин …
  • МАРФА в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • МАРФА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • МАРФА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    и МАРИЯ, сестры Лазаря, упоминаемые в евангельском рассказе о посещении Христом Вифании. Различный характер сестер - практической Марфы и …
  • МАРФА, МАРФУША в Словаре воровского жаргона:
    - …
  • МАРФА РИМСКАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марфа Римская (+ 269), мученица. Память 6 июля. Супруга мученика Марина Персиянина (см.), …
  • МАРФА ПСКОВСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марфа Псковская (+ 1300), княгиня, преподобная. Память 8 ноября и в Соборе Псковских святых …
  • МАРФА ПЕРСИДСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
  • МАРФА МОНЕМВАСИЙСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марфа Монемвасийская, Ликаонская (+ 990), игумения, преподобномученица. Память 24 мая. Марфа была …
  • МАРФА АЗИЙСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марфа Азийская, мученица. Память 6 февраля. Святые мученицы девы Марфа и Мария были …
  • МУРАВЬЕВА МАРФА НИКОЛАЕВНА
    Муравьева, Марфа Николаевна - известная балерина (1838 - 1879), восхищавшая в 1860-х годах Санкт-Петербург и московскую публику своею легкостью и …
  • МАРФА МАТВЕЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Марфа Матвеевна - из рода Апраксина, царица, вторая жена царя Феодора Алексеевича. Родилась в 1664 г., венчана в …
  • МАРФА ИВАНОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Марфа Ивановна - великая "инокиня" - царица, мать царя Михаила Федоровича (умерла в 1631 г.). Дочь избранного в "тысячу" Грозного …
  • МАРФА ВАСИЛЬЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Марфа Васильевна - царица, третья жена Иоанна IV , дочь Василия Степановича Собакина, новгородского купца (потом боярина). Родился в …
  • МАРФА АЛЕКСЕЕВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Марфа Алексеевна - царевна (1652 - 1707), вторая дочь Алексея Михайловича от Марии Милославской. Выдавалась по своему влиянию в …
  • МАРИЯ, СЕСТРА ЛАЗАРЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    которого воскресил Господь уже на четвертый день после его смерти (Ин 11). Она жила со своей сестрою (Марфою) и братом …
  • ФЕОФИЛ НОВГОРОДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофил (+ 1482), архиепископ Новгородский, преподобный. Память 26 октября, в Соборе преподобных …
  • СОБОР ДИВЕЕВСКИХ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор Дивеевских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Серафимо-Дивеевской обители. Празднуется 14 …
  • МИХАИЛА (ИВАНОВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаила (Иванова) (1867 - 1937), схимонахиня, преподобномученица. В миру Иванова Марфа Ивановна. …
  • МАРИЯ ПЕРСИДСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марфа Персидская (+ 346), мученица. Память 9 июня. Святые мученицы Фекла, Марфа …
  • МАРИН ПЕРСИЯНИН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Марин Персиянин, Римский (+ 269), мученик. Память 6 июля. В царствование императора Клавдия …
  • ЛК 10 в Православной энциклопедии Древо.
  • КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кипрская икона Божией Матери. Празднование 20 апреля, в Неделю Православия, в День Святого …

#историяроссии #история #народ #женщина #общество #марфаборецкая

В повести «Марфа Посадница» назвал Марфу Борецкую «последней гражданкой новгородской». Таково было мнение Карамзина-писателя, отличавшееся от оценок Карамзина-историографа. «Упрямая старуха Марфа Борецкая, стремившаяся передать Новгород под власть Литвы, мало похожая на романтическую героиню Карамзина», – вынес свой вердикт Ю. Г. Алексеев.

Об этой женщине известно очень немногое. Точной даты рождения нет, но, если ей к 1471 г. было 45-50 лет, по представлениям того времени она уже считалась старухой. Нет сведений и о ее родителях, происхождении, детстве, юности, обстоятельствах вступления в брак. Мужем Марфы был представитель богатого новгородского боярского и посадничьего рода Исаак Андреевич Борецкий. В этом браке у Марфы и Исаака родилось трое сыновей – Андрей, Дмитрий и Федор.

Трудно что-либо сказать о реальной роли И. А. Борецкого в политической жизни Новгорода. Стоит вспомнить о том, что с течением времени в механизме функционирования новгородской демократии произошли серьезные изменения. С 60-х гг. XIV в. формируется посадническая коллегия из шести членов, один из которых правил годичный срок как степенной посадник. Во втором десятилетии XV в. посадническая коллегия расширяется до 12 человек, а в первой половине 20-х гг. XV в. – до 24 человек. Для отправления должности посадника устанавливался полугодичный срок. По данным В. В. Похлебкина, И. А. Борецкий степенным посадником был с августа 1438 по февраль 1439 г., то есть меньше обычного. Титул «посадник» для всех, кто побывал в роли степенного посадника, становился пожизненным, что, возможно, позволяло И. А. Борецкому влиять на общественно-политическую жизнь страны.

После смерти мужа умная, энергичная и властолюбивая Марфа продолжала влиять на жизнь города, за что получила прозвище Марфа-Посадница. Имеющиеся источники не позволяют утверждать, что она участвовала в заседаниях совета посадников и навязывала им свою точку зрения. Но она, располагая ресурсами и средствами воздействия на новгородцев, дважды добивалась того, что вече поддержало ее точку зрения.

В первый раз партия Марфы-Посадницы взяла верх в 1470-1471 гг. К польско-литовскому королю Казимиру было отправлено посольство с предложением стать главою Новгорода на основании древних установлений и соблюдения гражданской свободы Новгорода. Договор подписали в начале весны 1471 г. Через некоторое время, 14 июля 1471 г., новгородцы (40 тыс. чел.) были разгромлены пятитысячным московским войском на реке Шелонь, которым командовал князь Даниил Дмитриевич Холмский. 12 тысяч новгородцев остались на поле боя, 1700 взято в плен ради выкупа.

Старший сын Марфы Дмитрий Борецкий в 1471 г. был новгородским посадником. Его пожаловал в бояре Иван III. Дмитрий выступил под влиянием матери против Москвы и был взят в плен на реке Шелонь. Ему припомнили поездку к Казимиру в составе посольства, посчитали это изменой и казнили в Старой Руссе.

В 1478 г. под влиянием Марфы и ввиду угрозы полного подчинения Новгорода Москве в ходе волнений многие члены «промосковской партии» были перебиты, а «пролитовская» партия снова обратилась к Казимиру, который вторично никакой помощи Марфе и ее сторонникам не оказал. К этому времени второй сын Марфы Федор уже умер (1476) вместе с женой в Муроме, куда отправился в оковах по приказанию Ивана III. Вместе с посадником Василием Ананьичем и другими боярами они грабили, избивали и убивали сторонников Москвы, за которых заступился Иван III.

В 1478 г. новгородцы, подстрекаемые Марфой, обвинили посадника Василия Никифорова в сговоре с Москвой и изрубили топорами. Некоторых сторонников Москвы также поубивали, а других заставили присягнуть на верность Новгороду. Шесть недель новгородцы держали и великокняжеских послов. Иван III начал новый поход, на который новгородские бояре ответили челобитными о принятии на службу.

Сама Марфа вместе с внуком Василием была отправлена в Нижний Новгород и пострижена в монахини под именем Марии. Год ее смерти вместе с внуком в монастырском заключении неизвестен. 20 тысяч новгородских землевладельцев с семьями были депортированы (перемещены) из пределов Новгородской земли, которая полностью утратила свою самостоятельность.

Язык вырвали новгородскому колоколу, хотя гораздо более значительную роль в этом московско-новгородском конфликте сыграл язык Марфы Борецкой. Она пошла против течения, явно не рассчитав свои силы. Для кого-то Марфа-Посадница может служить символом самоотверженной борьбы за демократию. Если Россия вдруг развалится из-за сепаратизма, то в Новгородской республике, если таковая появится, трудно будет подыскать более яркую фигуру в качестве символа местного суверенитета, независимости, борьбы за свободу и т. д.

Поскольку Москва пока стоит и в последние годы никто больше не предлагает субъектам Российской Федерации «проглотить побольше суверенитета», судьба Марфы-Посадницы воспринимается как приговор новгородской вечевой демократии, которая к XV в. выродилась в боярскую олигархию. Одновременно новгородская демократия переродилась в самую настоящую охлократию. Новгородским «худым мужикам-вечникам» было все равно, за кого «горло драть», лишь бы платили. К началу XXI в. и «худые мужики-вечники», и «марфы-посадницы» в России не перевелись. Да и «казимиры» всегда наготове.

Окончание независимости Новгорода

В 1478 году в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезён в Москву, выносились приговоры влиятельным горожанам. Земли Марфы были конфискованы, ее с внуком ее Василием Федоровичем Исаковым сначала привезли в Москву, а затем выслали в Нижний Новгород, где постригли в монашество под именем Марии в Зачатьевском (с 1814 года - Крестовоздвиженский) монастыре, в котором она и умерла в 1503 году. По другой версии Марфа умерла или была казнена по дороге в Москву в селе Млеве Бежецкой пятины Новгородской земли.

В русских летописях Марфа Борецкая сравнивается с Иезавелью, Далилой, Иродиадой и императрицей Евдоксией. В качестве обвинений в её адрес называют желание вступить в брак с «литовским паном», чтобы владеть Новгородом после его присоединения к Литовскому княжеству.

3

Марфа Борецкая

Марфа Борецкая никогда не была и не могла быть посадницей. Такое прозвище было просто злой насмешкой москвичей над государственным строем самобытной республики - Великого Новгорода. Будучи вдовой богатого землевладельца и сама владевшая обширными землями по берегам Двины и Студеного моря, впервые на политической сцене Новгорода в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новгородского. Поддерживаемый ею Пимен не получает сан, а избранного Феофила посвящают в Москве, а не в Киеве, как того хотела литовская партия.

Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы, установленной Яжелбицким миром (1456). Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве, её поддерживали ещё две знатные новгородские вдовы: Анастасия (жена боярина Ивана Григорьевича) и Евфимия (жена посадника Андрея Горшкова). Марфа, располагавшая значительными денежными средствами, вела переговоры с великим князем литовским и королём Польши Казимиром IV о вступлении Новгорода в состав Великого княжества Литовского на правах автономии при сохранении политических прав Новгорода.

Узнав о переговорах о присоединении Новгорода к Великому княжеству Литовскому, великий князь Иван III объявил войну Новгородской республике и в Шелонской битве (1471 год) разбил армию Новгорода. Дмитрий Борецкий был казнен как политический преступник. Однако право Новгорода на самоуправление в его внутренних делах было сохранено. Марфа, несмотря на смерть сына и действия Ивана III, продолжила переговоры с Казимиром, который обещал ей поддержку. Возник конфликт между литовской и московской партиями, о котором стало известно Ивану III.

3

Новгородская республика, XV век

Явственная угроза независимости со стороны московского великого князя привела к формированию влиятельной антимосковской партии. Возглавила её энергичная вдова посадника Марфа Борецкая с сыновьями. Явное превосходство Москвы вынуждало сторонников независимости к поиску союзников, прежде всего - в Великом княжестве Литовском. В какой-то момент антимосковской партии удалось одержать во внутриполитической борьбе крупный успех: в Литву было отправлено посольство, после возвращения которого был составлен проект договора с великим князем Казимиром. По этому соглашению, Новгород, признавая власть великого литовского князя, тем не менее сохранял в неприкосновенности своё государственное устройство; Литва же обязывалась помочь в борьбе с Московским княжеством. Столкновение с Иваном III стало неизбежным.

3

Новгородский колокол

Символ независимости Новгородской республики. С помощью этого колокола созывалось новгородское вече, своеобразная форма государственного управления (законодательной власти).

В 1478 году в ходе нового военного похода Иван III окончательно лишил Новгородские земли привилегий самоуправления, распространив на них власть самодержавия. В знак упразднения новгородского веча вечевой колокол увезён в Москву.

3
Случайные статьи

Вверх