Почему травили царских невест . Дела сердечные дома романовых

Хлопова Мария, невеста царя Михаила Романова..

Несчастная девушка, не угодившая будущей свекрови и поплатившаяся за это...

В 1616 году, когда царю Михаилу Романову исполнилось 20 лет, его мать, инокиня Марфа посоветовавшись с боярами (отец царя, митрополит Филарет, был в польском плену), решила его женить. Безцарствие у всех ещё было в памяти и стране срочно нужен был наследник престола, чтобы не было смуты.
Решили провести смотр невест, как у Ивана Грозного и его сына было принято.

Привезли, как положено, боярских да дворянских дочек. Сначала мамки и врачи осмотрели.

Выбор царской невесты (художник Г. Мясоедов)

А затем и царю показали. Но, что интересно, матушка то царя к этому времени с выбором невесты уже определилась - выбрала девушку из знатной московской семьи, близкую к Салтыковым, своим родственникам. Царь же, обходя ряды красавиц, выбрал совсем другую - Хлопову Марию Ивановну, дочь коломенского дворянина. Мать пыталась Михаила отговорить, но царь настаивал и Мария Хлопова с новым именем "Анастасия", помещена была "во дворце наверху".

Почести ей оказывались, как царице. Вместе с ней приблизились к царю и ее ближайшие родственники, из которых ее дядя, Гавриил Васильевич Хлопов, своей близостью возбудил зависть в родственнике царя, Михаиле Салтыкове. И затеяли Салтыковы, при поддержке государыни-инокини Марфы, свою игру... Мать не смогла допустить, чтоб тихий сын ослушался её.
Приготовления к свадьбе шли во всю, но внезапно невеста заболела желудком. Рвота продолжалась несколько дней. Доложили царю. Он прислал царских врачей. Врачи дружно заключили, что "чадородию от этого порухи нет " и болезнь несерьезна. Дали лекарство. Но мать уже настаивала - "Удали Хлопову!" Созвали думу, вопрос-то государственный. Там Салтыковы убедили бояр, и так знавших, что матушка-инокиня против Хлоповой, что "царская невеста к государевой радости не прочна ".
Практически выздоровевшую, Марию Хлопову вместе с бабкой, теткой и двумя дядями, сослали в Тобольск, разлучив с матерью и отцом, отправленным на воеводство в Вологду. Царь же новых смотрин не захотел и продолжал узнавать о её здоровье. Видно полюбилась ему Мария.
В 1619 году вернулся из плена отец и эта история получила новое развитие. Влияние матушки слабело. Осенью 1619 г. Хлопову с родственниками перевели в Верхотурье, а в 1621 г. - в Нижний Новгород.
Хотели выбрать невесту за границей, но Михаил на семейном совете вдруг заявил, что невеста ему уже сосватана. Мать твердила, что та больна и неплодна. "Шесть лет живет в изгнании - ничем не болеет " - заявил сын.

Патриарх Филарет, выслушав сына, пожелал сам разобраться в ситуации. И посоветовал сыну-царю произвести новое дознание о болезни Марии Хлоповой. В Нижний Новгород были посланы "следователи", во главе с боярином Федором Ивановичем Шереметевым. Прибыв туда в конце 1623 г., они нашли Хлопову вполне здоровой. Были ещё раз опрошены все врачи. Обман Салтыковых был раскрыт, их отправили в ссылку. Шереметев с боярами уже готовились везти Марию в Москву, как вдруг пришло оттуда известие о немедленном отозвании их самих. Государыня-старица победила.
Говорят, пришла она к сыну и сказала: "Или она, или я!"
И сын отступил. И женился, как мама решила - на Марии Владимировне Долгоруковой, но об этом позже...
Мария Хлопова осталась жить, до самой смерти в 1633 году, в Нижнем Новгороде, на выморочном дворе Кузьмы Минина. В полном достатке. Замуж она так и не вышла.

Хлопова, Мария Ивановна

Дочь московского дворянина, невеста царя Михаила Федоровича. В 1616 г. царю пошел 20-ый год, и решено было его женить. Выбор царя пал на Хлопову. Невесту поместили в верхних хоромах царского дворца, нарекли царицей, дали ей новое имя "Анастасия" и стали уже поминать при богослужении. Вместе с царственным женихом она ездила в Троице-Сергиевскую лавру на богомолье. Во дворце с царской невестой поселились ее мать и бабка, отец же и дядя ежедневно ее навещали. Царь приблизил к себе родных невесты, в особенности же дядю ее Гавриила Васильевича Хлопова. Это обстоятельство не могло нравиться царскому родственнику и самому могущественному человеку при дворе, боярину Михаилу Михайловичу Салтыкову, и между ним и Г. В. Хлоповым не замедлило произойти столкновение. Однажды царю в Оружейной палате показывали турецкую саблю. Салтыков, заведовавший этой палатой, заявил, что и в Москве у него сделают такую. Спрошенный царем о своем мнении, Х. выразил сомнение в верности слов Салтыкова, и между соперниками произошел спор. Вскоре Салтыкову представился случай отомстить за оскорбление. Хлопова заболела, ее "рвало, и ломало нутро, и опухоль была". По мнению Гавр. Вас. Хлопова болезнь произошла от неумеренного употребления сладкого. О болезни доложили царю и его матери, и царь велел осмотреть невесту докторам, главный же надзор за лечением был поручен Салтыкову. Доктор Фалентин Бильс нашел, что у Хлоповой желудок не в порядке, но что от этой болезни "плоду и чадородию порухи не бывает". Осматривавший же затем больную лекарь Балсырь (Бальцер) нашел у больной желтую болезнь, от которой, впрочем, по его мнению, порухи чадородию не бывает. Доктор прописал лекарство, но родные, не доверяя ему, лечили больную и своими средствами: давали воду с мощей и камень "безуй". Несмотря на благоприятные отзывы врачей и на то, что Хлопова вскоре выздоровела, Салтыков объявил царю, что доктора нашли у ней неизлечимую болезнь. Он восстановил против Хлоповой и тетку свою, мать царя. Дело о Хлоповой было передано на решение боярской думы, которая объявила, что "царская невеста к государевой радости не прочна". Ее сослали с "верху", где она прожила всего шесть недель. Хлопова поселилась у бабки своей, Феодоры Желябужской. Через 10 дней ее вместе с бабкой, теткой и двумя дядями Желябужскими сослали в Тобольск и разлучили таким образом с матерью и отцом, который был послан на воеводство в Вологду. Осенью 1619 г. Хлопова и Желябужские были переведены в Верхотуры, где они пробыли немного более года, так как уже 30 декабря 1620 г. была отправлена в Верхотуры грамота о том, что царь пожаловал свою бывшую невесту с родными ее для отца своего Великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича и велел перевести их в Нижний Новгород. Выехать во вновь назначенный для пребывания город Хлопова и Желябужские могли не раньше февраля 1621 г., так как только 4 февраля приехал в Верхотуры человек Ивана Хлопова, привезший царскую грамоту. Царь не покидал между тем мысли жениться на прежней невесте. Когда после неудачных переговоров о браке с иностранными принцессами ему предложили выбрать невесту из русских девиц, он отвечал: "обручена мне царица, кроме ее не хочу взять иную". В это же время в Москве стало известно, что Хлопова, живущая в Нижнем Новгороде, совершенно здорова. По совету патриарха Филарета решено было расследовать дело о болезни Хлоповой. 15 сент. 1623 г. царь в присутствии бояр сам допрашивал доктора Бильса и лекаря Балсыря, которые повторили свои прежние слова. Очная ставка их с Салтыковым обнаружила его обман. 19 сентября царь с патриархом допрашивали отца и дядю Хлоповой, из которых последний подробно объяснил все обстоятельства, предшествовавшие болезни царской невесты, и рассказал о ссоре с Салтыковым. Духовник Хлоповой показал, что она всегда была здорова. После этого в Нижний Новгород был послан боярин Ф. И. Шереметев с несколькими другими лицами, в числе которых были и врачи, для допроса Хлоповой и живших с нею родных. Следователям велено было "к Хлоповой держать честь и бережение во всем и деньги и запаси всякие на ее обиход давать, чтобы ей скудости и недостатка ни в чем не было". При допросе Хлопова объявила, что болезнь ее "учинилась от супостат". Следователи пришли к заключению, что Хлопова вполне здорова. Когда следствие было окончено, Ф. И. Шереметев по царскому повелению выдал Хлоповой 300 руб. и запасы хлебные и медвяные. Салтыковы подверглись опале и были высланы из Москвы. Однако царю не пришлось привести в исполнение свое желание. Мать его, старица Марфа Ивановна, продолжала быть против Хлоповой и объявила, что не быть ей в царстве перед сыном, если Хлопова будет царицей. Несмотря на то, что патриарх Филарет был за брак с Хлоповой, Михаил Федорович не хотел идти против воли матери. 1 ноября была послана к Шереметеву грамота с приказом объявить Ивану Хлопову, что государь дочь его Марию взять за себя не изволил. Ивану Хлопову приказано было ехать в его Коломенскую вотчину, а Мария Ивановна с бабкой и дядями оставлена в Нижнем Новгороде. Корму им было велено давать вдвое против прежнего. Для житья Хлоповой был дан выморочный двор Козьмы Минина. Хлопова скончалась в Нижнем Новгороде в 1633 г., не позже марта месяца, так как 31 марта ее двор был отдан князьям Черкасским.

"Собрание государственных грамот и договоров", ч. III, № 63-65. - "Акты Историч.", т. III, № 80 и 91. - "Акты, собранн. Археограф. Экспедицией", т. III, № 218. - "Полн. собр. русских летописей", т. V, стр. 55. - Соловьев: "Ист. Росс.", т. IX, гл. 3. - Зобелин: "Домашний быт русских цариц", гл. 3.

Чулков.

{Половцов}


. 2009 .

Смотреть что такое "Хлопова, Мария Ивановна" в других словарях:

    Хлопова (Мария Ивановна) дочь московского дворянина, невеста царя Михаила Федоровича. В 1616 г., когда царю минул 20 й год, решено было его женить; выбор его пал на Х., которая, в начале следующего года, с новым именем Анастасии, помещена была… … Биографический словарь

    Мария Хлопова (? до марта 1633) дочь дворянина Ивана Хлопова из Коломны, наречённая невеста царя Михаила Федоровича. Смотр невест, по результатам которого царь выбрал Марию, состоялся в 1616 г. В начале следующего года Мария, с новым именем… … Википедия

    Мария Хлопова (? до марта 1633) дочь дворянина Ивана Хлопова из Коломны, наречённая невеста царя Михаила Федоровича. Смотр невест, по результатам которого царь выбрал Марию, состоялся в 1616 г. В начале следующего года Мария, с новым именем… … Википедия

    Мария Хлопова (? до марта 1633) дочь дворянина Ивана Хлопова из Коломны, наречённая невеста царя Михаила Федоровича. Смотр невест, по результатам которого царь выбрал Марию, состоялся в 1616 г. В начале следующего года Мария, с новым именем… … Википедия

    Хлопова, Мария Ивановна Мария Хлопова (? до марта 1633) дочь дворянина Ивана Хлопова из Коломны, наречённая невеста царя Михаила Федоровича. Смотр невест, по результатам которого царь выбрал Марию, состоялся в 1616 г. В начале следующего года… … Википедия

    - (? до марта 1633) дочь дворянина Ивана Хлопова из Коломны, наречённая невеста царя Михаила Федоровича. Смотр невест, по результатам которого царь выбрал Марию, состоялся в 1616 г. В начале следующего года Мария, с новым именем Анастасия была… … Википедия

    Город Тобольск … Википедия

    Ниже приводится список награждённых званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» в 1999 году. В него вошли учителя, преподаватели, воспитатели, заместители директоров, директора и другие работники системы образования, включая военные… … Википедия

    Боярин, главный виновник интриги, жертвой которой сделалась в 1616 г. первая невеста царя Михаила Феодоровича, Мария Ивановна Хлопова. По докладу С., что болезнь Хлоповой неизлечима, несчастную сослали в Тобольск и только в 1620 г. перевели в… … Большая биографическая энциклопедия

Основатель царской династии Романовых Михаил Федорович готовился к своей первой женитьбе, когда его возраст приближался к двадцати годам. Сколько лет было царской невесте Марии Ивановне Хлоповой — неизвестно. Михаил Федорович, старавшийся во всем не уступать от того, "как при прежних прирожденных государях бывало", при заключении собственного брака отступил от традиции. Сведений о смотре царских невест, как это делалось при Иване Грозном, в источниках не сохранилось.

Историки лишь предполагают, что была невеста хороша собой и молода. Замуж в первой половине XVII века выходили рано — в 16-17 лет, а то и ранее. А вот в чем причина привязанности царя к этой девушке не берутся ответить даже самые въедливые ученые. Слишком деликатна область чувств, а сведений в этом случае, как назло, практически нет. Одни предположения. Возможно, будущий самодержец знал свою избранницу с детства.

"Известно, что Хлоповы принадлежали к рядовому дворянству, — пишет в биографии Михаила Федоровича историк Вячеслав Козляков. — Следовательно, царь действовал как частный человек, не имея в виду какие-либо политические расчеты. В противном случае он остановил бы свой выбор на дочери какого-нибудь князя или боярина, не говоря уже об иностранке, что редко, но бывало в практике московских государей".

Нет сомнения, что Мария Ивановна Хлопова была наречена царской невестой и взята в царский дворец в 1616 году. В царских палатах ей дали новое имя — Анастасия. В честь первой русской царицы и первой жены Ивана Грозного, двоюродной бабки государя Анастасии Романовны. Она была сестрой деда Михаила Федоровича. Родственников невесты назначили придворными, а ее саму начали упоминать на церковных службах. Вместе с женихом она посетила Троице-Сергиев монастырь. Тем не менее свадьба так и не состоялась.

Поводом, как выяснило проведенное по приказу патриарха Филарета (отца царя Михаила Федоровича) следствие, послужил один малозначимый случай. Происшествие имело место в Оружейной палате, которую царь Михаил Федорович, как и его предшественники, любил показывать своим гостям. Монарху поднесли турецкую саблю и присутствующие в один голос стали нахваливать качество иноземной работы, а царь спросил у двоюродного брата своей матери Михаила Салтыкова могут ли русские оружейники сделать такое же великолепное оружие.

Оружничий Михаил Михайлович, на правах руководителя Оружейной палаты, ответил: "Вот невидаль, и на Москве государевы мастера такую саблю сделают". Дядя невесты Гаврила Васильевич Хлопов, не искушенный в дворцовой дипломатии, когда царь с таким же вопросом обратился и к нему, ляпнул: "Сделать-то сделают, но не такую". Оскорбленный Салтыков вырвал саблю из рук Хлопова, обвинив его в незнании холодного оружия. Оба крупно поссорились или, как тогда писали, "поговорили гораздо в разговор".

Вскоре после прибытия Марии-Анастасии в Кремлевский дворец, у нее начались приступы тошноты и рвота. Михаил с братом Борисом Салтыковым, возглавлявшим Аптекарский приказ и, следовательно, отвечавшим за здоровье царской невесты, заявили, что ее болезнь неизлечима. Для решения сложного вопроса созвали Земский собор, удаливший невесту со двора. Недуг быстро прошел, но Марию Хлопову из списка царских невест вычеркнули безповоротно. Спустя семь лет доктор Валентин Бильц и лекарь Балцер озвучили причину ее недомогания — простое желудочное расстройство. По словам Гаврилы Хлопова, племянница объелась невиданными ранее сладостями.

Патриарх Филарет добился высылки из Москвы в дальние города братьев Салтыковых. К проживавшей в Нижнем Новгороде Марии Хлоповой отрядили комиссию для освидетельствования состояния ее здоровья. Девушку признали совершенно здоровой и пригодной к деторождению, тем не менее, в 1623 году ей официально отказали в звании царской невесты. Подозревают, что на таком решении настояла мать Михаила Федоровича, желавшая видеть рядом с сыном жену из знатного рода.

В 1621 году ко двору короля Дании Христиана отправили послов князя Львова и дьяка Шипова. У королевского величества были девицы на выданье, родные племянницы. Однако дело не заладилось. Там помнили, как отправили в Московию "королевича Егана" (Иоанна), чтобы тот взял в супруги Ксению Борисовну Годунову, но по прибытии в Россию тот неожиданно заболел и умер. Смущало датчан и непременное требование смены веры невестой.

Искали невесту и в Скандинавии. Сватовство к Екатерине, сестре бранденбургского курфюрста Георга Вильгельма и одновременно сестре жены шведского короля Густава-Адольфа, натолкнулось в 1623 г. на непреодолимое препятствие — смену вероисповедания невесты-протестантки.

Со своим выбором царь определился, когда ему стукнуло 28 лет. Дочь боярина князя Владимира Тимофеевича Долгорукова, одного из представителей младшей ветви князей Оболенских, звали Марьей. Особых заслуг за князем Долгоруковым не числилось. Скорее наоборот. Он несколько раз попадал в плен к врагам. Самой большой неудачей Владимира Тимофеевича стала потеря Марины Мнишек, которую тушинский отряд отбил у него и увез к Лжедмитрию II, создав проблему существовавшую еще в начале царствования Михаила Федоровича.


По велению государя Михаила Романова на осеннюю соколиную охоту 1616 года собирались в московском Кремле загодя. Братья Салтыковы, Михаил и Бориска, готовили соколов, лошадей, своры. Собирались двинуться на север, в Бутырки, но поутру государь решил - в Коломну, он-де сон видел, что в коломенских землях охота и "выезд повеселе будет". Однако не успел посыльный спуститься из покоев во двор, как в устланную коврами горницу отворилась потайная, лишь для своих, округлая дверь и неслышно, вся в черном, вошла монахиня Евникия Салтыкова, смиренная старица, мать царских дружков. Она перекрестилась с порога на образа и сказала с кротостью: ее-де из Вознесенского монастыря послала сама матушка-государыня - инокиня Марфа Иоанновна - сообщить ее, государыни, волю: чтоб сыночек ныне из дому не отлучался, поскольку сегодня ею назначен малый семейный совет. И, перекрестив царя, исчезла так же беззвучно, как и явилась.

Михаил Федорович с досадой опустился на лавку. Вот всегда так: мать назначила совет, а он узнает последним, будто все еще дитя при ней, а не три уж года как царь Российский. После Рюриков первым из рода Романовых на царство венчанный, фамильной Фёдоровской иконой благословленный. (Его родители благочестивые бояре Федор и Марфа Романовы приняли монашество, и отец его стал патриархом Филаретом.)

За стенами слышался лай собак, звон конских уздечек. А здесь, в нарядных хоромах, было тихо, тепло, и в узорные слюдяные окна пробивался утренний свет. Озарял ковры на полах, темные, мореного дуба стены, веселые, "с картинками", изразцовые печи, которые теперь, в сентябрьские ночи, уже протапливали. Михаил Федорович пригладил русые кудри, бородку, перекрестился на образа и, звякнув в колоколец, велел вошедшему отменить охоту, а собираться в Успенский собор на молебен. И что это мать удумала собирать малый совет? Уж не по его ли поводу что опять сочинила? А может, какие вести пришли из Польши от отца? Ведь патриарх Филарет уж который год томился в польском плену... И покуда он был там, в неволе, страной фактически правила мать Марфа Иоанновна. А он, с шестнадцати лет царь Михайло, как ни старался выглядеть самостоятельным, все оставался для нее послушным, незлобивым мальчиком. Единственным и ненаглядным. В которого мать всю душу вложила. А сколько они вместе объездили весей и стран, сколько в паломничествах бывали! И у Троицы были, и к Святому Николе на Угреш ездили. Но теперь, с воцарением сына, мать жила не в Кремле - в Вознесенском монастыре, в своей келье, в окружении верных монахинь. Хотя, разумеется, и отдельное подворье имела. Умна была инокиня Марфа Иоанновна. Умна и крута. Однако же и влиянию поддавалась. Например, наперсницы Евникии. Старица была любимицей в свите Марфы. И, пользуясь этим, продвинула-таки двух сыночков своих Салтыковых, недюжинных и умом, и телом, в окольничьи ("около") к молодому государю.

Вечером на малом придворном совете Марфа Иоанновна в первую очередь объявила о невеселой весточке от Филарета из Польши, а во-вторых... неожиданно заговорила о том, что пора-де государя всея Руси, Михаила Федоровича, которому пошел уж двадцатый годок... женить... Михаил Федорович чуть не поперхнулся от удивления. Однако виду не подал, не хотел маменьку подводить, и затем, слушая рассудительные, долгие речи ближайших родичей и придворных, понял, что дело это внове лишь для него, а за его спиной все давно уже решено. Он исподволь поглядел на бледно-округлое, напряженное лицо матери в черной схиме и понял, что лучше всего ему согласиться.

И вот на Москве все закружилось и завертелось. Как положено по обычаю, на смотр царских невест потянулись в первопрестольную возки, тарантасы, обозы. И цугом, и в одиночку. Девицы бедные и богатые, дочки боярские и дворянские, с приданым и без - все хотели попытать счастья. Ехали кто с сундуками нарядов и челядью - на постой к московской родне вставали. А кто налегке, с одной мамушкой или матушкой, на постоялый двор определялись. Приехала из Коломны и семья худородных бояр Хлоповых с дочкой Машей. Без особой надежды приехала. Скорей погостить к московской бабке...

день смотрин царь Михаил Федорович был вовсе не весел, а, пожалуй, даже печален и строг. И вдруг в зале неожиданно для себя среди многих записных красавиц и скромниц увидел одно девичье лицо. Нежное, голубоглазое. И все при ней - и фарфоровый румянец, и белая, как говорится, "коса до поёса". И неожиданно сердцем понял - Она. Угадал по взгляду, простому и светлому, а главное - сочувственному. Словно юная дева, исподволь глядя на молодого государя, гулявшего на этом "базаре", думала не о себе, не о том, как бы понравиться, а, все понимая, по-матерински сочувствовала ему и даже жалела. И звал

и это юное чудо, как доложили царю, Мария Ивановна Хлопова - дочь провинциального дворянина из Коломны. "Ну вот и провиденье...опять Коломна... Но теперь уж - будь по-моему", - твердо решил царь. И повелел в конце смотра именовать царской невестой Марию Хлопову и до свадьбы определить ее во дворец, в женский терем, и оказывать почести, как царице. Имя ее поминать во всех православных храмах "за здравие", а дворовым - крест целовать ей на верность, как царице. Родню же хлоповскую - отца и дядю, с челядью и семьями, повелел в Москву перевесть и почитать как царских родственников.

И началась тут для Михаила как бы иная, самостоятельная жизнь. Он ближе сошелся с Хлоповыми, простодушными, рассудительными, включил их в свиту, в царский совет, стал советоваться по разным поводам. И прежние окольничьи Борис с Михалкой взревновали, лютое зло затаили. "Ну, что мать? - спрашивали они Евникию. - Чего ты с государыней добилась этим? Теперь Салтыковы во всем от заду первые". Однажды в Оружейной палате царь показывал заморским послам коллекцию своего оружия. Одна заморская сабля была его особой гордостью. И тут стоящий в свите Михаил Салтыков подобострастно заметил: "Да что тут такого? Этакую саблю, государь, и наши запросто смастерят!" "Ой, ли?" - усомнился Романов. Спросил Хлопова, дядю своей невесты: "А ты что скажешь, Гаврила?" "Может, и покрасивее сделают, - простодушно и искренне ответил тот, - да только тут сталь дамасская. А их покуда не переплюнешь". Государь кивнул: "И я так думаю". Обозлился Салтыков, не ожидал такой дерзости, а выйдя из палат, накинулся на "выскочку" Хлопова, не искушенного в дипломатии, с руганью. А к вечеру отправился в боярские палаты Бориса. Совет держать. На совет и мать Евникию срочно вызвали.

Долго не гасли окна у них в ту ночь. И порешили Салтыковы удалить невесту и всех Хлоповых со двора - повернуть все на старое.

А действовать через государыню Марфу Иоанновну. Тем более знали, что она и сама не очень довольна невестой. Не очень-то молодая была внимательна к ней, "старухе", в монастырь за советом не ездила и к ручке не кидалась, не припадала. Может, никто из Хлоповых ей не подсказал, как вести себя с государыней? И вроде девица была не из гордых, а вот на молебнах и на приемах держалась уж больно самостоятельно, величаво. Словно бы уж она и царица. И нарядами не увлекалась. Марфа, бывало, пошлет ей дорогой парчовый наряд, а та только поклон в ответ, да и в сундук его. А на приемах - все в одном и том же, своем. Возможно, все это от скромности, да от простодушия, а, возможно - тихое сопротивление материнской воле, желание свою вперед поставить - тогда это гордыня не по летам и заслугам... Душа человеческая всегда потемки. Но как нежелателен разлад в любой семье, а уж в царской-то, которая вся на виду... А тут еще одно подтверждение материнским сомнениям - сын Михаил что-то много стал воли брать - про мать уж и забыл. В ожидании свадьбы и не советовался, не приезжал. Чуть что - к ней в терем спешил, в терем... Общее недовольство невесткой перерастало в тихую ненависть. А молодые ожиданием свадьбы жили и знать ничего не знали.

вот случилось так, что однажды, вчера еще юная и здоровая, девушка вдруг занедужила. Животом. И слегла. И час от часу было все хуже. Что ни съест - все рвота у ней и рвота.

Сперва насмерть перепуганные Хлоповы все, конечно, скрывали. Стали ограничивать Марию в еде, в сладостях, которые та очень любила. Но болезнь не шило, в мешке не утаишь. Она то отступала, то обострялась вновь. Девушка худела, бледнела, совсем ослабла. С женихом почти уже не встречалась, на люди из терема не появлялась и молилась во внутренней часовне. Растревоженный Михаил Федорович просил Салтыковых разузнать, в чем же дело. И если что со здоровьем, то немедленно вызвать к невесте лучшего доктора. "Послушные" Салтыковы так и сделали. Заморский врач Валентин быстро поставил диагноз, назначил желудочное лекарство и пообещал через неделю полное выздоровление. Для государя же просил передать особо, что "чадородию от сей хвори помехи не будет". И Михаил Федорович возликовал, успокоился. Уж очень была люба ему Машенька, распригожая его умница, Мария свет Ивановна.

Однако лечить царскую невесту Салтыковы не очень спешили. Заморское лекарство ей дали всего лишь дважды. И здоровье болящей опять пошло на убыль. Тогда Михаил Федорович приказал собрать врачебный совет. (Марфа Иоанновна во всех этих делах участия словно бы не принимала.) Но вместо этого Салтыковы - братья и Евникия вызвали в терем своего доктора - Балсыря. И тот, осмотрев невесту, нашел у ней "печеночную желтуху". Однако твердо сказал Салтыковым, в присутствии Хлоповых, что болезнь девушки излечима. Салтыковы в серд

ах отослали Балсыря прочь, даже не взяв с него лекарств, и объявили, что будут лечить Марию Ивановну сами. И вот велели самому отцу невесты Ивану Хлопову идти в аптеку за специальной склянкой какого-то чудодейственного-де настоя на водке. Сказали даже, ежели отец собственноручно передаст склянку дочке и та будет водку сию регулярно пить, то и "аппетит нагуляет, и тело поправит". Однако склянка сия не попала в руки Марии. Не верили, ох, не верили Хлоповы Салтыковым. И особенно Евникии, которая то и дело черной тенью в сопровождении мамушек частила в терем к невесте. А тайно делала все, чтобы сорвать свадьбу. И стали Хлоповы, да и окруженье поговаривать, что нежданная болезнь Марии Ивановны не иначе, как лиходейство и порча. Стали перед каждой едой и утром и на ночь давать Маше святую воду, стали, не прекращая, псалмы и молитвы читать, а под подушку класть ей священный камень "безуй", считавшийся противоядием.

Тем времнем Салтыковы уже докладывали царю и его матушке Марфе Иоанновне о результатах последнего осмотра. Он был горьким, неутешительным. Царская невеста-де Хлопова неизлечимо больна редкой болезнью, и ее ждет в скором времени страшная смерть, как постигла она одну такую же, которую Балсырь лечил якобы раньше в Угличе.

От такого известия государь метался в своих палатах, не зная, что предпринять. Из-за "страшной" болезни в женский терем, "наверх", его теперь не пускали. Марфа Иоанновна с сынком не общалась. Сама же тем временем созвала скорый боярский совет. Объявила - негоже-де кремлевский терем сквернить нехорошей болезнью, а тем паче скорой смертью невенчанной девы. И хотя неутешные, потрясенные Хлоповы били на совете челом, уверяя, что дочь их всегда была отменного здоровья, что и сейчас-де скоро поправится, бояре, в потрафление государыне, строго постановили: "Все приготовления к государевой свадьбе отменить. Ибо Мария Хлопова к царским радостям непрочна".

закрутилось неправое дело. Опальную невесту "сверху" свели и, не оставив даже пожить на подворье у своей бабки (боясь встреч ее с государем), поскорее отправили в далекий город Тобольск. Не позволили даже родителям ехать вместе с Машей, а отправили с нею в ссылку бабку и коломенских теток да дядьев Желябужских.

Царь Михаил Федорович почернел весь, никого у себя не принимал, но и сделать ничего не пытался. Поскольку и мать, и старица Евникия то и дело увещевали его, что другого-де выхода просто не было, не гроб же в самом деле из дворца выносить. И якобы сделано все по-божески, как полагается. А невеста ему скоро новая сыщется, да такая знатная и здоровая и красивая, что глаз не отвесть. И детей ему, наследничков, народит таких, как и Романовы, как и сама, здоровых и ладных. К тому же есть для этого кое-кто на примете.

тем временем в Тобольске Мария Ивановна очень быстро поправилась. Она жила теперь с родными на небольшом подворье, под строгим надзором местных властей. И получала на свое содержание по пять копеек в день. Она ни на что не сетовала и даже не гневалась на предавшего ее жениха, лишь коротко всем отвечала: "Значит, так Богу было угодно. Может, этим Господь от меня иную напасть отвел". В начале 1619 года, еще по снегу, несостоявшуюся невесту вместе с семьей "в виде особой милости государя Михаила Романова" перевозят из Тобольска в Верхотурье, где для нее уже выстроено немалое, приличное подворье. Однако старое предписанье "никуда отсель не отлучаться" осталось в силе. (В Верхотурье Мария прожила до зимы 1620 года, а оттуда тайно, под именем Анастасии, была перевезена в Нижний Новгород.)

Только этого и смог добиться для любимой Маши за долгие горемычные месяцы Михаил Федорович.

В последнее время он осунулся, стал нелюдим, неприветлив, а Салтыковых и даже мать просто дичился, поскольку откровенно стал их бояться. Да и Марфа Иоанновна, благочестивая и богомольная, не чуя своих ошибок, извелась вся по сыну. Со всем монастырем своим молилась она об исцелении души Михаила, по храмам молебны о государе заказывала. И в то же время упрямо, без страха и сомнений правила Россией вместе с боярами, как хотела. Так что скоро при дворе все стало по-прежнему. На что и было рассчитано. Лишь одно теперь волновало царский двор - ожидание возвращенья из плена отца-государя.

И вот в июне 1619-го вернулся-таки из Польши патриарх Филарет. Сколько же радости было в Кремле!.. Да и во всей первопрестольной! Как же звонили колокола на Руси! Словно возвещали наступление нового времени. А как величаво, красиво звон этот плыл над Москвой-рекой, над зелеными далями! И как, наконец, оставшись наедине с отцом, опустясь на колени, не стесняясь, плакал сын, припав головой к худому, в черной схиме телу отца... И всем в столице казалось: након

ц-то безвременью пришел конец, покажут себя Романовы. Давно уж пора. И действительно, очень скоро мудрый Филарет взял все дела в свои руки. И жизнь царского двора пошла иным, спокойным чередом. Влияние Салтыковых быстро ослабло. Лишь Евникия все продолжала крутитьсявозлеМарфы.

А Филарет вскорости объявил сыну, что пора-де укреплять власть и страну, а ему-де, молодому государю, пора мужать и семьей обзаводиться. Он предложил даже сосватать в жены сыну польскую царевну. Однако Михаил, до сих пор молчавший о своих душевных болях, уперся.

И верный первой своей любви неожиданно разразился перед отцом долгими, слезными откровениями. Выложил наконец отцу всё и про всех. А в конце разговора добавил, что кроме Марии Хлоповой, любви его негасимой, Богом ему нареченной, он ни на ком жениться не станет.

Потрясенный услышанным, Филарет тут же назначил серьезное расследование. Вызваны были и отец, и коломенские дядья Хлоповых. Вызваны были и опрошены в присутствии архимандрита Иосифа и иных священнослужителей и врачи - заморский Валентин и лекарь Балсырь. Оба они с откровенностью показали, что никогда и словом не обмолвились ни Салтыковым, ни кому, что царская невеста смертельно больна и уж тем более не способна к деторождению. Разгневанный Филарет призвал на очную ставку Бориса и Михаила. Но несмотря на их горькие раскаяния, патриарх тут же, безоговорочно, выслал Салтыковых вон из Москвы, "без имущества в самые дальние вотчины".

Счастью молодого государя не было предела! Есть, думал он, есть она - справедливость! Он уж и депешу собрался посылать в Новгород к Маше, как вечером без стука в его покои черной тенью явилась мать. Она долго молчала, стояла посреди слабо освещенной палаты - лишь виднелся светлый овал лица под черным клобуком да глаза, сверкающие решимостью. Наконец сказала тихо и страшно, до дрожи: коли Хлопова станет на Москве царицей, то он, Михаил Романов, тотчас же пойдет провожать гроб своей матери на погост. В лучшем же случае она покинет Русь навсегда, и он, сын единородный, уж более никогда не увидит своей матери. И проклят будет - и на земле, и на небесах. Сказала, как отрезала, и, развернувшись, словно махнув черным саваном, твердо вышла...

душевных муках молодого государя тут говорить не стоит. Понимал он, что мать более всего печется о нем, любимом сыне своем, и если уж так сказала - глубоки и серьезны ее сомнения в царской невесте. Много думала, мучилась, что бы этакое сыну сказать. И как на сердце больно-то... И вот в ноябре 1623 года Михаил Романов подписал грамоту, по которой он - Великий государь - "не соизволял" брать в жены дочь Ивана Хлопова. А Ивану было предписано одному возращаться в Коломну, в родовую вотчину. Дочери же его Марии следовало и впредь оставаться в Нижнем Новгороде и там принять имение, "вымороченное некогда в казну владение покойного Кузьмы Минина, спасителя Руси".

Дорого далась молодому государю сия грамота. Но еще горше потому, что его отец, неожиданно узнав у себя в патриаршем подворьи о сем богохульном деле, так разгневался, что чуть не отрекся от малодушного сына. Однако было уж поздно. Горькая грамота Марии была послана, и неправое дело - свершилось. Опять-таки взяла Марфа верх!

А Марфа Иоанновна не только этим взяла. С подсказки Евникии в сентябре 1624 года, как раз на Рождество Богородицы, на Новый год (который праздновали тогда в сентябре), заставила сына жениться на Марии Долгорукой, дочери богатого и знатного князя Владимира Тимофеевича. (Только и радости было в этом для молодого царя, что его любимое имя - Мария.) Однако лишь только затихла спешная свадьба и молодые сочетались семейными узами, как на другой же день царица оказалась больной! Да так, что вдруг слегла без сознания. А спустя три месяца и вовсе почила. И опять поползли слухи, что "испортили деву", что это опять злодеяние. Закричал, заплакал, забился юродивый на площади возле Кремля, мол, это Романовым наказание за Хлопову, за предательство. А иные считали даже, что это проклятье отца патриарха Филарета... Ну да мало ли что темные люди скажут!..

И опять потянулось для Михаила Федоровича странное безвременье. И длилось оно почти два года. Пока в 1626 году его вновь, но уже буквально скоропостижно, не женили. Уже под приглядом людей Филарета. Всего за три дня до пышной и не очень веселой свадьбы ввели новую, третью, царскую невесту Евдокию Стрешневу (дочь незнатных дворян) "наверх", в царский терем. За три дня - во избежание черных козней, уже постигших прежних невест государя.

Такими невеселыми событиями в семейной жизни началось для Романовых их трехсотлетнее правление на русском престоле. Да и что скажешь-то... Бог - есть Любовь.

ХЛОПОВА МАРИЯ ИВАНОВНА

Хлопова (Мария Ивановна) - дочь московского дворянина, невеста царя Михаила Федоровича. В 1616 г., когда царю минул 20-й год, решено было его женить; выбор его пал на Х., которая, в начале следующего года, с новым именем "Анастасии", помещена была "во дворце наверху". Вместе с ней приблизились к царю и ее ближайшие родственники, из которых ее дядя, Гавриил Васильевич Х., своей близостью возбудил зависть в родственнике царя, М.М. Салтыкове. Однажды Х. заболела. Несмотря на уверения придворных докторов и быстрое выздоровление Х., Салтыков успел уверить царя в неизлечимости ее болезни; боярская дума объявила, что "царская невеста к государевой радости не прочна". После того ее вместе с бабкой, теткой и двумя дядями, сослали в Тобольск, разлучив с матерью и отцом, отправленным на воеводство в Вологду. Осенью 1619 г. Х. перевели в Верхотурье, а в 1621 г. - в Нижний Новгород. Патриарх Филарет посоветовал произвести новое дознание о болезни Х. В Нижний Новгород были посланы "следователи", во главе с боярином Ф.И. Шереметевым. Прибыв туда в конце 1623 г., они нашли Х. вполне здоровой и готовились везти ее в Москву, как вдруг пришло оттуда известие о немедленном отозвании их самих; нерасположение матери Михаила Федоровича и красота дочери князя Долгорукова взяли верх над прежней страстью царя. Х., устроенная лучше прежнего, продолжала оставаться в Нижнем Новгороде до самой смерти, последовавшей не позже марта 1633 г. Ср. статью П. Мельникова "М. И. Х., невеста царя Михаила Федоровича" ("Нижегородские Губернские Ведомости", 1845, ¦ 7 и след.); Д. Мордовцев "Русские женщины допетровской Руси"; И.Я. Забелин "Домашний быт русских цариц" (глава 3-я).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ХЛОПОВА МАРИЯ ИВАНОВНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАРИЯ в Словаре значений Цыганских имен:
    (заимств., жен.) - ассоциируется с именем …
  • МАРИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Королева Сицилии из династии Арагонских королей в 1377-1402 гг. Дочь Фридриха III. Замужем с 1390 г. за инфантом Мартином, сыном …
  • МАРИЯ в биографиях Монархов:
    Королгва Сицилии из династии Арагонских королей в 1377-1402 гг. Дочь Фридриха III. Замужем с 1390 г. за инфантом Мартином, сыном …
  • МАРИЯ в Лексиконе секса:
    (богородица, богоматерь, дева Мария, Мадонна), в христианской мифологии мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая (ср. : партеногенез). Образ …
  • МАРИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Богородица Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и Анна …
  • ХЛОПОВА
    (Марья Ивановна) — дочь московского дворянина, невеста царя Михаила Феодоровича. В 1616 г., когда царю минул 20-й год, решено было …
  • МАРИЯ СЕСТРА ЛАЗАРЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Марфа и …
  • МАРИЯ СВ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя нескольких святых: 1) мученица, пострадавшая в III в.; память 6 июня: 2) преподобная, племянница преп. Авраамия затворника, жила в …
  • МАРИЯ ИМЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от еврейского Мариам — "высокая", "превосходная", "славная") — имя мног. святых, государынь и принцесс, общеупотребительное у всех христианских …
  • МАРИЯ ДОЧЬ ФИЛИППА I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    королева венгерская (1505-1558), дочь Филиппа I Красивого и Иоанны Безумной, в 1522 г. вышла замуж за Людовика II Венгерского, овдовела …
  • МАРИЯ ДОЧЬ ЛЮДОВИКА I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    королева венгерская (1370-1395), дочь короля Людовика I (см. соотв. …
  • МАРИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Тюдор - англ. королева (1553 - 58), дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской, род. в 1515 г. С 2-летнего …
  • МАРИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МАРИЯ в Энциклопедическом словарике:
    (Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и Анна …
  • МАРИЯ
    МАР́ИЯ ФЁДОРОВНА НАГАЯ (?-1612), седьмая жена Ивана IV (с 1581). В 1584 выслана с сыном Дмитрием в Углич, после его …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ФЁДОРОВНА (София-Доротея-Августа-Луиза) (1759-1828), принцесса Вюртембергская, жена (с 1776) рос. имп. Павла I. Создала ряд благотворит. и воспитат. (гл. обр. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ I ТЮДОР (Маrу I Tudor) (1516-58), англ. королева с 1553. Восстановив католицизм, жестоко преследовала сторонников Реформации (прозвища - Мария …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ТЕРЕЗИЯ (Maria Theresia) (1717-80), австр. эрцгерцогиня с 1740, из династии Габсбургов. Утвердила свои права на владения Габсбургов в войне …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ СТЮАРТ (Mary Stuart) (1542-87), шотл. королева в 1542 (фактически с 1561) - 1567; претендовала также на англ. престол. Восст. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ МАГДАЛИНА, в христианстве раскаявшаяся грешница, одна из жён-мироносиц, преданная последовательница Иисуса Христа, удостоившаяся первой увидеть его воскресшим. Включена христ. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ КРИСТИНА (Maria Cristina) Старшая (1806-78), жена исп. короля Фердинанда VII, регентша Испании в 1833-40 (при Изабелле …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ ЕГИПЕТСКАЯ (6 в.), христ. святая. По преданию, в молодости была блудницей; присоединившись к паломникам, к-рые шли в Иерусалим, обратилась …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ АНТУАНЕТТА (Marie-Antoinette) (1755-93), франц. королева, жена (с 1770) Людовика XVI. Дочь австр. императора. С нач. Франц. рев-ции вдохновительница контррев. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ II да Глория (Maria II da Gloria) (1819-53), королева Португалии в 1826-28 и с 1834, из династии Браганса. Правление …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ I (Maria I) (1734-1816), королева Португалии с 1777, из династии Браганса; с 1792, в связи с психич. заболеванием М. …
  • МАРИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАР́ИЯ (Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители М.- праведники Иоаким и Анна …
  • ХЛОПОВА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Марья Ивановна) ? дочь московского дворянина, невеста царя Михаила Феодоровича. В 1616 г., когда царю минул 20-й год, решено было …
  • МАРИЯ в Словаре Кольера:
    I (Mary) (1867-1953), королева Англии, супруга английского короля Георга V. Родилась 26 мая 1867 в Лондоне. Дочь герцога Текского, она …
  • МАРИЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мать Иисуса …
  • МАРИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    богоматерь, богородица, дева мария, имя, мадонна, маруся, …
  • МАРИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • МАРИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Богородица, Богоматерь, Дева Мария, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Родители Марии - праведники Иоаким и …
  • ФЛОРОВСКАЯ КСЕНИЯ ИВАНОВНА
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Флоровская Ксения Ивановна (урожд. Симонова) (+ 1977), супруга прот. Г. Флоровского. Родилась в России …
  • ФИГУРИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фигурина Наталья Ивановна (1879 - 1938), ктитор. Родилась в 1879 году в селе …
  • ОСТРОГЛАЗОВА АННА ИВАНОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Остроглазова Анна Ивановна (1900 - после 1937), мученица. Память 10 ноября, в …
  • ОРЖЕВСКАЯ НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Оржевская Наталья Ивановна (1859 - не ранее (1935). Родилась в 1859 году в Царском Селе …
  • МАСЛАНОВА АНИСИЯ ИВАНОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Масланова Анисия Ивановна (1878 - 1937), церковная староста, мученица. Память 20 ноября и …
  • ЛОСЕВА ВАРВАРА ИВАНОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лосева Варвара Ивановна (1894 - 1938), мученица. Память 22 февраля, в Соборе …
  • КУВШИНОВА МИЛИЦА ИВАНОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кувшинова Милица Ивановна (1891 - 1938), мученица. Память 23 января, в Соборе …
  • ЗЕРЦАЛОВА АННА ИВАНОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зерцалова Анна Ивановна (1870 - 1937), духовная писательница, мученица. Память 14 ноября, …
  • ГОРОХОВА АННА ИВАНОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горохова Анна Ивановна (1896 - 1938), послушница, преподобномученица. Память 7 марта, …
  • ЯКОВЛЕВА ЮЛИЯ ИВАНОВНА (ЮЛИЯ БЕЗРОДНАЯ)
    Яковлева (Юлия Ивановна) - писательница. Известна под псевдонимом Юлия Безродная. Родилась в 1859 г., в семье чиновника. В 1875 г. …
  • ШМИДТ-МОСКВИТИНОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Шмидт-Москвитинова (Ольга Ивановна) - писательница для детей, родилась в 1851 г. Напечатала: "Сказочный мирок", "Ландыш", "Сказания европейских народов" и …
  • ШЕСТАКОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА (ГЛИНКА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Шестакова (Людмила Ивановна, рожденная Глинка) - издательница опер и прочих произведений своего брата М.Г. Глинки; родилась в 1816 …
  • ФИГНЕР МЕДЕЯ ИВАНОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Фигнер Медея Ивановна - его жена, Медея Ивановна (прежняя фамилия - Мей) - также известная певица-сопрано; родилась в 1860 г., …
  • МАРФА ИВАНОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Марфа Ивановна - великая "инокиня" - царица, мать царя Михаила Федоровича (умерла в 1631 г.). Дочь избранного в "тысячу" Грозного …
  • КСЕНИЯ ИВАНОВНА РОМАНОВА в Краткой биографической энциклопедии:
    Ксения Ивановна Романова - мать царя Михаила Федоровича: см. Марфа (Ивановна) …
  • ЕЖОВА ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
    Ежова Екатерина Ивановна - актриса санкт-петербургской драматической сцены (1787 - 1837), подруга жизни драматурга князя А.А. Шаховского; окончила курс …
Случайные статьи

Вверх