Новгородское восстание 1650 причины и итоги. Новгородское восстание. Главные участники восстания

Поводом послужившим для начала Новгородского восстания был рост цен на хлеб, из-за осуществлявшихся в то время крупных закупок зерна для исполнения правительством обязательства поставить Швеции зерно в счёт компенсации за перебежчиков с захваченных шведами территорий. Участники восстания (ремесленники, часть стрельцов и городская беднота) в середине марта 1650 года отстранили от власти воеводу новгородского - окольничего Фёдора Хилкова и разгромили дворы многих зажиточных горожан.

Восставшие избрали земских старост и поставили во главе городского самоуправления митрополичьего приказного И. Жеглова, а новгородский митрополит Никон 19 марта был избит толпой за то, что проклял 17 марта с церковного амвона новоизбранных правителей города.


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Новгородский автобус
  • Нове-Замки (район)

Смотреть что такое "Новгородское восстание" в других словарях:

    НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ - 1071 возглавлялось волхвом. Защищая епископа, князь Глеб Святославич убил волхва и усмирил восстание …

    НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ - военных поселенцев Новгородской губ., июль 1831. Началось холерным бунтом в Ст. Руссе. Восставшие расправились с начальством, разгромили помещичьи имения. Подавлено войсками. Свыше 4,5 тыс. человек предано военному суду … Большой Энциклопедический словарь

    НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ - 1136 с участием ладожан и псковичей, было важнейшим этапом формирования Новгородской республики … Большой Энциклопедический словарь

    НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ - 1650 вызвано ростом налогов, злоупотреблениями администрации и хлебной спекуляцией крупных купцов. Восставшие (низшие и средние слои горожан, стрельцы) установили выборную власть в середине марта, конфисковали имущество крупных торговцев.… … Большой Энциклопедический словарь

    НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ - 864 полулегендарное, против князя Рюрика и его дружины, руководимое Вадимом Храбрым. Подавлено варягами … Большой Энциклопедический словарь

    Новгородское восстание - выступление военных поселенцев Новгородской губернии в июле 1831. Началось «холерным бунтом» в Старой Руссе. Восставшие расправились с начальством, разгромили помещичьи имения. Подавлено войсками. Свыше 4,5 тыс. человек предано военному суду … Энциклопедический словарь

    НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1650 года - НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1650 года, городское восстание в России середины 17 века. Поводом для его начала послужил рост цен на хлеб, возникший из за крупных правительственных закупок зерна. Восставшие ремесленники, часть стрельцов, городская… … Энциклопедический словарь

    НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1071 года - НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1071 года, выступление новгородцев против христианской религии. Около 1071 года в Новгороде появился волхв (см. ВОЛХВЫ (на Руси)), который «хулил веру христианскую», призывал убить епископа. Поддерживая веру в старых богов … Энциклопедический словарь

    НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 864 года - НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 864 года, легендарное выступление новгородцев под руководством Вадима Храброго против князя Рюрика (см. РЮРИК (князь)) и его дружины. Обосновавшись в Новгороде, Рюрик разослал по городам Новгородской земли своих мужей,… … Энциклопедический словарь

    НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1650 - НОВГОРОДСКОЕ ВОССТАНИЕ 1650, принятое в исторической литературе название массового выступления в Новгороде низших и средних слоев посадских людей и стрельцов. Вызвано ростом налогов, злоупотреблениями администрации и хлебной спекуляцией крупных… … Русская история

Новгородское восстание 1650 , одно из городских восстаний середины 17 в. Поводом для начала Н. в. послужил рост цен на хлеб, возникший из-за крупных правительственных закупок зерна. Восставшие ремесленники, часть стрельцов, городская беднота в середине марта 1650 отстранили от власти воеводу Ф. И. Хилкова и разгромили дворы «лучших» людей: В. Никифорова, М. Вязьмы, Н. Тетерина и др. Восставшие избрали земских старост и поставили во главе городского самоуправления митрополичьего приказного И. Жеглова.

17 марта новгородский митрополит Никон проклял с церковного амвона новых правителей города, за что 19 марта был избит толпой народа. Посланный в Новгород царём Алексеем Михайловичем дворянин Соловцов был арестован и несколько дней просидел под караулом. Попытки восставших связаться с мятежным Псковом (см. Псковское восстание 1650 ) потерпели неудачу. Внутренняя борьба в Новгороде между городскими низами и зажиточными людьми, колебания и непоследовательность И. Жеглова, а также твёрдая позиция митрополита Никона, неукоснительно стоявшего на охране интересов царя, привели к поражению Н. в.

Прибывшее под Новгород войско князя И. Н. Хованского несколько дней простояло у его стен и 13 апреля без сопротивления вошло в город. Руководители восстания были арестованы, пятеро из них казнены, более ста человек биты кнутом и сосланы на север, в Астрахань и на Терек.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Псковское восстание было не единственным в русском государстве в то время. Крестьянские восстания терзали северо-западные уезды и продолжались до февраля 1651. И хотя армии Хованского удалось захватить и подавить похожее по причинам восстание в Новгороде, царский отряд был измотан и слаб. К тому же не прекращались волнения и в пригородах Пскова. В самой Москве были обеспокоены нараставшим напряжением со Швецией, могущее привести к новой войне. Поэтому летом 1650 года царское правительство вынуждено было созвать Земский собор, на котором были обещаны некоторые уступки восставшим. Представители Земского собора во главе с епископом коломенским Рафаилом прибыла в Псков 17 августа. Однако к их приезду власть в городе захватили представители городской верхушки, а попытка городских низов поднять новое восстание 20 августа оказалась неудачной. 25 августа в городе была установлена власть воевод. В октябре руководители Псковского восстания 1650 года были арестованы, подвергнуты пыткам и сосланы.

Новгородское восстание 1650 , одно из городских. восстаний середины 17 в. Поводом для начала Н. в. послужил рост цен на хлеб, возникший из-за крупных правительственных закупок зерна. Восставшие ремесленники, часть стрельцов, городская беднота в середине марта 1650 отстранили от власти воеводу Ф. И. Хилкова и разгромили дворы "лучших" людей: В. Никифорова, М. Вязьмы, Н. Тетерина и др. Восставшие избрали земских старост и поставили во главе городского самоуправления митрополичьего приказного И. Жеглова.

17 марта новгородский митрополит Никон проклял с церковного амвона новых правителей города, за что 19 марта был избит толпой народа. Посланный в Новгород царём Алексеем Михайловичем дворянин Соловцов был арестован и несколько дней просидел под караулом. Попытки восставших связаться с мятежным Псковом (см.Псковское восстание 1650) потерпели неудачу. Внутренняя борьба в Новгороде между городскими низами и зажиточными людьми, колебания и непоследовательность И. Жеглова, а также твёрдая позиция митрополита Никона, неукоснительно стоявшего на охране интересов царя, привели к поражению Н. в.

Прибывшее под Новгород войско князя И. Н. Хованского несколько дней простояло у его стен и 13 апреля без сопротивления вошло в город. Руководители восстания были арестованы, пятеро из них казнены, более ста человек биты кнутом и сосланы на север, в Астрахань и на Терек.

Медный бунт произошел в Москве , 25 июля 1662 года. Причиной медного бунта послужило следующие обстоятельства. Россия вела затяжную войну с Речью Посполитой за присоединение Украины. Любая война требует огромных средств для содержания армии. Денег у государства катастрофически не хватало. Тогда было решено ввести в оборот медные деньги. Случилось это в 1655 году. Из фунта меди, стоимостью 12 копеек, чеканили монеты на 10 рублей. Массу медных денег сразу вбросили в обиход, что повлекло за собой недоверие населения к ним, инфляцию. Стоит отметить, что налоги в государственную казну собирались серебряными деньгами, а расплачивались медью. Так же медные деньги легко было подделать. К 1662 году рыночная цена медных денег упала аж в 15 раз, стоимость товаров сильно возросла. Положение ухудшалось с каждым днем. Крестьяне не возили свои продукты в города, потому что не хотели получать за них ничего не стоящую медь. В городах стала процветать нищета и голод.

Медный бунт готовился заранее, по всей Москве появились прокламации, в которых многие бояре и купцы были обвинены в сговоре с Речью Посполитой, разорению страны и предательстве. Так же в прокламации были требования снизить налоги на соль, отменить медные деньги. Показательно, что недовольство народа вызвали почти те же самые люди, что и при соляном бунте .

Толпа разделилась на две части. Одна, в размере 5 тысяч человек, двинулась к царю Алексею Михайловичу в Коломенское, вторая громила дворы ненавистных вельмож. Алексея Михайловича бунтовщики застали за молебном. Говорить с народом пошли бояре, но они не смогли утихомирить толпы. Пришлось идти самомуАлексею Михайловичу . Люди били челом перед царем, требовали изменить сложившуюся ситуацию. Понимая, что толпу нельзя утихомирить, Алексей Михайлович говорил «тихим обычаем», уговаривал бунтовщиков потерпеть. Люди хватали царя за платье, и говорили «Чему верить?». Царю даже пришлось ударить по рукам с одним из бунтовщиков. Только после этого народ стал расходиться. Народ уходил из Коломенского, но по пути встретил вторую часть толпы, которая шла туда, откуда уходила первая. Объединенная, недовольная, 10 тысячная толпа народа повернула обратно в Коломенское. Восставшие вели себя еще более дерзко и решительно, требую бояр для убиения. Тем временем, к Коломенскому подоспели верные, Алексею Михайловичу , стрелецкие полки и разогнали толпу. Репрессиям подверглось около 7 тысяч человек. Кого-то били, кого-то отправляли в ссылку, а кому то выжигали клеймо с буквой «Б» - бунтовщик.

В медном бунте участвовали только люди из низших слоев общества – мясники, ремесленники, крестьяне. Итогом медного бунта стала постепенная отмена медной монеты. В 1663 году медны дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, возобновилась печатка серебряных денег. Медные деньги были полностью изъяты из обращения и переплавлены в другие нужные предметы из меди.



Поход Василия Уса. Одним из основных районов, куда направлялись беглые крестьяне, был Дон. Здесь, на южной границе России, действовал принцип: "С Дона выдачи нет". Обороняя границы России, донские казаки часто предпринимали успешные походы (так называемые "походы за зипунами") против Крыма и Турции, возвращаясь с богатой добычей. В 1658-1660 гг. турки и крымские татары блокировали выход в Азовское и Черное моря: в устье Дона были сооружены две башни, перегородившие реку натянутыми между ними цепями. Объектом нападения казаков все чаще становилось побережье Каспия.

В 1666 г. отряд в 500 казаков под предводительством атамана Василия Уса предпринял поход с Дона через Воронеж на Тулу. Казаки, желая на военной службе получить средства к существованию, шли в Москву, чтобы предложить правительству свои услуги в связи с войной России и Польши. В ходе движения в отрад вливались крестьяне, бежавшие от господ, а также посадский люд. Отряд Василия Уса вырос до 3 тыс. человек. С большим трудом царские воеводы с помощью регулярных войск вынудили Василия Уса отойти на Дон. Многие из участников похода Василия Уса впоследствии влились в повстанческую армию Степана Разина.

Степан Тимофеевич Разин. С.Т. Разин происходил из домовитого казачества: к казацкой верхушке принадлежали, вероятно, его предки в первом поколении. Как сообщает один из современников, "вид его был величественный, осанка благородная, выражение лица гордое, роста от был высокого, лицо имел рябоватое. Он обладал способностью внушать страх и любовь". С. Т. Разин хорошо знал положение и нужды народа. С казацким посольством он бывал в Москве. Дважды прошел через всю Россию от Дона до Соловецких островов в Белом море. Возглавлял отдельные казацкие походы. Не случайно вокруг личности С.Т. Разина были сложены многочисленные легенды, песни, сказания.

В 1667 г. под руководством С.Т. Разина голутвенные (неимущие) казаки, отправившись в поход за зипунами, захватили Яицкий городок (современный Уральск) и сделали его своим опорным пунктом. В 1668-1669 гг. они подвергли опустошительному набегу Каспийское побережье от Дербента и до Баку, разбив флот иранского шаха. С богатой добычей через Астрахань и Царицын С.Т. Разин и его войско вернулись на Дон. Этот поход не выходил еще за рамки обычного казацкого похода за добычей.

Церковные реформы Никона. Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

В конце 40-х годов XVII в. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и др.

Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом (главой) Кожеозерского монастыря (район Каргополя). Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей поддержкой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским (как раз во время новгородского восстания 1650 г.) Никон в 1652 г. избирается московским патриархом.

К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. Это и не удивительно: переписчики, используя тексты ветхих рукописей, не все могли прочитать, кое-что дописывали по памяти, домысливали, поправляли и тем самым нередко искажали смысл переписанного.

То же происходило в церковных обрядах. Многие знающие литургию люди осуждали многогласие во время церковных служб. Последние шли долго и утомительно, согласно церковному уставу, и священники пошли по пути весьма своеобразному: читали сами свою молитву, в это же время дьячок читал свою, а хор пел псалмы. Одновременное чтение и пение наполняли церковь шумом, разноголосицей. Прихожане не могли ничего разобрать, выражали недовольство. А иные, пользуясь сумятицей, переговаривались о мирских делах и заботах, перемигивались, и всякое благочиние шло насмарку.

Обычай креститься двумя перстами, шедший от отцов и дедов, согласно утверждению многих прихожан, тоже был ошибочным, греховным: нужно-де класть крест тремя перстами.

Одни говорили, что нужно исправить богослужебные книги и обряды, примеряясь к старым, древнерусским образцам, решениям Стоглавого собора (1551 г.), утвердившего незыблемость обрядов русской церкви. Другие считали, что в самих старинных русских рукописях много описок и ошибок, посему образцами могут служить только греческие оригиналы, с которых когда-то, во времена Древней Руси, делались русские переводы.

В конце 40-х гг. XVII в. из Киева прибыли в столицу ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий. Посмотрели русские книги, "ужасошася" и засели за благое дело - исправление книг, смущающих людей православных, вводящих их в искушение и грех.

При изучении русских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти решили обратиться к греческим оригиналам и ученым монахам.

Алексей Михайлович, возложивший надежды на сильного духом и телом Никона, поручил ему проведение реформы в церкви, которая, как он не без оснований полагал, не всем придется по нраву. Новый патриарх в 1653 г. разослал память по всем церквам: отныне земные поклоны заменить поясными, а двоеперстие - троеперстием.

Тем временем ученые-богословы заново перевели с греческого богослужебные книги. От старых книг они отличались немногими уточнениями, исправлениями. Например, вместо "певцы" в новых стояло слово "песнопевцы", "вечного" - "бесконечного", "молюся" - "прошу" и т. д. Ничего существенного новые книги, которые по повелению Никона отпечатали и рассылали по церквам, не вносили, основы православия, догматы религии остались неприкосновенными. Вводились только уточнения, единообразие.

Затем последовали другие изменения: слово "аллилуйя" по велению Никона стали произносить не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не по солнцу ("посолонь"), а против солнца. Внес он изменения в церковную и монашескую одежду.

В 1656 г. на очередном соборе всех сторонников старых русских обрядов отлучили от церкви. Споры "ревнителей древлего благочестия" и никониан касались обрядовой, внешней стороны церковной жизни, не затрагивая сути православия. Но фанатизм спорящих, их неуступчивость делали свое дело - с обеих сторон сыпались обвинения и проклятия, брань и угрозы.

Сторону "ревнителей" принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди. В Москве происходили волнения противников реформ Никона. Одно время "ревнители" надеялись, что их поддержит Алексей Михайлович. Он поначалу стоял в стороне от церковной реформы. Но сочувствовал ей, поддерживал патриарха, и Аввакум в нем разочаровался, перестал считать "благочестивейшим и православнейшим" царем.

Раскол. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков - старообрядцы - отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам - греческим или русским - унифицировать церковные книги. Спор между ними шел и о том, как следует креститься - двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход - по ходу солнца или против солнца и т.д.

Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями "расколоучителей", бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. Сюда, в далекую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ. Здесь нашли приют многие разницы. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50.

Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск в низовье Печоры и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя "огненному крещению" - самосожжению в ответ на приход в мир "Никона-Антихриста".

Большой Московский собор (известен также как «большой собор », «собор 1666-1667 годов », «собор, осудивший Никона ») - церковный собор Русской православной церкви, самый представительный по числу участников. Кроме суда над Никоном известен установлением многих канонических норм и началом активной борьбы состарообрядчеством.

Собор проводился в Москве в два этапа:

§ заседания с участием русского и греческого духовенства с 28 ноября 1666 года до февраля 1667 года.

Собор был созван с целью решения нескольких основных задач:

§ преодоление старообрядческого раскола. После богослужебных реформ Никона Русская Церковь, по мнению старообрядцев, отпала от истинной веры, и к этому времени старообрядцы открыто называли царя антихристом, отказывались принимать причастие у «никониан».

§ проведение церковного суда по поводу бывшего Патриарха Никона, который после оставления престола в июле 1658 года требовал себе льгот, критиковал Соборное уложение 1649 года, выступал против вмешательства царя в церковные дела.

§ избрание нового Патриарха

Первый этап

К февралю 1666 года в Москву приехали все русские епископы и известные представители духовенства, в том числе Питирим (митрополит Новгородский), Лаврентий (митрополит Казанский и Свияжский), Иона (митрополит Ростовский), Павел (митрополит Крутицкий), Феодосий (митрополит Сербский, проживавший при московском Архангельском соборе), Симон (архиепископ Вологодский), Филарет (архиепископ Смоленский и Дорогобужский), Иларион (архиепископ Рязанский и Муромский), Иоасаф (архиепископ Тверской и Кашинский), Арсений (архиепископ Псковский). Иерархи греческих церквей не прибыли; в их отсутствие суд над Никоном не проводился.

Всех архиереев обязали дать письменные ответы на три вопроса:

§ являются ли греческие Патриархи (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский) православными?

§ правильны ли используемые греческими церквями богослужебные книги?

§ был ли законным Московский Собор 1654 года?

Уже к концу февраля все русские архиереи дали утвердительный ответ на все три вопроса.

"Соловецкое восстание" или "Соловецкое сидение" - 8 летнее восстание соловецких монахов против церковной реформы. Участники - монахи, не принявшие церковной реформы патриарха Никона, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы и солдаты, а также сподвижники Степана Разина. Карательная армия, посланная царем и насчитывавшая более тысячи человек, овладела монастырем в результате измены одного из защитников монастыря. Вот как рассказывается об этом событии в очерке Анны Гиппиус :

"Первые зачатки раскола появились в Соловецком монастыре с 1636 года, когда патриархом Никономбыли присланы сюда исправленные богослужебные книги. Против патриарха, бывшего уже под царским гневом, было предубеждение. Монахи, даже не просмотрев книг, сразу запечатали их в сундуки и поставили в монастырскую оружейную палату. Начало было сделано. Потом, сначала благодаря приездам сочувствующих расколу, а в 1661 году благодаря ссылке целой группы раскольников, раскол стал быстро распространяться, заражая все больше и больше иноков. Присоединение к расколу беглых московских стрелков и мятежников из шайки Степана Разина очень усилило движение и придало ему политический оттенок.

Пожар разгорался и наконец, в 1666 г., при игумене Варфоломее вспыхнул открытый мятеж. Помимо игумена, руководимые келарем Савватием Абрютиным и казначеем Терентием, монахи составили очень грубую челобитную царю. Царь вызвал к себе игумена и архимандрита Никонора и велел им увещевать недовольных. Однако, обратно в монастырь их даже не впустили, что было уже явным сопротивлением царской власти. Варфоломея перевели тогда в Свияжский монастырь, а архимандрит Никонор перешел на сторону бунтовщиков.

Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь: «Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление.» (Из Устава РПЦ)
Первый после восстановления патриаршества в России: патриарх Тихон; cвятитель Тихон Московский (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925) - епископ Православной Российской Церкви; с 21 ноября (4 декабря) 1917 Патриарх Московский и всея России. Канонизирован Русской Церковью в лике святителей Архиерейским собором Русской Православной Церкви (9.10.1989).

Царь написал увещевательную грамоту, но все было напрасно. Тогда началась осада; были построены батареи, с которых шла бомбардировка монастыря. Крепость, однако, руководимая военачальниками-монахами, сопротивлялась превосходно; провианта было много. Достаточно сказать, что через десять лет (22-го января 1677 г.) монастырь был взят только потому, что один перебежчик предал, указав секретный ход в крепостной стене.

В самой обители произошел жестокий бой. Было много убитых. Многие казнены, многие сосланы в другие монастыри и крепости. Часть раскольников бежала в Поморье, где они распространили раскол, увенчивая гибель мятежников мученическим венцом, как пострадавших за правую веру.

Соловецкий монастырь пришел в полный упадок. Храмы и постройки разрушились, соляные промыслы запустели, припасы и скот были истреблены, касса совершенно пуста. Игумен и “соборные старцы” (келарь и казначей) были назначены из других монастырей. Через бирюча был объявлен царский указ о возобновлении пропуска богомольцев на Соловки; стрелецкая команда однако еще долго стояла в монастыре, на всякий случай"

Стрелецкие бунты (восстания) – выступления стрельцов, боровшихся за свои привилегии в конце ХVII века.

В первые годы царствования Петра I консервативные силы группировались вокруг царевны Софьи и Милославских и в своих целях использовали недовольство стрельцов.

В условиях перехода к регулярной армии стрельцы как категория служилых людей оказались не нужны. Постепенно утрачивая не только былые права, но и средства к существованию, они все зло видели в Петре и его преобразованиях и поэтому не раз восставали.

Сложный характер имели стрелецкие восстания конца XVII в. В мае 1682 г. выступление стрельцов было спровоцировано борьбой в правительственных кругах за власть. Неустойчивость и растерянность в верхах были использованы стрельцами для предъявления требований об увеличении льгот и регулярной уплате жалования. Ставший во главе восстания начальник Стрелецкого приказа князь И.А. Хованский преследовал свои цели - вернуть утраченное влияние боярской аристократии. Это фактически стало программой стрелецкого бунта, получившего название “хованщина”. Однако правительство Софьи, опиравшееся на поддержку дворянства, предприняло решительные действия - князь И.А. Хованский и его сын Андрей в сентябре 1682 г. были схвачены и казнены.

Наиболее опасным оказался мятеж 1698 г., вспыхнувший в отсутствие Петра. Четыре стрелецких полка двинулись с польской границы на Москву, но под Новым Иерусалимом были встречены двумя гвардейскими и Бутырским полками под предводительством боярина А. Шеина и генерала П. Гордона. Не выдержав натиска верных Петру войск, стрельцы были вынуждены сдаться. После проведения “розыска” на восставших были обрушены казни и экзекуции: 130 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом, а остальные отправлены в ссылку. Срочно возвратившийся из-за границы царь потребовал пересмотра стрелецкого “розыска”. По его приказу более тысячи стрельцов было возвращено из ссылки и подверглось публичной казни. Царевна Софья, поддерживавшая восставших, была пострижена в монахини и заключена в монастырь. Стрелецкое войско было фактически ликвидировано.

одно из городских восстаний середины 17 в. Поводом для начала Н. в. послужил рост цен на хлеб, возникший из-за крупных правительственных закупок зерна. Восставшие ремесленники, часть стрельцов, городская беднота в середине марта 1650 отстранили от власти воеводу Ф. И. Хилкова и разгромили дворы «лучших» людей: В. Никифорова, М. Вязьмы, Н. Тетерина и др. Восставшие избрали земских старост и поставили во главе городского самоуправления митрополичьего приказного И. Жеглова.

17 марта новгородский митрополит Никон проклял с церковного амвона новых правителей города, за что 19 марта был избит толпой народа. Посланный в Новгород царём Алексеем Михайловичем (См. Алексей Михайлович) дворянин Соловцов был арестован и несколько дней просидел под караулом. Попытки восставших связаться с мятежным Псковом (см. Псковское восстание 1650) потерпели неудачу. Внутренняя борьба в Новгороде между городскими низами и зажиточными людьми, колебания и непоследовательность И. Жеглова, а также твёрдая позиция митрополита Никона, неукоснительно стоявшего на охране интересов царя, привели к поражению Н. в.

Прибывшее под Новгород войско князя И. Н. Хованского несколько дней простояло у его стен и 13 апреля без сопротивления вошло в город. Руководители восстания были арестованы, пятеро из них казнены, более ста человек биты кнутом и сосланы на север, в Астрахань и на Терек.

  • - см. Городские восстания в России в середине 17...

    Советская историческая энциклопедия

  • - игумен Сновидск. мон., Владимир. еп.Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева...
  • - игумен Сновидск. мон., Владимир...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - строитель Троицкого Симеоновского Серского м. Переяславск...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - игумен Никольского Старо-Ладожск. мон.Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в новгородском соборе...

    Русская энциклопедия

  • - ГОСТ {-72} Приспособление ПРВН-53 для обновления плантажа на виноградниках. Требования к качеству аттестованной продукции. ОКС: 65.060.20 КГС: Г92 Почвообрабатывающие машины Действие: С 01.09...

    Справочник ГОСТов

  • - посёлок городского типа в Середино-Будском районе Сумской области УССР. Ж.-д. станция на линии Хутор-Михайловский - Унеча. Маслодельный, хлебный, кирпичный заводы. Лугомелиоративная станция...
  • - посёлок городского типа в Донецкой области УССР. Подчинён Дзержинскому горсовету. Ж.-д. станция Фенольная. 13,5 тыс. жителей. Заводы: машино-строительный, кирпичный, фенольный и др. предприятия...

    Большая Советская энциклопедия

  • - одно из городских восстаний середины 17 в. Поводом для начала Н. в. послужил рост цен на хлеб, возникший из-за крупных правительственных закупок зерна...

    Большая Советская энциклопедия

  • - военных поселенцев Новгородской губ., июль 1831. Началось "холерным бунтом" в Ст. Руссе. Восставшие расправились с начальством, разгромили помещичьи имения. Подавлено войсками...
  • - 1071 - возглавлялось волхвом. Защищая епископа, князь Глеб Святославич убил волхва и усмирил восстание...

    Большой энциклопедический словарь

  • - 1136 - с участием ладожан и псковичей, было важнейшим этапом формирования Новгородской республики...

    Большой энциклопедический словарь

  • - 1650 - вызвано ростом налогов, злоупотреблениями администрации и хлебной спекуляцией крупных купцов. Восставшие установили выборную власть в середине марта, конфисковали имущество крупных торговцев...

    Большой энциклопедический словарь

  • - 864 - полулегендарное, против князя Рюрика и его дружины, руководимое Вадимом Храбрым. Подавлено варягами...

    Большой энциклопедический словарь

  • - псковское народоправство. Народодержавный, демократический, относящийся до народного правленья...

    Толковый словарь Даля

"Новгородское восстание 1650" в книгах

Из книги Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года автора Ломоносов Михаил Васильевич

Глава 10. О СООБЩЕСТВЕ ВАРЯГОВ-РОССОВ С НОВГОРОДЦАМИ, ТАКЖЕ С ЮЖНЫМИ СЛАВЕНСКИМИ НАРОДАМИ И О ПРИЗЫВЕ РУРИКА С БРАТЬЯМИ НА КНЯЖЕНИЕ НОВГОРОДСКОЕ Поколения славенские в южной части означены выше сего; между ними знатнее прочих были поляне, не столько военными делами, как

VI. Новгородское купечество. - Товарищества. - Опасности, их вызывавшие

Из книги Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). автора Костомаров Николай Иванович

VI. Новгородское купечество. - Товарищества. - Опасности, их вызывавшие Купцы новгородские, в торговом отношении, составляли компании или артели, сообразно или направлению своей торговли, напр.; купцы заморские, купцы низовские, или же по предметам торговли, например,

1650

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1650 Calendar of Plea and Memoranda Rolb.

ВТОРОЕ «НОВГОРОДСКОЕ ДЕЛО»

Из книги Святители и власти автора Скрынников Руслан Григорьевич

ВТОРОЕ «НОВГОРОДСКОЕ ДЕЛО» Новгородские архиепископы занимали особое положение в общерусской церковной иерархии. Местный владыка один среди всех прочих русских святителей носил белый клобук, что считалось особой привилегией. На рубеже XV–XVI веков новгородские

8. Новгородское летописание XI–XIII вв.

Из книги Русские летописи и летописцы X–XIII вв. автора Толочко Петр Петрович

8. Новгородское летописание XI–XIII вв. Новгородская летописная традиция древнерусского времени сохранилась в нескольких списках. Древнейшим их них является Синодальный, получивший название «Новгородской первой летописи старшего извода». Памятник дошел до нас в списках

6. НОВГОРОДСКОЕ ДЕЛО

Из книги Апология Грозного Царя автора Манягин Вячеслав Геннадьевич

6. НОВГОРОДСКОЕ ДЕЛО Рассказ об "ужаснейших исступлениях Иоанновой ярости" (1) придется начать издалека, с еще одной цитаты из Карамзина: "Иоанн карал невинных; а виновный, действительно виновный, стоял перед тираном: тот, кто в противность закону хотел быть на троне, не

НОВГОРОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Из книги Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества автора Мизун Юрий Гаврилович

НОВГОРОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО Территория Новгородского княжества увеличивалась постепенно. Начиналось Новгородское княжество с древней области поселения славян. Она располагалась в бассейне озера Ильмень, а также рек – Волхов, Ловать, Мста и Молога. С севера

Новгородское вече и 300 золотых поясов

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич автора Кузьмин Сергей Львович

1650 Далай-лама, 2001.

Знобь-Новгородское

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗН) автора БСЭ

«Новгородское чудо»

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора Мезенцев Владимир Андреевич

«Новгородское чудо» Случилось это давно, еще в те времена, когда Новгород был самостоятельным русским государством, феодальной республикой и именовался не иначе, как Господин Великий Новгород. Судя по тому, что событие это не осталось без внимания летописца, оно было в

Псковское восстание 1650

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПС) автора БСЭ

Новгородское предание

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Новгородское предание Да, были казни над народом… Уж шесть недель горят концы! Назад в Москву свою походом Собрались царские стрельцы. Смешить народ оцепенелый Иван епископа послал, Чтоб, на кобылке сидя белой, Он в бубны бил и забавлял. И новгородцы, не переча, Глядели

Случайные статьи

Вверх