Классификация современных теорий личности

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения рисунком:

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этим рисунком существует, по меньшей мере, 48 их вариантов, и каждый из них может быть оценен, в свою очередь, по пяти приведённым на рисунке параметрам.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических или внутренних, субъективных характеристик.

Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной Куртом Левином,

В = F (P , E ),

где В - поведение; F - знак функциональной зависимости; Р - внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е - социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:

В = F (P ).

Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности и полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности

В = F (E).

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:

В = F (Р, Е).

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов.

К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. Есть теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественно внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или её внешние проявления, например, поведение и поступки.

Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и в более позднее время. Для психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий и научных категорий, наполненных конкретным содержанием, данное определение является слишком широким.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами проблемами психологии личности начали заниматься врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что многие обнаруженные ими особенности есть практически у всех здоровых людей, но у них эти особенности выражены умеренно, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости.

Определения личности врачами-психиатрами давались в терминах таких черт, с помощью которых можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Тем не менее и данный подход с точки зрения психологии представляется несовершенным. Дело в том, что такие определения для целостного описания нормальной личности являлись слишком узкими. В подобного типа определения не входили качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Это, например, способности, нравственные качества и ряд других личностных свойств.

Следует отметить, что вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к исследованию личности были единственными, в рамках которых предпринимались попытки проникновения в сущность данного феномена. Лишь в первые десятилетия XX в. личность стали изучать психологи, которые до этого времени главным образом занимались исследованием познавательных процессов и состояний человека. Поскольку начало XX в. характеризовалось бурным развитием экспериментальных исследований в психологии, была предпринята попытка ввести в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. В связи с этим первоочередной задачей для психологов на долгие годы стала разработка надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.

Давайте более подробно остановимся на некоторых наиболее известных концепциях и теориях личности, а также их классификации.

Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Причем с этими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и в учебных пособиях. Так, Р. С. Немов насчитывает по крайней мере 48 теорий личности, каждая из которых может быть оценена по пяти параметрам, являющимся основанием для классификации.

По способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.

К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик. С точки зрения социодинамических теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Следующим основанием для разделения теорий на типы является способ получения данных о личности. С этой точки зрения все теории можно разделить на экспериментальные и неэкспериментальные. К экспериментальным теориям личности относят теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. В свою очередь к неэксперименталъньш относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Другим основанием для классификации теории является точка зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование. К числу структурных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых -- преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Также существует целый ряд теорий личности, возникших в рамках возрастной и педагогической психологии. Теории этого типа построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. Кроме этого существуют теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки. Так, можно выделить теории черт. Согласно положениям данной группы теорий, все люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тесто- логического или другого способа выявления и описания личностных черт, например на основе обобщения жизненных наблюдений разных людей за данным человеком.

Второй способ оценки черт личности предполагает объединение всех людей в типологические группы. В этом случае люди, входящие в одну типологическую группу, будут обладать близкими психологическими характеристиками, а следовательно, они очень похожи друг на друга своим поведением. Однако свойственные для той или иной типологической группы психологические характеристики, в свою очередь, делают ее непохожей на другие типологические группы.

Следует отметить, что, помимо рассматриваемых Р. С. Немовым, существуют и другие классификации теорий личности. Так, Б. В. Зейгарник рассматривает существующие теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте, в зависимости от условий их зарождения и развития. При этом она выделяет следующие группы теорий: теории личности фрейдизма и неофрейдизма, гуманистически е теории личности, теории личности экзистенциальной психологии, теории личности французской социологической школы и др. Рассмотрим в общих чертах некоторые из них.

Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Эта теория возникла в тот период исследования личности, который был определен нами как клинический. Создателем этой теории является 3. Фрейд. Впоследствии на базе фрейдизма возник целый ряд теорий, которые могут быть условно объединены в группу теорий неофрейдизма.

Фрейд несколько лет проработал в клинике знаменитого французского невролога Ж. Шарко в Сальпетриере (Париж) и клинике Бернгейма в Нанси, где познакомился с терапией неврозов. С начала 90-х гг. 3. Фрейд работал вместе с Й. Брейером, применяя метод гипнотического катарсиса. Впоследствии Фрейд отошел от практики гипнотического внушения и перешел к исследованию и интерпретации сновидений, свободно возникающих ассоциаций, оговорок, забывания. Толкование этого материала Фрейд назвал методом психоанализа. В нем он усматривал новый метод, новую технику психотерапии.

Метод психоанализа состоит в том, что путем длительных бесед с больным до его сознания доводится истинная причина его заболевания; он начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит, по выражению Фрейда, катарсис. В дальнейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека. В рамках данной теории Фрейд очень подробно остановился на механизмах человеческого поведения.

Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. Раскрывая характер взаимодействия данных потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд в структуре личности выделяет три основных компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»), Ид является именно той ареной, где властвуют вытесненные в область бессознательного инстинкты. Эго, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой -- подчиняется нормативам и требованиям реальности. Супер-эго -- это совокупность моральных устоев общества; оно исполняет роль «цензора». Таким образом, эго находится в конфликте, ибо требования ид и супер-эго несовместимы. Поэтому эго постоянно прибегает к защитным механизмам -- вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается неосознанно. При этом мотивы, переживания, чувства, которые «переселяются» в область бессознательного, продолжают действовать в виде символов, в виде деятельности, которая приемлема для «цензора».

По мнению Фрейда, для осуществления разнообразных функций и форм деятельности существует целая система специальных механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.). При этом организм рассматривается Фрейдом как сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии. Поэтому если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. Супер-эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов. Однако если это ему не удается, конфликт между ид и супер-эго приобретает обостренный характер, нормальное функционирование системы нарушается; блокированное либидо находит свое выражение в различных болезненных симптомах.

В этой конструкции личности, созданной Фрейдом, содержится предположение о сложности, многоплановости структур человеческого поведения, и все эти компоненты подчинены в основном биологическим законам. В теории Фрейда реальные действия человека выступают символом потребности, «затравленной» сознанием. Поэтому, характеризуя теорию психоанализа, известный отечественный психолог Ф. В. Бассин отмечал, что сущность фрейдовского учения состоит в признании фатального антагонизма между вытесненным переживанием и сознанием. который приводит к антагонизму между человеком и социальной средой.

К. Юнг был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя. Основной причиной разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Но борьбу с Фрейдом Юнг осуществлял не с материалистических, а с идеалистических позиций. Свою систему Юнг назвал «аналитической психологией».

По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно оказывает влияние на личность человека и предопределяет его поведение с момента рождения. В свою очередь, коллективное бессознательное тоже состоит из разных уровней. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Самый глубокий уровень складывается из следов дочеловеческого прошлого, т. е. из опыта животных предков человека. Таким образом, по определению Юнга, коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа.

Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Архетипы присущи отдельным людям, но в них отражается коллективное бессознательное. Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент эмоциональности и даже перцептивные образы. Например, архетип матери -- это всеобщая идея матери с чувственным и образным содержанием собственной матери. Ребенок получает этот архетип уже в готовом виде по наследству и на его основании создает конкретный образ своей реальной матери.

Кроме коллективного бессознательного существует, по мнению Юнга, личное бессознательное, но оно не отделено от сознания. Личное бессознательное состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными.

Единицы личного бессознательного представляют собой констелляции чувств, мыслей и воспоминаний. Юнг называл эти констелляции комплексами (например, стремление человека обладать большой властью у Юнга называется комплексом власти).

Юнг также ввел понятие «Я». За этим понятием скрывается стремление человека к целостности и единству. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным. «Я» может проявляться по-разному. В зависимости от его проявления людей можно разделить на определенные типы.

В основу классификации личностных типов Юнг положил направленность человека на себя или на объект. Соответственно всех людей можно разделить на экстравертов и интровертов. Кроме этих основных типов Юнг говорит и о существовании дополнительных типов, -- интуитивного, мыслительного, эмоционального. Причем тип личности определяется соотношением различных функций, большинство из которых врожденные. Поэтому типы личности, по Юнгу, -- это врожденные типы, которые не связаны с условиями общественной жизни.

Другим, не менее известным учеником Фрейда, отошедшим от своего учителя, был А. Адлер -- основатель так называемой индивидуальной психологии. Он резко выступил против биологизаторской теории Фрейда. Адлер подчеркивал, что основное в человеке -- не его природные инстинкты, а общественное чувство, которое он называл «чувством общности». Это чувство является врожденным, но оно должно быть социально развито. Он выступал против мнения Фрейда о том, что человек от рождения агрессивен, что его развитие детерминируется биологическими потребностями.

Кроме этого Адлер выступил против расчленения личности на три инстанции, о которых говорил Фрейд. По его мнению, структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству. Однако это стремление не всегда может быть осуществлено. Так, из-за дефекта в развитии телесных органов человек начинает переживать чувство своей неполноценности, оно может также возникнуть в детстве из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсации.

Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные говорит о возможных ее уровнях. Например, он говорит о возможности выражать гиперкомпенсацию. Умение выработать сверхкомпенсацию приводит к тому, что физически слабые безвольные люди начинают совершать мужественные действия. Более того, в гиперкомпенсации Адлер усматривает механизм творчества, активности. В качестве примера он любил ссылаться на личность Наполеона и считал, что особые способности Наполеона как полководца объяснялись отчасти тем, что у того было обостренное чувство неполноценности из-за малого роста.

Адлер выделил три основные формы проявления компенсации:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадет стремления к превосходству с социальным интересом.

2. Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.

3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувств неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» способами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.

Таким образом, Адлер предпринял попытку социализировать теоретические воззрения Фрейда, хотя, как мы видим, чувство неполноценности по своей природе является врожденным, поэтому ему не удалось полностью избежать биологизации.

Карен Хорни была вначале преданной ученицей Фрейда. В 1939 г., будучи уже в США, она издала книгу «Невротическая личность нашего времени», в которой горячо благодарит своего учителя. Однако вскоре она стала резко критиковать Фрейда за его попытку свести механизмы поведения человека к двум тенденциям -- либидозной и агрессивной, а также за пансексуализм.

Основу сущности человека Хорни усматривает во врожденном чувстве беспокойства. Младенец рождается с этим чувством, и уже с первых дней своей жизни он начинает чувствовать себя беспокойно. Это чувство окрашивает всю его дальнейшую жизнь, фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности. Чем вызвано это чувство? По мнению Хорни, человек постоянно переживает чувство враждебности мира, и желание избавиться от него порождает беспокойство. Все, что делает человек, -- это трансформация чувства беспокойства. Оно является основной мотивацией его поступков. Хорни называет его чувством коренной тревоги, которая детерминирует поступки человека. Коренная тревога заставляет человека стремиться к безопасности.

Хорни утверждает, что человеком управляют две тенденции: стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Оба эти стремления часто противоречат друг другу, и тогда возникает невротический конфликт, который человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные способы («стратегии») в жизни; второй проявляется в «невротическом стремлении к власти», которое объясняется не какими-то объективными причинами, а страхом и враждебностью к людям; третий тип стратегии поведения выражается в стремлении изолироваться от людей; четвертый тип проявляется в признании своей беспомощности («невротическая покорность»),

Хорни делала попытки увеличить количество стратегий, но в конце концов остановилась на трех типах:

1) стремление к людям;

2) стремление отдалиться от людей, стремление к независимости;

3) стремление действовать против людей (агрессия).

Соответственно этим трем типам отношений выделяются три типа невротической личности:

1) устойчивый,

2) устраненный,

3) агрессивный.

Эти типы поведения свойственны здоровым людям.

Разница между здоровым человеком и страдающим неврозом сводится лишь к тому, что противоречие между конфликтующими тенденциями у здорового значительно меньше, чем у невротика. По мысли Хорни, у здорового человека под влиянием временных внешних обстоятельств возникают «ситуационные неврозы». «Неврозы характера» же являются подлинной болезнью, так как в их основе лежит стойкий «изначальный конфликт».

Хотя Хорни резко критиковала биологизаторскую сущность учения Фрейда, в основном своем положении об «изначальной тревожности» и «коренной тревоге» она, по существу, повторяет Фрейда. В теории Хорни остаются основные положения фрейдизма: антагонизм природного и социального (принцип стремления к безопасности несовместим с удовлетворением человеческих желаний), фатальность врожденного механизма «коренной тревоги».

Другим видным представителем неофрейдизма является Г. С. Салливан (1892-1949). Он начал свою научную деятельность в качестве врача-психотерапевта, однако в дальнейшем выступал как психолог. Салливан провозгласил, что объектом психологического исследования должен стать не отдельный субъект, а личность как продукт совместной деятельности субъектов. Личность, по мнению Салливана, является относительно устойчивой моделью повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь.

Ребенок рождается с потребностью общения с людьми, с потребностью в нежности и с потребностью избегания тревоги. При рождении мир встречает ребенка не очень «нежно» -- ребенку холодно, он переживает дискомфорт в момент рождения. В качестве реакции на этот дискомфорт у ребенка появляется беспокойство.

Таким образом, основными механизмами развития личности Салливан считает:

1) потребность в нежности, ласке и

2) стремление избежать тревоги.

Салливан считает, что потребность в безопасности, стремлении избежать тревоги является социальной, но эта социальность включена с рождения в органические потребности. Удовлетворение таких сугубо органических потребностей, как потребность в пище, тепле, требует заинтересованного и нежного соучастия, содействия другого человека, если речь идет о ребенке. Социальное выступает у Салливана как система межличностных отношений, но сами межличностные отношения не формируются, а существуют с момента рождения. Формирование личности, по Салливану, происходит фатально, неизбежно.

Оба механизма сосуществуют с момента рождения ребенка, и вместе они являются механизмом развития личности. Но человек живет во внешнем мире, который постоянно доставляет ему неудовольствие и поводы для тревоги. И вот в борьбе с этим внешним миром, а вернее сказать, в борьбе с беспокойством, формируется его личность, которую Салливан называет «Я-системой». Салливан утверждает, что «Я-система», т. е. личность, формируется, во-первых, в борьбе с неизбежным беспокойством на бессознательном уровне и, во-вторых, в нахождении различных средств для избежания этого беспокойства. «Я-система» заставляет ребенка, подростка, а в дальнейшем и взрослого человека прибегать к помощи вначале матери, а затем и других людей, например своих коллег по работе. Таким образом, в качестве механизма, формирующего личность, у Салливана выступают межличностные отношения.

Следует отметить, что помимо указанных концепций в рамках психоаналитического подхода существуют и другие, например концепции Э. Эриксона, Э. Фромма и др.

Помимо психоаналитического направления существуют не менее интересные научные течения, с которыми нам необходимо познакомиться. Одним из таких направлений является гуманистическая психология. Сущность этих теорий, существующих в рамках этого направления, состоит в том, что личность рассматривается как некое психологическое образование, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения. Для психологов гуманистического направления личность является неким психологическим образованием, которое относится не только к окружающей действительности, но и к самому себе.

Это течение начало развиваться в 30-е гг. XX в. и получило свое наибольшее развитие в 50-60-е гг. Оно оказало большое влияние на развитие социальной психологии. Психологи все больше стали интересоваться личностью как «эмпирическим Я» и внутренней структурой личности.

Гуманистическая психология изначально противопоставлялась неофрейдистским концепциям. Представители этого направления резко возражали против положения о том, что человеческое поведение обусловлено либо стремлением к удовольствию, либо тенденцией к агрессии, либо к защите от общества. Они отвергали положение, в соответствии с которым природные импульсы обязательно враждебны обществу. Наоборот, они предложили рассматривать в качестве источника поведения врожденные альтруистические мотивы.

Одним из ведущих представителей этого направления является К. Роджерс.

Свой метод терапии он назвал недирективным, т. е. сосредоточенным на пациенте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг к другу; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контакта. Функция терапевта состоит в создании такой ситуации, где врач выступает как второе «Я» клиента и с пониманием относится к его внутреннему миру. Глубокое уважение к индивидуальной позиции личности -- единственное правило терапии. Клиент в такой ситуации чувствует, что все его внутренние переживания, ощущения воспринимаются с интересом и одобрением, это помогает открыть новые аспекты его опыта, иногда впервые осознать значение тех или иных его переживаний.

Разработанный Роджерсом метод терапии соответствует его представлениям о формировании личности и механизмах ее развития. В дальнейшем идея Роджерса о недирективной терапии переросла в психологическую теорию недирективного поведения. Согласно этой теории, общение здоровых людей между собой также должно быть недирективным.

Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом.

Однако формирование самооценки не проходит без конфликта. Часто оценка окружающих не соответствует самооценке. Человек стоит перед дилеммой, принять ли оценку окружающих либо остаться при своей, иными словами, обесценивать себя либо других. Происходит сложный процесс «взвешивания», который Роджерс называет «органическим оценочным процессом», поскольку источник оценок первоначально лежит как бы внутри организма ребенка, т. е. здесь мы вновь сталкиваемся с понятием врожденных качеств.

Таким образом, у Роджерса, как и в неофрейдизме, развитие личности определяется врожденной тенденцией. Социальная среда играет роль лишь внешнего, чуждого природе человека фактора давления.

Другим не менее известным представителем гуманистической психологии является Г. Олпорт, который разработал психологическую теорию личности, получившую название теории черт. Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью. По сути, Олпорт предложил методологию изучения личности, которая получила широкое распространение в рамках экспериментальной психологии личности. Поэтому с его подходом мы более подробно ознакомимся в следующем разделе этой главы.

Ярким представителем гуманистического направления в психологии является А. Маслоу. Согласно его мнению, основная потребность человека -- это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. На главный вопрос его теории -- Что такое самоактуализация? -- Маслоу отвечает: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них -- это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них -- добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций.

Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий. Самоактуализация -- это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

По мнению Маслоу, самоактуализация -- явление врожденное, она входит в природу человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека. И человек должен уметь эти потребности реализовать. Следовательно, самоактуализация -- это одна из врожденных потребностей. Кроме этой потребности Маслоу выделяет в структуре личности еще несколько основных: потребность продолжения рода; потребность в пище; потребность в безопасности; потребность в защите; потребность в истине, добре и др.

Говоря о различных теориях личности, мы не можем не сказать несколько слов о французской психологической школе и о ее наиболее выдающемся представителе П. Жане.

Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основу развития личности им положено учение о поведении. Но понятие поведения Жане использует не в бихевиористском смысле. Оно рассматривается как включающее не только извне наблюдаемую активность индивида, но и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.

Положение Жане о том, что в структуру психических процессов включен процесс регуляции, является чрезвычайно важным. По существу, здесь уже предвосхищена мысль, которая нашла свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и других, а именно превращение индивида в человека определяется тем, что появляется возможность регуляции и саморегуляции.

Жане говорит о том, что психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и лишь потом, на основе этого, может регулировать собственное поведение.

Интересной представляется структура поведенческого акта, предложенная Жане. В соответствии с ней в поведенческом акте выделяются три этапа: внутренняя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия. Как мы видим, в это описание поведенческого акта включено уже представление о цели действия.

Впоследствии Жане выделяет разные уровни поведения человека (семь уровней). К первому уровню он относит рефлекторные акты. Это самый низкий уровень поведения.

Ко второму уровню он относит отсроченные перцептивные действия. На этом уровне поведение имеет двухфазное строение, и в нем выделяются подготовка и завершение действия.

Третий уровень поведения включает в себя элементарные социальные акты, например акты подражания.

К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллектуальные акты.

На пятом уровне манипуляция реальными объектами приводит, по мысли Жане, к формированию так называемых интеллектуальных объектов.

Шестой уровень поведения -- это уровень умственной деятельности, мышления, которое Жане считал производным от практического действия. Таким образом, выделив данный уровень, Жане высказал мнение об интериоризации действия и поставил вопрос о генетической связи мышления и действия. Эти идеи нашли продолжение в отечественной психологии и были развиты в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна и др.

В качестве высшего -- седьмого -- уровня поведения Жане называет созидательную, трудовую деятельность человека. Жане настаивает на том, что именно трудовая деятельность формирует произвольность внимания, волевое усилие.

Положение о саморегуляции, ставшее краеугольным камнем анализа личности и у других представителей французской социологической школы, перекликается у Жане с положением о наличии психологического напряжения и психологической силы. Психологическая сила означает определенное свойство личности, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий. Психологическое напряжение означает способность к концентрации и распределению силы. Таким образом, обе эти характеристики взаимосвязаны и представляют собой энергетическую, динамическую сторону регулируемого поведения. Именно состояние психологического напряжения, которое в терминах современной психологии можно было бы обозначить как сознательную психическую активность, дает возможность человеку регулировать свое поведение. Сам Жане определяет это состояние как активацию высших потребностей.

Таким образом, теоретические воззрения Жане представляются вполне современными. Идеи, высказанные этим ученым, впоследствии получили развитие в трудах отечественных психологов.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л. С. Выготским, Л. И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности. В этой концепции центральное место отведено понятию деятельности. Как и у Божович, основной внутренней характеристикой личности в концепции Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории является личностный смысл. Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, т. е. к тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Следует отметить, что исследования личности активно ведутся и сейчас. Главной особенностью современных исследований является то, что теоретические воззрения формируются на основе экспериментальных исследований. Рассмотрим более подробно некоторые методологические подходы к экспериментальному исследованию личности.

Полипарадигмальный характер психологии XX в. нашел отра­жение в значительном многообразии теорий, подходов, моделей функционирования и развития личности, сложившихся в рамках различных школ психологической мысли. Множественность опи­саний и интерпретаций личности, как уже отмечалось, объясняется многоаспектностью ее природы. Едва ли обоснованно отдавать пред­почтение одним теориям перед другими, поскольку каждая науч­ная точка зрения проливает свет на вполне определенный и значи­мый аспект индивидуального психосоциального бытия человека.

Возможным критерием классификации психологических уче­ний, стремящихся раскрыть сущность личности как специфиче­ской «формы существования человека» (Д.А. Леонтьев), является их тяготение к одному из двух полюсов концептуализации: к гомеостатическому или гетеростатическому принципу описания. В первом случае личность представляется системой, стремящейся к сохранению устойчивости/стабильности, равновесию или гоме-остазу (от гр. homoidsis - подобный и stasis - состояние). Во втором - это система с тенденцией к гетеростазу, то есть к нару­шению равновесия и нарастанию внутренней напряженности ради развития и выхода на новый уровень функционирования.

Другое существенное различие в подходах определяется преоб­ладанием одного из двух базовых представлений о природе чело­века: 1) об изначальной противоречивости и конфликтности, либо, наоборот, 2) внутренней согласованности личности. Эти два пред­ставления восходят к философским спекуляциям прошлых столе­тий («человек от природы зол», «человек от природы добр», «чело­век человеку волк» и т. д.) и своеобразно модифицируются в со­ставе современных психологических учений.

В соответствии с этими критериями зарубежные теории лично­сти можно условно разделить на четыре основных типа:


* гомеостатические, ориентированные на конфликт; * гомеостатические, ориентированные на согласие; * гетеростатические, ориентированные на конфликт; * гетеростатические ориентированные на согласие.

Гомеостатические теории, ориентированные на конфликт, посту­лируют как данность, что каждый человек в течение всей своей жизни безуспешно пытается разрешить заданное самой природой сущностное противоречие и вернуться в безмятежное состояние равновесия («золотой век», «внутриутробный рай»). Типичным при­мером такой трактовки личности является классическая психоана­литическая теория 3. Фрейда, а также концепции его последовате­лей О. Ранка, Ш. Ференчи, В. Райха и др. Конфликт здесь не только неизбежен в силу изначальной «испорченности» человека, но и жизненно необходим, так как при его отсутствии исчезает источник развития личности.

Гомеостатические теории, ориентированные на согласие,при­держиваются «нейтральной» точки зрения на человеческую приро­ду. В них конфликт уступает место адаптации, ассимиляции и тенденции к сглаживанию противоречий между индивидом и сре­дой. Личность рассматривается либо как система, формируемая со­циумом согласно законам внешней механистической детермина­ции (бихевиоризм),либо как система, активно моделирующая ок­ружающий ее, постоянно меняющийся мир с целью более эффективного приспособления к нему (когнитивный подход,тео­рия Ж. Пиаже).

В теориях гетеростатического типа преимущественное внима­ние уделяется процессам самодетерминации, усложнения органи­зации и совершенствования личности в ходе ее становления (для обозначения всей совокупности этих процессов используется тер­мин «личностный рост»). Авторы таких теорий (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) провозглашают отличительной характери­стикой, сущностной чертой личности «бескорыстную», изначаль­но творческую активность, проявляющуюся как постоянное стрем­ление развиваться, изменяться и самотрансцендироваться, «вы­ходить за пределы собственного Я». Теории указанного типа могут включать и представления о конфликтных или кризисных ситуа­циях как дополнительных механизмах развития (гетеростатиче­ские теории, ориентированные на конфликт, в частности, теория Э. Эриксона). Личность понимается в них как постоянно «незавер­шенный проект» или как субъект, находящийся в «мучительном поиске себя», собственной идентичности (Э. Эриксон), уникаль­ного смысла жизни (В. Франкл). В ряде гетеростатических кон-


цепций фактором формирования «жизненного проекта» служит система высших ценностей, а идеалом, к воплощению которого стремится личность, - некоторый «универсальный проект» (мо­дели самореализации в гуманистической психологии). В то же вре­мя в альтернативных теориях этот проект признается не задан­ным изначально, а формирующимся в различных видах деятель­ности (деятельностный подход).

Теории гетеростатического типа, ориентированные на согласие, предлагают однозначно оптимистический взгляд на природу чело­века и его жизненный путь, тогда как теории, ориентированные на конфликт, возлагают ответственность за жизненный проект и ис­ход его реализации исключительно на самого человека. В после­дних не подчеркиваются изначально позитивная направленность и предзаданность личностного развития, но широко обсуждается про­блема свободного выбора - из ряда возможных альтернатив - индивидуального пути, отношения, способа разрешения глубин­ных жизненных противоречий.

В отличие от перечисленных выше теорий, содержащих как оп­ределенные допущения о природе человека, так и четкие представ­ления о ядерных и периферических структурах личности, фактор­ные модели основаны на статистическом подходе. Суть данного, сугубо эмпирического, факторного подхода заключается в следую­щем. На первом этапе производятся кропотливые наблюдения над людьми с целью выделения и описания их личностных особенно­стей. Затем данные этих наблюдений выражаются количественно, например, способности кодируются баллами, набранными по соот­ветствующим тестам. Затем вычисляется коэффициент корреля­ции между переменными. Высокий положительный показатель (ко­эффициент) корреляции свидетельствует о том, что переменные проявляются совместно, отрицательный показатель - что присут­ствие одной переменной исключает проявление другой, а низкий или нулевой означает, что зависимость не выявлена. Так, может оказаться, что длина ступни положительно коррелирует с ростом человека и отрицательно - с принадлежностью к женскому полу. Это означает, что человек, который носит большой размер обуви, скорее всего, будет мужчиной высокого роста. Связанные между собой переменные объединяются в факторы. Таким образом, фак­торный анализ позволяет свести большое количество переменных к меньшему числу более фундаментальных величин. Определяется также «вклад» каждой переменной в тот или иной фактор. В ре­зультате устанавливаются общие и наиболее существенные харак­теристики личности, связи между ними и принципы их организа­ции в целостные ансамбли.


4.1.4. Соотношение понятий «индивид», «личность»,

«индивидуальность»

Психологическая сущность человека проявляется по-разному на различных уровнях его бытия. Каждый человек может рассматри­ваться и как представитель вида Homo sapiens, носитель общеви­довых свойств, и как субъект межличностных отношений, и как уникальное, стремящееся к самореализации, творчески выражаю­щее себя существо. По идее В. Франкла, человеческая личность - это сложный многомерный феномен, отдельные аспекты которого могут быть представлены как проекции в плоскостях тех или иных научных дисциплин - биологии, социологии, психологии, однако уникальная целостность личности не сводима ни к одной из этих проекций.

В различных сферах человекознания человек анализируется как индивид (от лат. individuum - «неделимый», то есть далее не разло­жимая на составляющие частица какого-либо целого) - предста­витель hominis sapientis, человеческой общности, который одно­временно вбирает в себя ее наиболее существенные признаки и выделяется из нее в силу своих индивидуальных особенностей. Понятие «индивид» (в значении «отдельный, особенный, выделя­ющийся из множества») было введено в философский дискурс древ­неримским оратором Цицероном. Сегодня, говоря об индивиде, мы подразумеваем человека как носителя общевидовых свойств и оп­ределенного генотипа, на базе которого в течение жизни формиру­ется фенотип. Это единичное природное существо, продукт фило­генетического и онтогенетического развития, являющий собой един­ство врожденных и приобретенных черт.

Первоначально человек выступает как отдельная особь (особа, особый), «случайный индивид» (Маркс), затем как социальный инди­вид, своеобразный «.социальный атом», персонифицирующий не­которую группу, и, наконец, как личность.

Личность не исчерпывается ансамблем индивидных характерис­тик. Ее своеобразие выражается в способности «возвыситься» над уровнем биологической детерминации, определяющим жизнедея­тельность животного мира. По словам М. Шелера, «человек - это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». В свете этого личность в общефилософском смысле определяется как «центр духа в индивиде» (М. Шелер), как «воплощенный лик» (П. Флорен­ский), то есть в качестве духовной ипостаси человеческой приро­ды, проявления духовного самобытия.


Если в понятии «индивид» фиксируются отнесенность конкрет­ного субъекта к роду человеческому, объективная данность и пре­допределенность некоторых видоспецифичных черт, то «личность» предполагает непрерывное становление и самоопределение, в ней самой усматривается источник ее собственной активности.

Личность выступает в качестве субъекта сознания и самосозна­ния и преимущественно понимается как феномен общественного развития, неотделимый от системы межиндивидных (социальных) отношений, наиболее полно проявляющий свои сущностные свой­ства (характеристики) в общении и деятельности.

Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении пред­ставлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Это отраже­ние всеобщего в единичном. Как писал Гегель, «принцип личнос­ти есть всеобщность».

Кроме того, человек способен достигнуть относительной авто­номии и независимости по отношению к своему культурному ок­ружению, противостоять расхожим мнениям, верованиям, пред­рассудкам и стереотипам. В такой автономии непосредственно вы­ражается человеческая индивидуальность.

Индивидуальность - это неповторимое своеобразие конкретной личности во всей совокупности ее унаследованных и приобретен­ных специфических особенностей. Часто под индивидуальностью подразумевается целостный ансамбль социально значимых отли­чий человека от других людей. Данный термин сочетает в себе такие смысловые нюансы, как «уникальность» и «целостность», иными словами, он указывает на некое единство и самотожде­ственность субъекта, которые немецкий философ Ю. Хабермас вы­разил в понятии «моя концепция меня самого». 1

В зарубежной психологии индивидуальность (понимаемая как своеоб­разие, уникальность и целостность конкретной личности) соотносится с особым, специально-научным термином «самость» (К.Г. Юнг, X. Ко-хут, Г. Олпорт, К. Роджерс).

Самость - это сущностное ядро индивидуальной психики, глубин­ная структура, обеспечивающая цельность и связность человеческого опыта. По К.Г. Юнгу, самость, как эмпирическое понятие, обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает един-

1 Противоположный подход к пониманию личности предполагает акцентиро­вание в человеке его мозаичности и разнородности отдельных характеристик. Целостность эфемерна, человек есть множественность, фрагментарность, и у него, как утверждал Г.М. Гурджиев, «нет индивидуальности... нет единого большого Я. Человек разделен на множество малых «я». Жизнь человеческая подобна калейдоскопу сменяющих друг друга «масок», ролей и состояний.


ство личности и, в то же время, выступает в качестве центрального архетипа коллективного бессознательного (архетип целостности и по­рядка или «архетип архетипов»). Это принцип упорядоченности и струк­туры, определяющий баланс и интеграцию психических содержаний (элементов сознания и бессознательного), придающий целенаправлен­ность и осмысленность индивидуальному существованию. В процессе личностного развития («индивидуации», в терминологии Юнга) Самость постепенно становится основным регулятором и интегрирующим цен­тром психической жизни (или психической реальности) индивида.

Согласно Г. Олпорту, для решения проблемы познания и описания человеческой индивидуальности необходимы конструкты такого уров­ня обобщенности, как эго или стиль жизни, позволяющие охарактеризо­вать личность в ее своеобразии. Поскольку эти термины достаточно неопределенны и содержат семантические неясности, Олпорт вводит новый термин - проприум.

Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящее­ся к росту и развивающееся начало человеческой природы. Это каче­ство, «осознаваемое как наиболее важное и центральное». Речь идет о субъективной части опыта, которую мы можем определить как «мое». Иначе она обозначается как «самость». По Олпорту, проприум охва­тывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства", это некоторая организующая и объединяющая сила, назначение которой - обеспечение и поддержание уникальности человеческой жизни. Олпорт выделил семь различных аспектов «са­мости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости - так называемые проприотические функции. К ним относятся:

1) ощущение собственного тела как телесная основа самосознания;

2) чувство самоидентичности;

3) самоуважение, основанное на осознании успешности в достиже­
нии различных целей;

4) расширение самости за счет осознания внешних объектов как
«моих» или «связанных со мной»;

5) образ Я, способность представлять себя и думать о себе;

6) рациональное управление самим собой;

7) проприативное стремление, выражающееся в постановке и достиг
жении перспективных целей и в процессе самосовершенствования.

Говоря о долгосрочных планах и приоритетных целях личностного развития невозможно обойти стороной проблему ценностных ориен­тиров и мировоззренческих оснований индивидуального бытия. В сво­ем описании зрелой личности Олпорт подчеркивал важность объединя­ющей философии жизни и утверждал, что такая философия основана на ценностях, направляющих усилия человека в поисках порядка и смысла жизни.

Итак, центральными характеристиками индивидуальности могут слу­жить индивидуальный стиль жизни и деятельности, способность к твор-


честву (креативность), система ценностей и смысло-жизненных ори­ентации, уникальное мировоззрение (или жизненная философия).

Понятие «индивидуальность» проясняется при анализе процессов самовыражения и самораскрытия человека и связывается с такой ин­тегральной характеристикой личности, как конгруэнтность (от лат. congraens - совпадающий). В данном случае подразумевается мера или полнота самораскрытия, соответствие между внутренним и внешним, переживание человеком подлинности/неподлинности собственной лич­ности и жизни в целом.

Конгруэнтность, по К. Роджерсу, - это степень соответствия между опытом (тем, что происходит в поле вашего сознания), переживанием (тем, как вы это переживаете), осознаванием (тем, в чем вы отдаете себе отсчет) и выражением (тем, что вы говорите и как вы действуете). При высокой конгруэнтности человек склонен к спонтанному и открытому самовыражению, а его мысли, чувства и действия достигают согласо­ванности. Неконгруэнтность предполагает наличие рассогласования между опытом, осознаванием и сообщением об опыте. Она может пе­реживаться как неподлинность и связана с механизмами психологичес­кой защиты (вытеснение, отрицание и др.). Разнообразные симптомы психопатологии Роджерс рассматривал как специфические формы не­конгруэнтности, связанные с неадекватными установками, стереотип­ными и искаженными представлениями или травматическими пережи­ваниями. Каждый человек испытывает сущностную потребность в согласованности и подлинности.

Наконец, понятие «индивидуальность» сопряжено с конкретно-на­учными терминами «самореализация» и «самоактуализация-», которые занимают центральное место в гуманистических теориях личности.

Согласно теории А. Маслоу, самоактуализация - это процесс всесторонней реализации человеческих возможностей, поступательное движение личности к полноте творческого самораскрытия, актуализа­ция индивидом изначально заложенного в нем природного и духовного потенциала. Самоактуализация относится к числу базовых потребнос­тей человека; фрустрация этой потребности оборачивается различны­ми формами психопатологии. Определяя самоактуализацию как стрем­ление к «вочеловеченности», А.Маслоу полагал, что подлинно здоро­вой может быть признана лишь самоактуализирующаяся личность. 1

Индивидуальность человека проявляется в том особом, уни­кальном способе, с помощью которого он реализует свой личност­ный потенциал, то есть заложенные в нем коммуникативные, познавательные, ценностные и творческие возможности. Ком­муникативный потенциал личности определяется мерой и формами

1 К числу самоактуализирующихся личностей Маслоу отнес ряд выдающихся деятелей культуры, в частности, Б. Спинозу, Гайдна, Гете, У. Уитмена, фи­зика А. Эйнштейна, психологов У. Джемса и М. Вертгеймера; отдельных по­литиков - Дж. Вашингтона, Б. Франклина, Т. Джефферсона, А. Линкольна.


ее общительности, характером, прочностью и продуктивностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Содержатель­но коммуникативные способности человека выражаются в инди­видуальном репертуаре социальных ролей. Когнитивный (познава­тельный) потенциал личности реализуется в ее способности к по­знанию внешнего (природного и социального) мира и к самопознанию. Он включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека. Аксиоло­гический (ценностный) потенциал личности определяется системой ценностных ориентации, приобретаемой в процессе социализации и выступающей основанием оценки различных жизненных явле­ний и событий. Это вся совокупность идеалов, убеждений и уст­ремлений человека в нравственной, религиозной, эстетической и др. сферах. Речь идет о единстве психологических и идеологиче­ских моментов, сознания личности и ее самосознания, которые интегрируются в своеобразном мироощущении и мировоззрении человека. Творческий потенциал личности - это мера ее конструк­тивности, оригинальности, креативности, то есть умения откло­няться от традиционных схем и стереотипов мышления и нахо­дить качественно новые решения в проблемных ситуациях.

Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуаль­ность» отражено в знаменитом афоризме: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность - отстаивают» (А.Г. Ас-молов).

Теории личности в своей истории прожили три этапа:

Философско-литературный,

Клинический,

Экспериментальный.

Философско-литературные теории личности

Начиная с работ древних мыслителей и заканчивая началом девятнадцатого века, появлялись теории личности, в основном направленные на решение вопросов о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным:

Биология человека,

Его психология,

Имущество,

Поведение,

Культуру,

Принадлежность к тем или иным социальным стратам,

Принадлежность к этносам и т.п.

Клинические теории личности

В девятнадцатом веке к вопросам психологии личности подключились (и весьма эффективно) врачи-психиатры, которые вели систематические и основанные на научном подходе наблюдения за личностью больного. Изучалась, например, и история жизни больного. В профессиональные заключения начинали вклиниваться общенаучные выводы о природе человеческой личности.

Понятия личности сужались, в них включалось больше психологического, связанного с особенностями душевной жизни человека, типичными нарушениями этой душевной жизни, например тревожность, ригидность, заторможенность, возбудимость.

Постепенно определения личности стали настолько рабочими, что можно стало описывать и вполне нормальную, и патологическую личность в рамках одной модели. Однако целый ряд качеств человека не нашел себе места в клинических теориях личности: способности, нравственные качества, интересы и другие.

Экспериментальные теории личности

В первые десятилетия двадцатого века личность стали изучать психологи, которые до этого времени главным образом занимались исследованием познавательных процессов и состояний человека. В то время происходило бурное развитие экспериментальных исследований в психологии, стремительно развивался аппарат экспериментальной психологии.

Большие объемы экспериментальных данных проходили весьма технологичную математико-статистическую обработку, которая преследовала цель более точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. Поэтому почти сразу встала задача разработки надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.

Классификация теорий личности

На самом деле существует невообразимое разнообразие подходов к разработке моделей личности.

По способу объяснения поведения все существующие теории личности делятся на:

Психодинамические,

Социодинамические,

Интеракционистские.

Психодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его психологических (внутренних) характеристик. Такие теории больше сосредоточены на особенностях внутренней жизни человека. Социодинамические теории описывают личность через подверженность разного рода внешним ситуациям. Такие теории больше сосредоточены на социальном "Я" человека. Личность рассматривается как социальное лицо человека. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Другим основанием классификации теорий личности является способ получения данных о личности:

Экспериментальные теории,

Неэкспериментальные теории.

Экспериментальные теории строятся на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. Неэкспериментальные - теории, авторы которых опираются на впечатления, собственные наблюдения и жизненный опыт, делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. Неэкспериментальные теории часто грешат субъективностью, в них легко просматриваются спекуляции. Экспериментальные теории тоже бывают весьма разными, и в любой экспериментальной теории можно усмотреть субъективную позицию автора.

Также теории личности бывают структурными и динамическими. Первые описывают структуру личности, в центре внимания - комплекс ключевых понятий, их взаимоотношения между собой. Динамические теории рассматривают личность в динамике, такие теории обычно не замыкаются на узком круге понятий, подход авторов - скорее описательный.

Теории личности сильно отличаются между собой по характеру психических феноменов, включаемых в модели: психические свойства ли, черты характера ли, сугубо внешние проявления ли, поступки ли, характерные состояния ли...

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. Факторно-аналитическая модель личности. В ней выделяются следующие интегральные личностные черты: экстраверсия, желательность, сознательность, эмоциональная стабильность, интеллектуальная открытость. Представления о структуре и механизмах функционирования личности, сформированные не в научном исследовании, а в повседневной жизни. В целом имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании. Подход к личности, описывающий человека через совокупность стабильных личностных черт, определяющих поведение человека одинаковым образом в разных ситуациях.

К концу 30-х годов нашего века в психологии личности сложилось много различных подходов и теорий личности. В общей сложности можно выделить около 50-ти различных теорий личности, которые могут быть сгруппированы на основании разных факторов.

Если в основу классификации положить способ объяснения поведения , то теории личности могут быть разделены на психодинамические , социодинамические и интеракционистские . К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

По способу получения данных все теории личности могут быть поделены на экспериментальные и неэкспериментальные . Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

С позиций проблемного подхода все теории личности могут быть разделены на структурные и динамические . К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

С позиций возрастного диапазона теории личности могут быть поделены на две группы. Первая группа теорий характерны для возрастной и педагогической психологии. Эти теории построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы. Ко второй группе относятся теории, рассматривающие развитие личности в течение всей жизни человека.

Основанием для деления теорий личности на типы могут быть понятия, в которых описывается личность. Это могут быть внутренние свойства, черты и качества личности, или внешние проявления, например поведение и поступки.

Проанализируем с позиций данных классификаций ряд наиболее известных теорий личности.

Г. Олпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт . Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства. Согласно этой теории люди отличаются друг от друга по набору отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования.

Г. Олпорт пришел к построению методики изучения личностных черт следующим способом. Он выбирал из языка слова-понятия, описывающие личность. Затем он сокращал список выбранных слов, исключая из него слова-синонимы. Таким образом он получил необходимый и достаточный минимум всевозможных личностных черт. С этим стандартным набором личностных черт можно было сравнивать набор черт каждого конкретного человека.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа - сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека. С помощью данного метода Р. Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р. Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. В многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт, необходимых для полного психологического описания личности.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, для анализа психологического профиля личности разные авторы предлагают неодинаковые списки факторов - а значит, выявляют разный набор психологических черт. Во- вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека. Как выяснилось, поведение зависит не только от черт личности, но и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение теория социального научения (бихевиоризм). Она может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих человека как личность в поведенческих терминах.

Основная психологическая характеристика в данной теории личности - это поступок или серия поступков . Индивидуальные различия в поведении людей есть результат различных жизненных условий, взаимодействий с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения (его развитие как личности) - это научение условнорефлекторным путем через наблюдение других (викарное научение) и подражание. Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же ситуаций, одинаковостью подкреплений и наказаний, частотой повторения социальных действий.

Разработанную Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь потребности и мотивы.

Гуманистические теории личности используют разнообразные подходы к пониманию личности. Поэтому эти теории могут быть отнесены к психодинамическим или интеракционистским (у разных авторов по-разному), неэкспериментальным, структурно-динамическим, охватывающим всю жизнь человека и описывающим его как личность то в терминах, характеризующих внутренние психологические свойства, то в поведенческих терминах.

В отечественной психологии проблемы теории личности разрабатывались школой Л.С. Выготского , в частности А.Н. Леонтьевым, Л.И.Божович.

Теорию, предложенную Л.И.Божович можно отнести к типу психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности внутренние психологические свойства человека. Опираясь на понятие ведущей деятельности, Л.И.Божович показала, как в процессе взаимодействия деятельности и общения ребенка в разные периоды жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности ребенка, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А. Н. Леонтьев представил свою теорию личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности . Теорию А. Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Основной внутренней характеристикой личности у А. Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем богаче сама личность.

Случайные статьи

Вверх