Хорошую презентация на тему способностей человека. Психология способностей. Уровни развития творческих способностей

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М. СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Одному легко дается математика, другому – иностранные языки, третий пишет стихи, четвертый добивается успехов в спорте – а какие у тебя способности?

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

СПОСОБНОСТИ - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

ЗАДАТКИ - это природная предпосылка способности, физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.

ВИДЫ ЗАДАТКОВ ЧЕЛОВЕКА

  • ВРОЖДЕННЫЕ ЗАДАТКИ – такие, которые проявляются уже при рождении ребенка.
  • ПРИБРЕТЕННЫЕ ЗАДАТКИ формируются в процессе деятельности Например, математические способности: для того чтобы освоить высшую
  • математику, необходимо

    обязательно знать

    элементарную.

ВЫСОКИЙ РОСТ

РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ, ПОДВИЖНОСТЬ, БЫСТРОТА РЕАКЦИИ

НЕЙТ РОБИНСОН - трёхкратный победитель конкурса по броскам сверху (2006, 2009 и 2010). При росте – 175 см.

ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

СПЕЦИАЛЬНЫЕ –

проявляются в определенной сфере деятельности человека - музыке, математике, рисовании, спорте, технике и т.д.

ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности (таких, которые требуют проявления высокоразвитого интеллекта и напряженной умственной деятельности)

ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

ТВОРЧЕСКИЕ –

проявляются через создание человеком нестандартных, оригинальных продуктов деятельности.

УЧЕБНЫЕ СПОСОБНОСТИ проявляются как быстрое и качественное усвоение знаний, формирование умений, однако не предусматривают оригинальности продуктов деятельности

ИМПРЕСИОНИЗМ

ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

предусматривают

наличие и преобладание

в деятельности практического, наглядно-действенного мышления.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ связанны с функционированием в человека теоретического, абстрактного мышления Люди, обладающие этими способностями, склонны к научной деятельности

МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ

ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВО

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

У одного человека возможно сочетание как общих, так и специальных видов способностей

Примерами высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей является М.В. Гоголь, М.В. Ломоносов и др.

Говорят, когда

В. Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому – 30 лет, а третьему – 300 лет» .

ОДАРЕННОСТЬ - наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека, качественно своеобразное, личностное сочетание способностей.

ВАДИМ РЕПИН НАЧАЛ ИГРАТЬ НА СКРИПКЕ В 5 ЛЕТ

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

Талантливые ученые и писатели часто говорят, что главный залог их успехов - трудолюбие. Способность сидеть и работать, пахать. В мире высоких достижений побеждают не таланты, а пахари с талантом.

ТАЛАНТ – высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях

МАЙК ТАЙСОН –

10 раундов спарринга 6 дней в неделю + силовые тренировки с утра и до позднего вечера = является обладателем нескольких мировых рекордов, не побитых по сей день.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

СТИВЕН ХОКИНГ- один из наиболее влиятельных и известных физиков-теоретиков нашего времени и основоположников квантовой космологии.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высший уровень интеллектуальной или творческой деятельности личности, который реально проявляется в выдающихся результатах и имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры.

ГЕНИИ И ТАЛАНТЫ

Гениальность и талантливость имеют не только свои плюсы, но и минусы. Одних подобные способности и успехи доводят до шизофрении, других до самоубийства, третьи впадают «в детство».

«…Люди думают, что они меня знают. Как бы не так. Ничего они не знают. Я ведь один из самых одиноких людей на свете. Иногда я из-за этого плачу. Это больно. Наверное, можно сказать, больно быть мною…».

МАЙКЛ ДЖЕКСОН

ГЕНИИ И ТАЛАНТЫ

Делать легко то, что для других трудно - это талант. Делать то, что для других невозможно, - это гений.

Анри Фредерик Амиель

Гениальные люди - это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век.

Наполеон Бонапарт

Назначение гения в том, чтобы доставлять мысли, которые через двадцать лет станут достоянием кретинов.

Слайд 2

1.Понятие о способности

Способности- индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности.

Деятельностьявляется первой пробой способностей и условием их развития.

По Б.М. Теплову: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Слайд 3

Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.

  • Слайд 4

    2. Формирование способностей. Развитие природных задатков.

    Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков.

    • Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
    • В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.
  • Слайд 5

    Уровни развития творческих способностей:

    • Одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
    • Талант- это высокий уровень развития специальных способностей. Талант характеризуется возможностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках достигнутого человечеством. Талантливый человек с легкостью осваивает соответствующий вид деятельности, вносит в его исполнение виртуозность, изящество, достигает качественного исполнения.
    • Гениальность– высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных. О гениальности можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, которые имеют выдающееся значение для жизни общества. Гением также называют человека, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, существенно влияющую на других людей в течение многих лет»
  • Слайд 6

    Тимы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные

    • Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
    • Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
  • Слайд 7

    • Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д.
    • Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.
  • Слайд 8

    Д.З. Пути формирования способностей у детей

    Литература:

    • Немов Р.С. Психология. Кн.1, 1997
    • Першина Л.А. Общая психология. 2004
    • Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. 2008
    • Климов Е.А. Основы психологии. 2003
  • Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Развитие способностей у человека Выполнила: Кочурова С. А.

    ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно является наиболее узким и наиболее точным.

    Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни: 1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. 2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства. 3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности. 4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей. 5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов.

    РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ 1. Начальный этап развития способностей. Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет.

    2. Условия раннего проявления способностей у детей. Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

    3. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей. Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.

    4. Психологические требования к деятельности, формирующей способности человека. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности

    5. Способности и интересы. Существенно важный фактор разви­тия способностей человека - устойчивые специальные интересы. Специальные интересы - это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладе­ние приемами и способами деятельности. Упрочившиеся интересы ребенка - это «лакмусовая бумажка» его способностей, сигнал, который должен заставить окружающих задуматься - не дают ли себя знать зарождающиеся способности. У подростка эти интересы приобретают характер увлечений кратковременных, хотя и страстных. Свойственные подростковому и юношескому возрасту разнообразные и нередко вскоре угасающие интересы играют важную роль в выявлении способностей развивающейся личности.

    Сущность способностей

    Спасибо за внимание! 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет. 1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях

    1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях...

    Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Человек- творец"(старшая группа)

    Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Детей на занятии знакомят с тем, что предметы созданы руками человека,они облегчают и улучшают нашу жизнь....

    «Непрерывная образовательная деятельность «Круг» как средство развития способности к контакту, общению, игре и развитию познавательных способностей детей со сложным дефектом»

    В данном методическом пособии представлен совместный опыт работы учителя-дефектолога и педагога-психолога по развитию способности к контакту, общению, игре и развитию познавательных способностей детей...

    ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

    Программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС...

    Способности в структуре индивидуальности.Способности- индивидуальнопсихологические особенности,
    являющиеся условием успешного
    осуществления определенной
    деятельности.
    Деятельность является первой
    пробой способностей и условием
    их развития.
    По Б.М. Теплову: способности - это то, что не
    сводится к знаниям, умениям и навыкам, но
    объясняет (обеспечивает) их быстрое
    приобретение, закрепление и эффективное
    использование на практике.

    Важным компонентом способностей
    является повышенная мотивация к
    соответствующей
    деятельности. Она обеспечивает
    интенсивную деятельность,
    необходимую для развития
    способностей.

    Существует несколько концепций способностей

    СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ

    По числу и
    характеру
    деятельности
    Общие (умственные,учебные,
    коммуникативные)
    Специальные (математические, музыкальные)
    По составу,
    строению
    Элементарные (ощущения, глазомер, муз.слух)
    Сложные (учебные, трудовые, общения)
    По
    значимости
    деятельности
    По уровню
    развития
    Ведущая, занимающая главное значение в
    деятельности
    Вспомогательные, подчиненные
    Репродуктивные (способность действовать
    по образцу)
    Творческие (способность создавать новое)

    Тимы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные

    Учебные способности определяют
    успешность обучения и воспитания, усвоения
    человеком знаний, умений, навыков,
    формирования качеств личности.
    Творческие способности способствуют
    создание предметов материальной и духовной
    культуры, производство новых идей, открытий
    и произведений, словом - индивидуальное
    творчество в различных областях
    человеческой деятельности.

    Интеллектуальная способность определяется как
    индивидуально-своеобразное свойство личности,
    являющееся условием успешности решения
    определенной задачи (проблемы): способность
    раскрывать значения слов, выстраивать
    пространственную фигуру из заданных элементов,
    выявлять закономерность в ряду чисел и
    геометрических изображений и т.д.
    Специальные способности определяют успехи
    человека в специфических видах деятельности, для
    осуществления которых необходимы задатки особого
    рода и их развитие. К таким способностям можно
    отнести музыкальные, математические,
    лингвистические, технические, литературные,
    художественно-творческие, спортивные и другие.

    Уровни развития способностей и индивидуальные различия:

    ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
    ЗАДАТКИ
    СПОСОБНОСТИ
    УСЛОВИЯ
    РАЗВИТИЯ

    Формирование способностей. Развитие природных задатков.

    Формирование способностей происходит на
    основе врожденных задатков.
    Задатки- врожденные анатомофизиологические особенности нервной
    системы, мозга, составляющие природную
    основу развития способностей.
    В способностях неразрывно переплетаются
    природное (задатки) и приобретенное
    человеком в процессе деятельности
    (социальное). Ведущую роль играет
    социальный фактор.

    Границы задатков по Лангмейеру

    Зависимость музыкальных способностей у детей от музыкальной
    одаренности родителей
    Родители
    Дети,%
    Ярко выраженная
    Совсем немумузыкальность
    зыкальны
    Оба музыкальны
    85
    7
    Оба немузыкальны
    25
    58

    РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
    Ф
    А
    К
    Т
    О
    Р
    Ы
    Характер деятельности
    Внешняя среда
    Внутренняя среда
    Компенсация
    Сензитивные периоды развития – периоды онтогенетического
    развития, в которые развивающийся организм бывает особенно
    чувствителен к определенного рода влияниям окружающей
    действительности.

    ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Непосредственное общение младенца со взрослыми
    Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве
    Сюжетно-ролевая игра у дошкольников
    Учебная деятельность младших школьников
    Общественно полезная деятельность подростков
    Профессионально-учебная деятельность в ранней юности
    Трудовая деятельность в период взрослости (зрелости)

    Индивидуальные особенности

    Сила
    нервных
    процесс
    ов
    Уравнов
    ешеннос
    ть и
    подвижн
    ость
    Воля и
    коммун
    икация
    Мыслитель
    ный
    Художеств
    енный
    Смешанный
    ТИПЫ
    ЛИЧНОС

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    «Способности. Виды способностей. Условия развития способностей» Личности способной удивляться и познавать, умеющей находить равильное решение в нестандартных ситуациях, нацеленной на открытие нового - предстоит творить наше будущее / Фромм /

    Способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека, связанные с успешностью выполнения какой-либо деятельности, но не сводящиеся к знаниям, умениям и навыкам.

    Способности по наследству Отец и сын военные Отец и сын врачи Отец и сын музыканты

    Способности – это проявление таланта человека в каком – либо виде деятельности.

    ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ 1) Природные (естественные) способности - Являются общими для человека и животных: восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. На базе этих задатков у человека, при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения, формируются специфические способности. 2) Специфические способности: - Общие: определяют успехи человека в различных видах деятельности. - Специальные: определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

    Уровни развития способностей Задатки – Способности. Одаренность – Мастерство – Талант – Гениальность – высокий уровень развития специальных способностей. высший уровень развития. своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. природные предпосылки способностей. совершенство в конкретном виде деятельности. Установите соответствие

    Историческая справка. Можно ли развить в себе способности? Александр Македонский В.А.Моцарт Греческий оратор Демосфен

    Практическая часть. Тест «Определение творческих способностей»

    Несколько советов желающему стать более коммуникативным Стремись расширить круг своих интересов в разных областях. Помни, чем шире твои познания, тем ты интереснее для окружающих. Развивай такую способность, как умение слушать собеседника. Таким образом ты проявляешь участие и интерес к личности собеседника. А это качество ценится! Стремись обходить острые углы в конфликтах или спорных ситуациях. «Уважение к людям, есть уважение к самому себе». Дж. Голсуорси.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие математических способностей учащихся в условиях гимназии.

    Как же организовано физико-математическое образование в нашей гимназии, если главной целью является создание такого образа выпускника...

    "Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

    Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

    Комплекс средств оценки особенностей творческого потенциала учащихся, как условие развития способностей и рефлексии

    Развитие творческого потенциала личности в обученииТворческий потенциал личности есть внутренняя готовность индивида воспринимать и решать встающие перед ним задачи. (1)На сегодняшний день, комплекс з...

    Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.

    Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...

    Случайные статьи

    Вверх