Баллада светлана краткое содержание для читательского. Жуковский «Светлана» – анализ. О чем говорится в произведении

Баллада «Светлана» Жуковского, написанная в 1812 году, является одним из ярких образцов раннего романтизма в русской литературе. В основе произведения лежит поэма немецкого писателя Готфрида Бюргера «Ленора».

Главные герои

Светлана – юная девушка, верная, кроткая и глубоко нравственная. В ней сочетается внешняя и внутренняя красота.

Другие персонажи

Подруги Светланы – незамужние девушки, которые посоветовали Светлане погадать на суженого.

Белоснежный голубок – олицетворение ангела-хранителя Светланы.

Жених Светланы – статный молодой человек, сдержавший свое слово и приехавший за Светланой.

Как-то раз « в крещенский вечерок » собираются незамужние девушки, чтобы погадать на суженого, узнать свою судьбу. Среди беззаботных подруг лишь одна выделятся своим задумчивым видом – « молчалива и грустна » Светлана. Девушки пытаются развеселить ее, предлагают вместе с ними спеть песню. Вот только Светлане совсем не до веселья – ее « милый друг далёко », и уж год, как нет никаких вестей от него. Девушка тяжело переживает разлуку с любимым, и терзается в гаданиях – возможно, он ее уж давно позабыл в далекой стороне.

Узнав о причине грусти Светланы, подруги предлагают ей совершить старинный обряд гадания. Для этого на стол с белой скатертью ставят зеркало и зажженную свечу. В зеркальном отражении « в полночь, без обмана » должен появиться суженый и сесть за накрытый стол.

Светлана « с тайной робостью » садится за стол и глядит в зеркало. Ей и жутко, и тревожно, и вместе с тем интересно узнать свою судьбу. С приближением полуночи сердце Светланы начинает биться все чаще. Ей чудится, будто за ее спиной кто-то стоит, ей слышится « тихий, легкий шепот ».

Девушка узнает голос своего жениха, оборачивается и, действительно, в комнате стоит ее возлюбленный. Он протягивает к Светлане руки и предлагает немедля ехать в церковь, где уже все подготовлено для их венчания. Девушка соглашается, и вот они уже мчат в лунной ночи навстречу собственному счастью.

Однако на сердце у Светланы тревожно. Она глядит на своего жениха и отмечает, что тот « бледен и унылый ». Вскоре перед ее глазами появляется « божий храм », наполненный людьми. Сквозь приоткрытую дверь виднеется черный гроб – в храме проходит отпевание покойника.

Кони мчат вперед, и вскоре Светлана замечает хижину, занесенную снегом. Подъехав к ней, девушка остается в полном одиночестве – неожиданно пропадают « кони, сани и жених ». Светлана и рада бы повернуть назад, да метель давно замела все следы. Перекрестившись, она « в дверь с молитвою стучит », и с опаской входит в избушку.

Посреди пустой хижины стоит гроб, накрытый белой попоной, а в ногах покойника – икона со свечкой. Светлана падает на колени и начинает молиться перед образом Спасителя. Затем, зажав в руке нательный крест, садится в угол избы, рядом с иконой.

За окном утихает буря, свечка перед образом едва-едва тлеет. Неожиданно в хижину влетает « белоснежный голубок с светлыми глазами », садится к Светлане на грудь и обнимает ее крыльями. Вновь воцаряется тишина, но вскоре девушке мерещится, будто покойник под покрывалом начинает шевелиться. Он срывает покров и с ужасом Светлана узнает в нем своего жениха. Покойник пытается разомкнуть свои окоченевшие руки, из уст его доносится глухой стон. Но тут белый голубок садится на грудь мертвеца и тем самым лишает его сил.

Под крик петуха Светлана пробуждается. Однако на душе у нее очень тяжело – в страшном сне ей видится « тайный мрак грядущих дней ». Чтобы немного развеяться, она садится у окна и смотрит на дорогу. Вскоре к дому подъезжают сани и « статный гость к крыльцу идет ». С радостью Светлана узнает в госте своего жениха, который приехал сыграть свадьбу со своей суженой.

Заключение

В своем произведении В. А. Жуковский делает акцент на том, что не стоит придавать большое значение вещим снам и разного рода приметам. Нужно верить в себя, верить в Бога, и все плохое пройдет стороной.

После ознакомления с кратким пересказом «Светланы» рекомендуем прочесть балладу в полном варианте.

Тест по балладе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 657.

Баллада «Светлана» была написана

Василием Жуковским в 1808 году. Она является своего рода переводом автором культового произведения «Ленора» немецкого писателя Г. А. Бюргера. То, что роднит эти две баллады - это фольклорный мистический сюжет в основе каждой из них. Различия же наблюдаются в развязке поэм. У Бюргера смерть главной героини предрешена, а у Жуковского все видения, связанные со смертью, оказываются не более чем Светланы. Обращение российского автора к русским святочным гаданиям является ценнейшей его находкой. Здесь представлено только краткое содержание. «Светлана» Жуковского - это произведение, которое стоит прочесть в оригинале.

Девушки гадают на суженого

В один из крещенских вечерков девушки сидели и гадали, желая в зеркале увидеть своего суженого-ряженого. Есть такая примета на Руси: все, что увидишь в зеркале в Крещение, сбудется. Среди гадающих девушек есть Светлана, которая тяжело переживает разлуку со своим любимым. Вот уже год, как от него нет никаких вестей. Девушка грустна и молчалива в отличие от своих подруг. Не позволит передать всю прелесть этого святочного гадания краткое содержание. «Светлана» Жуковского - о чистой любви и преданности любимому.

Светлане чудится, что ее увозит возлюбленный

Светлана решается узнать судьбу милого при гадании. На стол ставятся два прибора и свечи с зеркалом. Ровно в полночь наша героиня садится к зеркалу, пытаясь разглядеть в нем свою судьбу. Ей жутко и страшно. Замирая от ужаса, она слышит чьи-то тихие шаги. Оглянувшись, Светлана видит своего любимого, который протягивает к ней руки и зовет с собой венчаться. Они садятся в сани и едут в церковь. Бледная луна освящает их снежный путь. Светлане кажется лицо милого в лунном свете неестественно бледным. Ворон вьется над ними, предрекая скорую печаль. Впереди видна хижина, занесенная снегом. Так красочно в своей поэме описал ночные видения главной героини Жуковский. «Светлана», краткое содержание

которой здесь приведено, - это романтическая баллада о любви молодой девушки, желающей дождаться своего милого во что бы то ни стало.

Светлана у гроба любимого

Наша героиня входит в избушку и видит там стол, накрытый белой скатертью. На столе стоит гроб. Светлана молится перед иконами и садится в уголок. Вдруг к ней на грудь бросился белый голубок. На мгновение ей показалось, что мертвец пошевелился. С него слетело покрывало. В следующую минуту покойник застонал. Светлане стало совсем не по себе. Белый голубок взлетает и садится на грудь мертвеца. Тот, еще более побледнел и совсем замер в своем гробу. И тут девушка узнает в покойнике своего возлюбленного. Невозможно передать весь ужас и страх, испытанные Светланой в этот момент, приведя лишь краткое содержание. «Светлана» Жуковского дает возможность читателю погрузиться в таинственный мир демонов и духов.

Пробуждение от страшного сна

Просыпается наша героиня в своей светлице. Она понимает, что все, что с нею произошло - это просто страшный сон. После него на душе у нее остался нехороший осадок. Чтобы развеять печаль и тоску, она садится к окну и смотрит вдаль. И тут она видит, что по дороге несутся сани, в которых к ней спешит ее любимый друг. Он едет, чтобы увезти невесту под венец. Этим эпизодом закончил свою поэму Жуковский. Баллада «Светлана», краткое содержание которой здесь дано, имеет счастливый конец. Все страхи девушки оказались ложными. Мораль произведения такова, что не нужно думать ни о чем дурном, и плохое никогда не произойдет в вашей жизни.

На этом я заканчиваю свое повествование об этом произведении. Здесь дано лишь краткое содержание. «Светлана» Жуковского - это лучшее творение автора. Поэма читается легко. Я советую прочесть ее в оригинале.

Год написания: 1813

Жанр произведения: баллада

Главные герои: Светлана - девица

Сюжет

В один вечер девушки решили погадать. Только Светлана не хотела и грустила. Её милый далеко от нее. Уже год как нет весточки. Произнося заклинание, Светлана оставляет столовые приборы у зеркала. В полночь приехал жених и пригласил ехать в церковь на венчание. Проезжая мимо храма девушка увидела внутри гроб, а ворон кричал: печаль. Приехали к хижине, кони и жених пропали. В ней стоял гроб. Светлана припала к иконам с зажав крест в руке. Девушке казалось, что мертвый шевелится. Залетел голубь. Когда он сел на человека в гробу, тот умер. Вскоре Светлана просыпается в своей комнате и в окне видит жениха, который приехал вести ее под венец.

Вывод (мое мнение)

Время только укрепляет отношения. Любовь нужно ждать и искренне верить в нее. Вера просветляет душу и дает уверенность. Гадание предоставлено в неоднозначном свете. Любимый вернулся и так, а из-за гадания девушка лишь все больше накручивала себя.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поёт, не гадает. Её милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым.

Вот в светлице стол накрыт белой скатертью, на нем стоит зеркало со свечой и два прибора. Ровно в полночь в зеркале Светлана увидит своего милого, свою судьбу. С робостью садится она к зеркалу, но темно в зеркале, лишь свеча трепещет на столе. Вот и полночь. Светлана, замерев от страха, слышит, чьи-то шаги. Она робко глядит в зеркало, и чудится ей, что кто-то стоит за ее спиной и шепчет: «Я за тобой, моя краса!» Оглянулась — милый к ней протягивает руки: «Едем! Поп уж в церкви ждёт… / Хор венчальну песнь поёт.»

Они выходят к воротам, садятся в сани, и кони пускаются вскачь.

Они едут ночной степью, тусклая луна освещает их путь. Жених Светланы вдруг замолчал, стал бледен и уныл. Вот в стороне появляется храм, через открытые двери виден чёрный гроб — отпевают усопшего. Светлане страшно, но жених все так же молчалив, все так же бледен и уныл. Поднимается метель, ворон вьётся над санями и каркает: «Печаль!» Вдруг появляется хижинка, занесённая снегом. Кони подлетают к ней и… пропадают вместе с санями и женихом.

Оставшись одна, Светлана решается зайти в избушку. А в избушке — стол, накрытый белой скатертью, а на столе — гроб. Светлана падает на колени перед образом Спасителя и молится, затем, зажав в руках крестик, садится в уголок, под иконы.

Вьюга утихла, свеча у гроба горит, мигая. Тишина. Чу! Белый голубок спускается к Светлане, садится на грудь и обнимает крыльями. Опять тишина. Но кажется Светлане, что мертвец пошевелился. Так и есть — покрывало спало, и страшный мертвец застонал. Вот-вот он разомкнёт свои окоченевшие руки и встанет из гроба! Но тут белый голубочек вспорхнул и сел на грудь мертвеца. И тот, лишённый силы, заскрежетал зубами, опять мертвенно побледнел и замер в гробу.

«Глядь, Светлана… о творец! / Милый друг ее — мертвец! / Ах! …и пробудилась.» Проснулась Светлана в своей же светлице, где заснула, гадая. И вот уже рассвет, и петух поёт, встречая новое утро. Но у Светланы тяжело на душе от страшного и, может быть, вещего сна. Чтобы развеять тоску, она садится у окна, смотрит на дорогу. И видит: сани мчатся к дому, «Статный гость к крыльцу идёт… / Кто… Жених Светланы.»

Развеялся мрачный сон — жених приехал за Светланой, чтобы вести ее к венцу.

Вот итог баллады: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несчастье покажется лишь страшным сном. «О! не знай сих страшных снов / Ты, моя Светлана…» Пересказала Наталья Бубнова

Все происходило в крещенские вечера, когда юные девушки гадали на суженого, пытались разузнать свою судьбу. Среди девушек заметно выделялась Светлана. Только она была грустна в этот волшебный вечер, не пела и не гадала. Она тосковала о своем возлюбленном, который был очень далеко и не подавал никаких весточек.

Ровно в полночь, по преданию, заглянув в зеркало со свечами, можно увидеть своего суженого. Светлана решилась заглянуть в него. Вдруг она услышала чьи-то шаги. Страх сковал движения Светланы. За спиной почудилось чье-то дыхание и шепот: «За тобой моя краса!» Она оглянулась и увидела милого, который протягивал ей руки и звал ее за собой, в церковь. Они вышли за ворота и резво помчались в санях, запряженных лошадьми. Тусклая луна показывала им дорогу.

Жених Светланы приуныл. В сторонке появился храм. Сквозь открытые двери, виден был черный гроб. Светлане становилось еще страшней. Жених по-прежнему был бледный и молчаливый. Поднялась метель, черный ворон кружил над санями и кричал: «Печаль». На пути появилась заснеженная хижина. Вдруг кони вместе c женихом исчезают.

Светлана вошла в избу. Посреди избы белый стол, на столе - гроб. Забившись в угол, Светлана молилась под иконами, сжав в руке крестик.

За окном утихла вьюга. В комнате наступила тишина. Горела свеча у гроба. Прилетевший к Светлане белый голубь присел ей на грудь и обнял ее крыльями. На мгновение Светлане почудилось, что мертвец ожил. Так оно и было - стащив покрывало, мертвец застонал. Светлане казалось, еще мгновение, и он сможет разомкнуть свои окоченевшие руки и подняться из гроба. Белый голубь спасает Светлану. Он садится на грудь усопшего. Тот обессиливший, побледнел и замер в гробу.

Пробудилась от сна Светлана в своей светлице, в которой во время гадания заснула. Наступило утро, запели петухи. Но тяжелые ощущения от сна не покинули Светлану. Она решила прогнать их прочь, глядя в окно. По дороге к ней мчался ее суженый в санях, готовый взять ее под венец. От страшного кошмара не осталось и следа.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поёт, не гадает. Её милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым.

Вот в светлице стол накрыт белой скатертью, на нем стоит зеркало со свечой и два прибора. Ровно в полночь в зеркале Светлана увидит своего милого, свою судьбу. С робостью садится она к зеркалу, но темно в зеркале, лишь свеча трепещет на столе. Вот и полночь. Светлана, замерев от страха, слышит, чьи-то шаги. Она робко глядит в зеркало, и чудится ей, что кто-то стоит за ее спиной и шепчет: «Я за тобой, моя краса!» Оглянулась - милый к ней протягивает руки: «Едем! Поп уж в церкви ждёт... / Хор венчальну песнь поёт.»

Они выходят к воротам, садятся в сани, и кони пускаются вскачь.

Они едут ночной степью, тусклая луна освещает их путь. Жених Светланы вдруг замолчал, стал бледен и уныл. Вот в стороне появляется храм, через открытые двери виден чёрный гроб - отпевают усопшего. Светлане страшно, но жених все так же молчалив, все так же бледен и уныл. Поднимается метель, ворон вьётся над санями и каркает: «Печаль!» Вдруг появляется хижинка, занесённая снегом. Кони подлетают к ней и... пропадают вместе с санями и женихом.

Оставшись одна, Светлана решается зайти в избушку. А в избушке - стол, накрытый белой скатертью, а на столе - гроб. Светлана падает на колени перед образом Спасителя и молится, затем, зажав в руках крестик, садится в уголок, под иконы.

Вьюга утихла, свеча у гроба горит, мигая. Тишина. Чу! Белый голубок спускается к Светлане, садится на грудь и обнимает крыльями. Опять тишина. Но кажется Светлане, что мертвец пошевелился. Так и есть - покрывало спало, и страшный мертвец застонал. Вот-вот он разомкнёт свои окоченевшие руки и встанет из гроба! Но тут белый голубочек вспорхнул и сел на грудь мертвеца. И тот, лишённый силы, заскрежетал зубами, опять мертвенно побледнел и замер в гробу.

«Глядь, Светлана... о творец! / Милый друг ее - мертвец! / Ах! ...и пробудилась.» Проснулась Светлана в своей же светлице, где заснула, гадая. И вот уже рассвет, и петух поёт, встречая новое утро. Но у Светланы тяжело на душе от страшного и, может быть, вещего сна. Чтобы развеять тоску, она садится у окна, смотрит на дорогу. И видит: сани мчатся к дому, «Статный гость к крыльцу идёт... / Кто?... Жених Светланы.»

Развеялся мрачный сон - жених приехал за Светланой, чтобы вести ее к венцу.

Вот итог баллады: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несчастье покажется лишь страшным сном. «О! не знай сих страшных снов / Ты, моя Светлана...»

Случайные статьи

Вверх