Анализ стихотворения Гумилева «Вечер. «Вечер» Н. Гумилев «Вечер» Николай Гумилёв

История создания

Стихотворение «Вечер» было написано в 1908 г. и напечатано в сборнике «Жемчуга», изданном в 1910 г. Некоторые исследователи считают, что в стихотворении отражены настроения Гумилёва , получившего отказ от Анны Ахматовой , к которой он сватался в это время. Фактом является только то, что в момент написания стихотворения отношения Гумилёва и Ахматовой, которые всё-таки поженились в 1910 г., были непростыми.

Литературное направление и жанр

Стихотворение построено на символическом значении вечера, ночи. К поэтике символизма можно отнести и общее пессимистическое настроение стихотворения. Сборник «Жемчуга» посвящён наставнику Гумилёва, символисту Брюсову. Названия разделов сборника тоже имеют символический подтекст: «Жемчуг чёрный», «Жемчуг серый», «Жемчуг розовый». «Вечер», отражающий сумеречное состояние героя, помещён в раздел «Жемчуг серый».

По жанру это элегия, созерцание природы наводит на мысль о тщетности существования.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф, на протяжении которых происходит постепенный переход от дня к ночи, от душевной смуты к давно оплаканному счастью. Произведение строится на антитезах день – ночь, печаль – счастье, действительность – обетованная страна.

Тема стихотворения – поиск счастья, которое лирический герой в силу юношеского восприятия считает давно утраченным.

Основная мысль раскрывается в символических образах. Счастье призрачно, достичь его можно разве что во сне. Но каждый прожитый день приближает лирического героя к счастью и даёт надежду.

Тропы и образы

В первой части стихотворения Гумилёв рисует образы в основном эпитетами. Повторение эпитетов ненужный (день) – усиливает антитезу со словом великолепный . Таким образом, день амбивалентен, характеризуется двойственно. Остальные эпитеты относятся к явлениям, осмысленным положительно или отрицательно. Смутная душа, зловещие птицы – ласкающая тень, жемчужная риза, обетованная страна. Группа отрицательных эпитетов связана с внутренним миром лирического героя, положительные – с ночью как символом отдохновения.

Такое символическое значение ночи свойственно больше восточным народам, чем славянским, у которых ночь связана с тёмными, злыми делами. В жарких странах именно ночь становится временем оживления, освобождения, представляется в мифологии девочкой или девушкой. Гумилёв, в будущем известный путешественник, неисправимый романтик, немало знал о таких ассоциациях и использовал их в своём стихотворении.

Всё стихотворение строится на олицетворении ночи, к которой дважды обращается лирический герой. В первой строфе она не названа, Гумилёв использует загадку на основе метафоры. Ночь – это ласкающая тень в жемчужной ризе. Слово тень наводит на мысль о темноте, ночи, жемчужная риза – метафора звёздного неба. Эпитет ласкающая отражает и смутное желание счастья и любви, и надежду.

Обращение к ночи во второй строфе – это уже не призыв, а разговор с глазу на глаз. Образ ночи соединяет в себе образ христианской и древнегреческой богини. Этого Гумилёв достигает, соединив христианское одеяние святых (ризу) и сандалии, характерные для античных богинь. Таким образом, повелительница ночь соединяет в себе образ Богородицы и древнегреческой богини Ники (или древнеримской Виктории), на что намекает победный шаг сандалий (метафорический эпитет).

Победа ночи для лирического героя заключается в том, что она прогоняет его печали, представленные в виден зловещих птиц (бессоюзное сравнение).

Эмоциональному возбуждению героя во второй строфе противопоставлено его умиротворённое состояние в третьей, что выражено метафорой «от звёзд слетает тишина». Дополняет пейзаж бессоюзное сравнение, в котором блеск луны кажется похожим на запястье ночи с надетым на него золотым или серебряным браслетом.

Последние три строки указывают на причину умиротворённости героя: ночь принесла сон, который, в свою очередь, переносит лирического героя в обетованную страну счастья. Лирический герой сравнивает сон со страной давно утраченного счастья. То ли он был когда-то счастлив, но это время прошло, то ли он надеется на возвращение былого счастья, которое ему обещано (обетованная страна).

Состояние счастья тоже двойственно, в нём самом заключена вторая сторона – горе, плач. Гумилёв строит стихотворение симметрично, начинает и заканчивает его амбивалентными образами великолепного ненужного дня и давно оплаканного счастья.

Старославянизмы (риза, превозмочь, обетованная) не только нужны для создания образа богини-ночи, но и подчёркивают общий возвышенный настрой стихотворения.

Размер и рифмовка

В стихотворении «Вечер» Гумилёв особенно внимателен к форме. Каждая строфа состоит из 5 строк со сложной системой рифмовки аБааБ с преобладанием мужской рифмы.

Стихотворение написано традиционным четырёхстопным ямбом, в котором много пиррихиев. Великолепные длинные слова как будто не умещаются в отведённый им размер.

«Вечер» Николай Гумилёв

Еще один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.

И ты пришла… Ты гонишь прочь
Зловещих птиц - мои печали.
О, повелительница ночь,
Никто не в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий!

От звезд слетает тишина,
Блестит луна - твое запястье,
И мне опять во сне дана
Обетованная страна -
Давно оплаканное счастье.

Анализ стихотворения Гумилева «Вечер»

В 1910 году Гумилев выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от , Брюсова, Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали «Жемчуга» ученической книгой.

Стихотворение «Вечер», датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной». Риза — верхнее облачение священнослужителя — упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда — неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь».

Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения — результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу. Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.

2 819 0

В 1910 году выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от , Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали «Жемчуга» ученической книгой.

Стихотворение , датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной» . Риза - верхнее облачение священнослужителя - упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда - неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь» .

Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения - результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу. Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.

Случайные статьи

Вверх